Социально-личностное развитее дошкольников с помощью технологий нравственно-патриотического воспитания

Наталья Сироткина
Социально-личностное развитее дошкольников с помощью технологий нравственно-патриотического воспитания

1 слайд

«Социально-личностное развитее дошкольников через технологии нравственно-патриотического воспитания»

2 слайд

Патриотизм - наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Патриотизм является важным качеством личности. Любовь к Родине – это одно из наиболее глубоких чувств человека. В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

Россия-родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Именно обращение к ним использую я в работе по программе «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры».

10 слайд

Актуальность темы обусловлена тем, что вместе с обновлением содержания образовательных программ дошкольного воспитания образовался вакуум в разделе «Нравственное воспитание».

Педагогическая деятельность коллектива нашего детского сада в данном направлении основана на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики, с требованиями и рекомендациями программы «Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада» Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, технологии «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой.

11 слайд. Цель работы: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

12слайд

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях.

2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.

3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

5. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

6. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Работа с детьми ориентирована на четыре возрастные ступени: младший возраст – от 3-4 лет; средний возраст – от 4-5 лет; старший возраст – от 5-6 лет; подготовительную к школе группу – от 6-7 лет.

Первый этап работы – организация развивающей среды.

Большинство основной части НОД по приобщению детей к национальной культуре проводятся в «Горнице». Воспитатель выступает в роли хозяйки избы, которая естественным образом привлекает детей к своим повседневным делам и заботам (вышивке, стряпне и пр.)

14 слайд

Система НОД в «Горнице» включена в расписание НОД ДОУ и включает в себя активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Поэтому для них, как вариант кружковой работы, был организован кружок по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Родничок».

Второй этап – организация образовательного процесса.

Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры, по народным подвижным играм, которые органично сочетаются с комплексной программой Т. И. Гризик, Т. Н. Дороновой «Радуга».

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством начинаем с младшего дошкольного возраста. При отборе фольклорного материала педагоги максимально учитывают возрастные возможности детей.

Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности, все большее место отводится народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, используется беседа.

Наряду с НОД организуются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т. д. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулируют интерес детей, усиливает их впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями.

В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.

Воспитанники ДОУ по окончании реализации данной программы, имеют положительный результат.

Воспитанники детского сада:

1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.

2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

3. Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов, предметов быта.

6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Практическая часть

Уважаемые коллеги, давайте представим, что мы с вами на машине времени перенеслись на мгновение в стародавние времена русского народа, и попробуем освежить в нашей памяти названия предметов русского быта

1.)

1 слайд «Предметы русского быта в загадках»

2 слайд – Коллеги, посмотрите внимательно на экран, рассмотрите изображения старинных головных уборов и скажите, каким по счету изображен головной убор под названием «Сорока»?

3 слайд

- Коллеги, вы видите геометрические фигуры с изображением жилища человека.

- Назовите, в какой фигуре изображено старинное жилище русского народа, как оно называется?

4 слайд

- На следующем слайде изображены русские народные инструменты, давайте вспомним их названия»

Слайд 5- 14

Сейчас я вам загадаю загадки о предметах русского быта и домашней утвари. При правильном ответе на экране появится изображение.

- И так, первая загадка:

Три братца пошли на речку купаться. Двое купаются, а третий на берегу прохлаждается (Ведра и коромысло).

Вторая загадка:

Сама не ест, а людей кормит (ложка).

Следующая,третья загадка:

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет

(ухват).

Четвертая загадка:

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.

/Самовар/

Пятая загадка:

В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

/Печь/

Шестая загадка:

То назад, то вперед,

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море.

(Утюг.)

Седьмая загадка:

Пляшу по горнице

С работою моею,

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею.

(Веретено.)

Восьмая загадка:

В лесу родился,

В руках крестился,

На ногах умер.

(Лапоть.)

Девятая загадка:

Синее море,

Стеклянные берега,

Плавает утка,

Горит голова.

(Керосиновая лампа.)

Десятая загадка:

Тело бело,

Душа льняная,

Маковка золотая.

(Свеча.)

15 слайд

Следующая интерактивная дидактическая игра по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста называется

2) 1 слайд «Эволюция предметов русского быта»

Уважаемые коллеги, давайте попробуем вернуться, не в столь далекое детство и представить себя детьми старшего дошкольного возраста и выполнить следующие задания:

2 слайд

1. Определите из 3-х предметов прибор для кипячения воды?

2. Назовите в чем кипятили воду в старину?

3 слайд

1. Назовите прибор для освещения жилища?

2. Чем освещали жилища в старину?

4 слайд

1. Назовите прибор для глажения одежды?

2. Как назывался прибор для глажения в старину?

5 слайд

1. Назовите емкость для приготовления пищи?

2. В чем готовили пищу в старину?

6 слайд

1. Как называется предмет мебели для хранения одежды?

2. В чем хранили одежду в старину?

7 слайд.

Назовите старинный предмет русского быта и его современный аналог.

8 слайд Заключение

Работа, построенная предлагаемым нами образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, округе, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота. Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.

Таким образом, опыт работы по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений и практических наработок, в основе которых лежит формирование духовно-нравственного здоровья детей и развитие ребенка как личности, его социализация.

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников — неотъемлемая часть общей культурыПатриотическое воспитание дошкольников — неотъемлемая часть общей культуры Чувство патриотизма, так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам,.

Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
Социально-личностное развитее дошкольников с помощью технологий нравственно-патриотического воспитания
Опубликовано: 12 января 2014 в 13:13
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...