Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня

Ирина Кургузикова
Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу (имеется в виду даже не количество на-копленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода - школьного детства.

Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности.

Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания необходимо в процессе обучения и познавательного общения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического образования детей. Кругозор ре-бенка отражает накопленный опыт и пополняется благодаря расширению словесных образов, формированию представлений по рассказам, объяснениям, с помощью воображения. Становится возможным применение схем, моделей, обобщенных понятий. На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности.

Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на его успешность. Целью педагогической работы по формированию математических представлений является:

1. накопление, обогащение и упорядочивание математических представлений;

2. овладение способами оперирования знаниями, переноса их в сходные и нестандартные ситуации;

3. развитие мышления, умения анализировать, рассуждать, делать выводы.

В процессе образовательной работы необходимо направить усилия на совершенствование у ребенка представлений об окружающем, развитие у него умственных способностей, любо-знательного интереса.

Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение, раскрываются новые существенные связи и отношения, появляется возможность их использования в различных незнакомых ситуациях. Исходя из материалистического толкования происхождения математических понятий, дошкольная педагогика включает в процесс обучения началам математики предметные действия с разными объектами, обеспечивает чувственную ос-нову для формирования знаний и представлений, а также различные виды детской деятельности для практического применения математических знаний.

В комплексном подходе к воспитанию и образованию дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим содержанием дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, что в конечном результате приводит к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, желание проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

В Программе «От рождения до школы» все содержание познавательно-математического развития заложено в образовательной области «Познание». Все методы и приемы, дидактические средства подчинены основной цели - развитию познавательно- творческих способностей. Формирование у детей умения использовать приобретенные знания в новых бытовых условиях следует рассматривать в качестве специальной цели образования и направлять усилия на разработку и дальнейшее совершенствование методов практического применения.

Освоение математического содержания предполагает овладение многочисленными практическими и логическими действиями. В результате чего дети знакомятся со средствами (эталоны формы, цвета, мерка, представлениями (образы предметов, их связи, модели, речь) и способами познания (уравнивание, сравнение).

Становление логико-математического опыта ребенка успешно осуществляется в трех основных сферах его деятельности:

1. В повседневных видах детской деятельности. Актуализация доступных ребенку связей, зависимостей, закономерностей в ходе выполнения режимных процессов, участия в труде, художественных видах деятельности (Е. И. Тихеева).

2. В играх, состязаниях, вечерах развлечений, досугах детей.

3. В познавательно-игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию, уточнение представлений, умений, расширение области их применения и преобразования.

Важное место в образовании дошкольников отводится использованию дидактических игр и упражнений. Игра для ребенка - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойства предметов. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные ори-ентировки. Игры способствуют развитию любознательности, наблюдательности, сообразительности, внимания, памяти, мышления, речи, стимулируют детскую активность в них; совершенствуется понимание отношений и причинно-следственных взаимосвязей между предметами и явлениями. В дидактической игре дети обучаются умственным действиям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации. Игра становится средством воспитания партнерских отношений. Дети привыкают действовать по очереди, руководствоваться правилами, считаться с желаниями всех участников, проявлять инициативу, быстроту реакции. В игре ребенок учится быть справедливым, чутким, доброжелательным, внимательным и требовательным одновременно, помогать другому преодолевать трудности, достойно переживать временные неудачи и поражения, радоваться успехам своих товарищей и своим собственным.

Усвоение математических представлений с помощью дидактических игр будет результативным только при максимальном участии каждого ребенка в образовательно-игровой деятельности. Нередко фронтальные формы, когда все участники игры получают одинаковые задания, а единственный ответ озвучивает у доски только один ребенок, становятся малоэффективными, не позволяют педагогу проконтролировать индивидуальное выполнение детьми игровых заданий. Дети при этом имеют возможность незаметно для педагога копировать работу товарищей, усваивают стереотипы, перестают стремиться к осознанному, самостоя-тельному и творческому выполнению игровых заданий.

Публикации по теме:

Проект по взаимодействию детей, педагогов и родителей по развитию познавательных и творческих способностей у дошкольников. Проект по взаимодействию детей, педагогов и родителей по развитию познавательных и творческих способностей у дошкольников. Тема. «Развитие.

Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня
Опубликовано: 17 января 2014 в 12:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...