«Сохранение и развитие традиций народов ханты и манси в воспитании дошкольников» (из опыта работы).

Юлия Пашина
«Сохранение и развитие традиций народов ханты и манси в воспитании дошкольников» (из опыта работы).

«Сохранение и развитие традиций народов ханты и манси в воспитании дошкольников» (из опыта работы).

Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его.

Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный момент особенную актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, любви к «малой» Родине – к краю в котором они живут.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру народов родного края. Нравственно-патриотическое воспитание детей является, на наш взгляд, одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, включает в себя воспитание патриотических чувств, формирование чувства национальной гордости, изучение истоков национальной культуры и многое другое.

Помимо знакомства детей с русским народным бытом и обрядами, мы прививаем нашим ребятишкам любовь к родному краю через рассматривание открыток, иллюстраций, посещение городского краеведческого музея, чтение стихов, сказок, театрализованную деятельность.

Духовно-нравственное воспитание включает в себя не только патриотическое воспитание и любовь к национальной культуре, но и уважение к народностям, населяющих наш округ. В нашей группе была организована мини-выставка «Югра - это ты и я!», посвященная юбилею Ханты- Мансийского автономного округа. В данном уголке мы поместили фотографии и иллюстрации об искусстве, труде и быте народов ханты и манси, собрали каталог орнаментов, используемых в национальных костюмах жителей Крайнего Севера.

Также на познавательных занятиях дети получают знания о народных традициях хантов и манси, об особенностях нашего климата и основных природных богатств той территории, где они проживают. Полученные знания на занятиях и в беседах мы закрепляем в сюжетно-ролевых играх и разнообразных видах деятельности.

Особое внимание мы уделяем народным обычаям, в частности обычаям гостеприимства и уважения к старшим. Дошкольники узнают о том, что дети хантов и манси постоянно находились рядом с родителями, помогали им в работе: учились выделывать шкуры, изготовлять жилы для меховой одежды, кроить и шить одежду и обувь, украшать орнаментом, готовить пищу, поддерживать очаг. Так они накапливали жизненный опыт. И, став взрослыми, дети хантов и манси заботятся о старших, помогают им. Мы в своем детском саду рассказываем об этом своим воспитанникам, знакомим с искусством народов ханты и манси, знакомим с особенностями национального костюма, обращаем внимание на элементы орнамента.

Выходя с детьми на прогулку, мы обращаем внимание на красоту нашей природы, учим детей видеть и понимать ее, ведь это начало патриотического чувства, чувства любви к родному округу. Наша задача – дать больше знаний о растительном и животном мире Ханты- Мансийского края. При ознакомлении детей с природой мы стремимся дать им образец гуманного отношения ко всему живому, нацеливаем детей на эмоциональную оценку окружающей природы, чтобы их высказывания становились содержательными и выразительными. Используем также и народные приметы, отражающие острую наблюдательность хантов и манси, например: «В глубоком снегу никогда не замерзнешь», «Собака траву ест - дождь будет», «Мошки в тесную одежду набираются больше» и др. Народные приметы помогают детям познать природу, развивают у них наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям.

Воспитывая у детей любовь к родному краю, его природе, нельзя не рассказать о богатствах севера, его животном мире

. Решая данные задачи, мы в своей работе используем картины, фотографии, иллюстрации. Дети знают, что в тайге водятся олени, волки, песцы, куницы, зайцы, глухари, куропатки. Самым распространенным обитателем тайги является северный олень.

Играем с детьми в игры народов севера, связанные с обитателями тайги. В играх народов Севера много шуток, юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, жеребьевками.

Знакомим с национальными сказками, потешками, поговорками, которые очень нравятся нашим ребятам. Воспитывая сознательность, вежливость, доброту, внимание, используя при этом пословицы, поговорки и стихи, мы зарождаем в глубине ребенка маленькое зернышко, которое со временем вырастет в привычку, в культуру поведения, как в быту, так и в природе.

Знакомя детей с народно-прикладным искусством народов Севера, мы обращаем внимание детей на предметы, сделанные из кости, бисера, меха, бересты, сукна, на картины изображающие красоту, необычность Северной природы, на портреты и сюжеты, связанные с жизнью и бытом коренного населения.

Чтобы у детей было полное представление о родном крае мы ходим на экскурсии в городской музей.

Знакомясь с культурой народов Севера, все больше понимаешь, на сколько интересен фольклор и быт этих людей.

У народов севера, как и у любого другого народа, существуют свои традиции, обряды, празднества и большинство из них связано с музыкой, что требует от участников не только охотничьих, или каких-нибудь других, но и исполнительских качеств.

Мы считаем, что такая работа поможет сохранить и развить народные традиции, привить детям уважение к коренному населению и любовь к родному краю, а значит и любовь к Родине.

Публикации по теме:

Краса ненагляднаяКраса ненаглядная Русское народное прикладное искусство имеет огромную воспитательную ценность для подрастающего человека. Оно воспитывает у него любовь.

Задачи воспитания ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет - Развивать сенсорику, моторность и интеллект, организуя все виды предметных игр (дидактические, сюжетно-отобразительные с предметами-орудиями.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Одежда, обувь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Сохранение и развитие традиций народов ханты и манси в воспитании дошкольников» (из опыта работы).
Опубликовано: 4 февраля 2012 в 15:18
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Благодарность порталу МAAM
Благодарность порталу МААМ Дорогие коллеги! Дорогие друзья! Уважаемые организаторы портала МААМ! Вчера были опубликованы результаты конкурса «Лучший...
Зимняя подвижная игра «Паровозик» для детей младшего дошкольного возраста
Цель: учить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показать предметы, передавать характерные движения животных; упражнять в произношении...
Мастер-класс открытки «Ангел» в технике айрис фолдинг с использованием атласных лент
Необычная техника аппликации, айрис фолдинг, впервые была изобретена в Нидерландах. Дословно переводится как «радужное складывание» ( «iris folding»....
Фотоотчет «Герб группы»
В нашем саду "Снежинка"проходил конкурс «Лучший герб группы», где мы заняли 2-е место. Создавался герб совместно с моей напарницей Никитенко Евгенией...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...