Содержание и формы работы с родителями и социальными партнерами по профилактике школьной дезадаптации

Светлана Смирнова
Содержание и формы работы с родителями и социальными партнерами по профилактике школьной дезадаптации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного педагогического профессионального образования

Центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр»

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Содержание и формы работы с родителями и социальными партнерами

по профилактике школьной дезадаптации»

Авторы:

Смирнова С. Н. –

старший воспитатель ГБДОУ № 49

Гаврикова Л. И. –

воспитатель ГБДОУ № 52

2012г.

«Содержание и формы работы с родителями и социальными партнерами по профилактике школьной дезадаптации»

Поступление в школу- переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчинятся разнообразным нормам и правилам, выполнять требования учителей и родителей, добиваться хороших результатов в учебе и прочее. К новым правилам, требованиям, нормам нужно адаптироваться, привыкнуть. И часть первоклассников, достаточно успешно справляется с этой задачей. Однако период привыкания к новым условиям у детей нередко длится целую четверть, а у некоторых растягивается на весь первый учебный год. Анализ обращений за психологической помощью показывает, что родители регулярно сталкиваются, например, с такой проблемой, когда ребенок с сохранным интеллектом и нормальным психическим развитием отказывается от посещений школы, конфликтует с учителями, сверстниками и прочими.

Взрослые пытаются решить эти проблемы средствами, заставляя ребенка учить уроки, взывают к его совести, упрекают в отсутствии прилежания, повышают уровень требовательности. Эти традиционные способы влияния, как правило не дают значимого эффекта. Прежде всего, необходимо разобраться в причинах осложнений адаптации.

Каждому педагогу хорошо известно, что от уровня сформированности взаимоотношений детей друг с другом зависит характер протекания их адаптации. Многие современные дети при вхождении в новый коллектив испытывают серьезные трудности в общении с одноклассниками. Прежде всего, это связано с негативностью большинства первоклассников к взаимодействию со сверстниками в новой для них деятельности учения. Как помочь вчерашнему дошкольнику найти свое место в классе? Как снять детскую тревожность перед школой? Как создать каждому ученику эмоциональный комфорт на уроке? Как помочь каждому ребенку быть уверенным в себе при выполнении школьных заданий?

Но прежде всего, мы должны знать, что же такое дезадаптация в школе.

Школьная дезадаптация – невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в рамках конкретного образовательного учреждения.

Факторы, которые лежат в основе дезадаптации:

-индивидуальный фактор

-соматический фактор

-психолого-педагогический фактор

-коррекционно - профилактический фактор

-средовой

-социальный фактор

-психический фактор

-психологический фактор

-семейный фактор

Виды нарушений при школьной дезадаптации

Проявления такие:

1. Ребенок не может контролировать свои эмоции и свое поведение. Появляются заикание, навязчивые движения, тики, частые отлучки в туалет, недержание мочи.

2. Ребенок не вовлечен в жизнь класса. Не может усвоить модель поведения на уроке, не пытается наладить контакт со сверстниками.

3. Не может проконтролировать правильность выполнения задания, детали оформления работы. Успеваемость снижается с каждым днем. Не может выполнить тесты, которые выполнял на вступительном тестировании или при прохождении медкомиссии.

4. Неспособен найти разрешение из создавшихся учебных проблем. Не видит собственных ошибок. Не может самостоятельно решить проблемы отношений с одноклассниками.

5. Тревожен на фоне хорошей успеваемости. Наблюдаются волнение, повышенное беспокойство в школе, ожидание плохого отношения к себе, боязнь низкой оценки своих способностей, навыков и умений.

6. Школьный невроз – тяжелые по форме проявления школьной дезадаптации.

Психологи выделяют три основных этапа (фазы) адаптации

Первый этап Второй этап Третий этап

Ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых взаимодействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением, практически все системы организма. Это «физиологическая буря». Длится достаточно долго (2-3 недели).

На первом этапе не о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все что есть, а иногда и «в долг берет».

Поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребенка в этот период. Неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие -то оптимальные

(или близким к оптимальным) варианты реакции на эти взаимодействия.

На втором этапе «цена» снижается, «буря» начинает затихать. Период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующее меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу не выполнял школьник, будь то умственная работу по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной»сидячей» позе, или психологическая нагрузка общение в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм.

Мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Проблема адаптации первоклассников к новым формам жизнедеятельности в школе возникает при любых условиях обучения. Содержание, методы и формы работы в этот период определяются как возрастными и индивидуальными особенностями поступающих в школу детей, так и характерными особенностями системы их обучения. Мэтры психологии, маститые педагоги и знаменитые медики не могут договориться друг с другом что же представляет собой неуспевающий дезадаптированный школьник? И каждый предлагает свою систему. Но, наверное, более правильной и действенной стала система Л. В. Занкова. Основная особенность системы – ее ориентированность на общее развитие личности в целом, на полноту реализации духовных, интеллектуальных, физических сил каждого ребенка. Раскрыть эти возможности детей можно только в процессе их активной поисковой учебной деятельности, связанной с положительными эмоциями и переживаниями.

Для того чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности, необходимо прежде всего изучить его стартовый уровень по следующим показателям: состояние здоровья, социально-педагогическая готовность, общее развитие и наличие базовых знаний, умений и навыков.

Еще очень важно знать анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию ребенка

1 До родов (антенатальные факторы)

- токсикозы 1 и 2-ой половины беременности

-острое инфекционное заболевание матери в период беременности

-обострение хронических заболеваний матери в период беременности

-прием лекарственных препаратов матерью во время беременности

-стрессовые ситуации у матери в период беременности (конфликты на работе, в семье, горестные переживания)

- вредная работа матери в период беременности.

-употребление матерью алкоголя во время беременности

-частное употребление алкоголя отцом перед беременностью матери.

-курение матери в период беременности

2. Во время родов (интранатальные факторы)

-осложнения в родах

-наличие асфиксии разной степени тяжести

-родовая травма

-хирургические вмешательства во время родов

-несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка

3. После родов (постнатальные факторы)

-недоношенность или переношенность ребенка

-крупная масса тела (вес больше 4 кг)

-заболеваемость на первом месяце жизни

-употребление алкоголя матерью во время вскармливания грудью

-пассивное курение (курение членами семьи в присутствии ребенка)

-искусственное вскармливание ребенка

-фоновые заболевания (рахит, диатез, гипотрофия, анемия)

-частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до трех лет.

-наличие хронических соматических и врожденных заболеваний (пиелонефрит, врожденный порок сердца и т. д.)

-задержка нервно-психического развития

-неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни

-отсутствие закаливающих мероприятий

-лишения общения со сверстниками и незнакомыми людьми

-конфликтные взаимоотношения в семье

-отсутствие отца или матери в семье ребенка

-первый и единственный ребенок в семье

-неправильное воспитание ребенка (гиперопека, «кумир семьи» и т. д.)

Для того, чтобы период адаптации прошел более успешно, гладко и безболезненно для ребенка мы ставим перед собой цель: объединение усилий педагогов, родителей и социума

Уровни адаптации ребенка напрямую зависят от готовности к школе.

Подход к формам работы будет индивидуальным, в зависимости от составляющей готовности к школе.

Признаки готовности ребенка к школе

1. Умеет играть самостоятельно в ролевые игры, игры с большим количеством персонажей, разнообразные по сюжету. В негативных ситуациях предлагает позитивное решение: если играет в войну, организует госпиталь, если персонажи в игре ссорятся, то потом мирятся…

2. Выражена учебная мотивация. Проявляет интерес к учебным тетрадям и пособиям для дошкольников.

3. Выражен интерес к сверстникам.

4. Знает печатные буквы. Может читать сам и пересказывать прочитанное. Этот навык не обязательный, но желательный. Если же ребенок не любит или не умеет читать, то может пересказать прочитанное ему вслух. Может пересказать самостоятельно содержание мультфильма или развернуто ответить на вопросы: «Кто? Что делал? Почему? Кто что чувствовал? Как и почему был одет?».

5. Желательно знание цифр, определение количества в пределах пяти предметов без пересчитывания, понимание числового луча, как располагаются цифры относительно друг друга.

6. Должна быть сформирована ведущая рука. Может совершать перекрестные движения правой и левой руками (незрелый малыш в правом поле зрения действует правой рукой, в левом – левой).

7. Засыпает за полчаса вечером.

8. Болеет не чаще 3 раз в год, если посещает детское учреждение. И не больше 3 недель каждый раз.

Какие же формы мы используем в работе с родителями :

-Анкетирование, опросники (сбор информации по определенной теме)

-Заполнение социальных паспортов (особенности и трудности семейного воспитания, определение популярных форм работы)

-Индивидуальная работа

-Обучение практическим умениям (практикумы, тренинги, семинары)

Дает возможность родителям овладеть умениями

-Руководить детской деятельностью

-Развивать речь

-Укреплять физическое и психическое состояние детей

-Развивать любознательность

-Формировать творческое воображение детей

-Развивать личность ребенка

-Приобщать к общечеловеческим ценностям

-Формировать психологическую готовность ребенка к обучению в школе

-Вовлечение в образовательный процесс (выполнение совместных творческих задание, проектов, участие в праздниках, вечерах досуга, занятиях, участие в организации и проведении экскурсий, «Гость группы»)

-Информационное просвещение родителей (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические и творческие встречи, консультации, День открытых дверей, наглядная информация)

- знакомство с возрастными особенностями

- оздоровительные мероприятия

- методы воспитательно - образовательного процесса

- Рекомендации

Занимательная деятельность дома Занимательная деятельность в социуме

- занятия с ребенком

-обсуждение с ним разных проблем

-чтение книг с последующим обсуждением

-разгадывание вместе с ребенком загадок, решение кроссвордов

-придумывание загадок, кроссвордов

-рассматривание репродукций, иллюстраций

-сюжетные и настольные игры

-рисование, лепка, конструирование, вырезывание ножницами

-совместный труд

-просмотр детских передач и их обсуждение

-приобщение ребенка к тем занятиям, которые интересуют родителей

(коллекционирование, рукоделие, резьба по дереву и т. д.)

-занятия спортом

-закаливающие мероприятия - спортивные секции,кружки, бассейн

-цирковые студии

-танцевальные кружки

-курсы по подготовке к школе

-кружок «Шашки –шахматы)

-кружки технической направленности

-посещение библиотеки

-экскурсии

-прогулки, сопровождаемые рассказами родителей, пояснениями, беседами

- отдых в выходные дни в парке, за годом

-занятия спортом

-совместное посещение театров, музеев, выставок

-коррекционная помощь (логопед, дефектолог, психолог)

Мы предлагали родителям памятку «Как надо вести себя родителям с ребенком в период адаптации (1 класс)

Совместно с психологом «Шкалу для определения эмоционального профиля при адаптации к школе» для ознакомления и понимания в будущем поведения ребенка

Разработали памятку для родителей первоклассников

Расставаясь с детьми, в работу с которыми вложено столько сил, «отпуская» их в первый класс, мы не можем не беспокоиться о том, как сложится их грядущая школьная жизнь. Очень часто учителя и воспитатели исповедуют разные педагогические ценности, придерживаются разных педагогических стилей и методов. Поэтому и адаптация детей к обучению в первом классе не всегда проходит гладко.

Можно ли что-нибудь сделать, чтобы хотя бы чуть-чуть смягчить предстоящие трудности? Мы нашли формы работы и приемы, которые помогли нашим детям.

Вот несколько практических советов для тех кто не знает, что делать.

• Сводите детей подготовительной группы на экскурсию в ближайшую школу. Договоритесь с администрацией, чтобы экскурсию вели школьники третьих-четвертых классов. Пусть дети пройдутся по школьным коридорам, заглянут в классы, в физкультурный зал, в буфет и даже в туалеты.

• Организуйте встречу родителей будущих первоклассников с родителями выпускников прошлых лет. Пусть они расскажут о главных трудностях первого года обучения, с которыми пришлось столкнуться им лично: об утренних сборах, о группе продленного дня, о посещении туалета, о том, как получать необходимую информацию о происходящем.

• Поиграйте с детьми в игры, моделирующие «экстремальные» школьные ситуации.

Игра «Сложи в портфель»

Надо собрать в портфель (рюкзак) разложенные в беспорядке вещи за возможно короткое время. Во время игры, которую можно превратить в увлекательное состязание, особое внимание нужно обратить на «упаковку» продуктов, которые родители дают ребенку в качестве завтрака или в дополнение к завтраку. Продукты должны лежать в специальной, плотно закрывающейся и при этом легко открывающейся коробочке. Если ребенок берет с собой термос или бутылочку с питьем, к этим предметам, помещенным в портфель, тоже нужно относиться с повышенным вниманием.

Кстати, эту тему нужно обязательно обсудить с родителями на одной из майских встреч. Их тоже можно «потренировать» в искусстве укладывания портфеля.

Игра «Найди свою одежду»

Устраивается куча- мала из детских вещей. Нужно быстро отыскать в ней свои вещи и одеться. Эту игру можно провести в присутствии родителей и объяснить им, что вещи, в которых ребенок ходит в школу, лучше метить – либо биркой с именем и фамилией ребенка, либо каким-нибудь отличительным знаком, который легко бросается в глаза и помогает малышу обнаружить предмет одежды.

Игра «Ботинки! В мешок!»

Мешки со сменной обувью – неизбежная школьная реальность. Дети приносят в мешках сменную обувь и упаковывают в них обувь уличную. Это умение нужно обязательно потренировать. В силах воспитателей превратить это в азартную состязательную игру – парную или командную, когда игроки обуваются и разуваются на время.

А внимание родителей нужно обратить на то, что мешок должен легко вмещать в себя сапоги. Возможно, для уличной обуви нужен дополнительный «вкладыш» в виде полиэтиленового пакета.

Только нашими совместными усилиями (педагогов, родителей, социальный партнеров) можно смягчить период адаптации.

Публикации по теме:

«Взаимодействие воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированное на преодоление тревожности» Актуальность разработки проекта по взаимодействию воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированного на преодоление.

Формы работы по образовательным областям В соответствии с ФГТ предлагается следующая модель организации образовательного процесса: 1. Совместная деятельность взрослого и детей с.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Содержание и формы работы с родителями и социальными партнерами по профилактике школьной дезадаптации
Опубликовано: 17 марта 2013 в 14:39
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...
Уголок творчества своими руками «Морские обитатели»
На стенде меняются выставки очень часто. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит...
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой»
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой» Подготовили музыкальные руководители Кузнецова Марина Рафаильевна, Виноградова Наталья Павловна. Вспоминая осень...
Новогодние поделки-елочки. Творчество родителей.
Уважаемые друзья- маамовцы, коллеги, доброго времени суток! В нашем детском саду начался конкурс новогодних елочек. Проводится он в рамках акции...
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год.
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год. Воспитатель в группе одевает костюм Зимы! Зима: Здравствуйте дети! Я пришла в гости к вам из:...