Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня

Ирина Кургузикова
Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу (имеется в виду даже не количество на-копленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода - школьного детства.

Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности.

Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания необходимо в процессе обучения и познавательного общения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического образования детей. Кругозор ре-бенка отражает накопленный опыт и пополняется благодаря расширению словесных образов, формированию представлений по рассказам, объяснениям, с помощью воображения. Становится возможным применение схем, моделей, обобщенных понятий. На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности.

Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на его успешность. Целью педагогической работы по формированию математических представлений является:

1. накопление, обогащение и упорядочивание математических представлений;

2. овладение способами оперирования знаниями, переноса их в сходные и нестандартные ситуации;

3. развитие мышления, умения анализировать, рассуждать, делать выводы.

В процессе образовательной работы необходимо направить усилия на совершенствование у ребенка представлений об окружающем, развитие у него умственных способностей, любо-знательного интереса.

Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение, раскрываются новые существенные связи и отношения, появляется возможность их использования в различных незнакомых ситуациях. Исходя из материалистического толкования происхождения математических понятий, дошкольная педагогика включает в процесс обучения началам математики предметные действия с разными объектами, обеспечивает чувственную ос-нову для формирования знаний и представлений, а также различные виды детской деятельности для практического применения математических знаний.

В комплексном подходе к воспитанию и образованию дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим содержанием дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, что в конечном результате приводит к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, желание проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

В Программе «От рождения до школы» все содержание познавательно-математического развития заложено в образовательной области «Познание». Все методы и приемы, дидактические средства подчинены основной цели - развитию познавательно- творческих способностей. Формирование у детей умения использовать приобретенные знания в новых бытовых условиях следует рассматривать в качестве специальной цели образования и направлять усилия на разработку и дальнейшее совершенствование методов практического применения.

Освоение математического содержания предполагает овладение многочисленными практическими и логическими действиями. В результате чего дети знакомятся со средствами (эталоны формы, цвета, мерка, представлениями (образы предметов, их связи, модели, речь) и способами познания (уравнивание, сравнение).

Становление логико-математического опыта ребенка успешно осуществляется в трех основных сферах его деятельности:

1. В повседневных видах детской деятельности. Актуализация доступных ребенку связей, зависимостей, закономерностей в ходе выполнения режимных процессов, участия в труде, художественных видах деятельности (Е. И. Тихеева).

2. В играх, состязаниях, вечерах развлечений, досугах детей.

3. В познавательно-игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию, уточнение представлений, умений, расширение области их применения и преобразования.

Важное место в образовании дошкольников отводится использованию дидактических игр и упражнений. Игра для ребенка - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойства предметов. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные ори-ентировки. Игры способствуют развитию любознательности, наблюдательности, сообразительности, внимания, памяти, мышления, речи, стимулируют детскую активность в них; совершенствуется понимание отношений и причинно-следственных взаимосвязей между предметами и явлениями. В дидактической игре дети обучаются умственным действиям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации. Игра становится средством воспитания партнерских отношений. Дети привыкают действовать по очереди, руководствоваться правилами, считаться с желаниями всех участников, проявлять инициативу, быстроту реакции. В игре ребенок учится быть справедливым, чутким, доброжелательным, внимательным и требовательным одновременно, помогать другому преодолевать трудности, достойно переживать временные неудачи и поражения, радоваться успехам своих товарищей и своим собственным.

Усвоение математических представлений с помощью дидактических игр будет результативным только при максимальном участии каждого ребенка в образовательно-игровой деятельности. Нередко фронтальные формы, когда все участники игры получают одинаковые задания, а единственный ответ озвучивает у доски только один ребенок, становятся малоэффективными, не позволяют педагогу проконтролировать индивидуальное выполнение детьми игровых заданий. Дети при этом имеют возможность незаметно для педагога копировать работу товарищей, усваивают стереотипы, перестают стремиться к осознанному, самостоя-тельному и творческому выполнению игровых заданий.

Публикации по теме:

Проект по взаимодействию детей, педагогов и родителей по развитию познавательных и творческих способностей у дошкольников. Проект по взаимодействию детей, педагогов и родителей по развитию познавательных и творческих способностей у дошкольников. Тема. «Развитие.

Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня
Опубликовано: 17 января 2014 в 12:03
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...