«Сохранение и развитие традиций народов ханты и манси в воспитании дошкольников» (из опыта работы).

Юлия Пашина
«Сохранение и развитие традиций народов ханты и манси в воспитании дошкольников» (из опыта работы).

«Сохранение и развитие традиций народов ханты и манси в воспитании дошкольников» (из опыта работы).

Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его.

Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный момент особенную актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, любви к «малой» Родине – к краю в котором они живут.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру народов родного края. Нравственно-патриотическое воспитание детей является, на наш взгляд, одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, включает в себя воспитание патриотических чувств, формирование чувства национальной гордости, изучение истоков национальной культуры и многое другое.

Помимо знакомства детей с русским народным бытом и обрядами, мы прививаем нашим ребятишкам любовь к родному краю через рассматривание открыток, иллюстраций, посещение городского краеведческого музея, чтение стихов, сказок, театрализованную деятельность.

Духовно-нравственное воспитание включает в себя не только патриотическое воспитание и любовь к национальной культуре, но и уважение к народностям, населяющих наш округ. В нашей группе была организована мини-выставка «Югра - это ты и я!», посвященная юбилею Ханты- Мансийского автономного округа. В данном уголке мы поместили фотографии и иллюстрации об искусстве, труде и быте народов ханты и манси, собрали каталог орнаментов, используемых в национальных костюмах жителей Крайнего Севера.

Также на познавательных занятиях дети получают знания о народных традициях хантов и манси, об особенностях нашего климата и основных природных богатств той территории, где они проживают. Полученные знания на занятиях и в беседах мы закрепляем в сюжетно-ролевых играх и разнообразных видах деятельности.

Особое внимание мы уделяем народным обычаям, в частности обычаям гостеприимства и уважения к старшим. Дошкольники узнают о том, что дети хантов и манси постоянно находились рядом с родителями, помогали им в работе: учились выделывать шкуры, изготовлять жилы для меховой одежды, кроить и шить одежду и обувь, украшать орнаментом, готовить пищу, поддерживать очаг. Так они накапливали жизненный опыт. И, став взрослыми, дети хантов и манси заботятся о старших, помогают им. Мы в своем детском саду рассказываем об этом своим воспитанникам, знакомим с искусством народов ханты и манси, знакомим с особенностями национального костюма, обращаем внимание на элементы орнамента.

Выходя с детьми на прогулку, мы обращаем внимание на красоту нашей природы, учим детей видеть и понимать ее, ведь это начало патриотического чувства, чувства любви к родному округу. Наша задача – дать больше знаний о растительном и животном мире Ханты- Мансийского края. При ознакомлении детей с природой мы стремимся дать им образец гуманного отношения ко всему живому, нацеливаем детей на эмоциональную оценку окружающей природы, чтобы их высказывания становились содержательными и выразительными. Используем также и народные приметы, отражающие острую наблюдательность хантов и манси, например: «В глубоком снегу никогда не замерзнешь», «Собака траву ест - дождь будет», «Мошки в тесную одежду набираются больше» и др. Народные приметы помогают детям познать природу, развивают у них наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям.

Воспитывая у детей любовь к родному краю, его природе, нельзя не рассказать о богатствах севера, его животном мире

. Решая данные задачи, мы в своей работе используем картины, фотографии, иллюстрации. Дети знают, что в тайге водятся олени, волки, песцы, куницы, зайцы, глухари, куропатки. Самым распространенным обитателем тайги является северный олень.

Играем с детьми в игры народов севера, связанные с обитателями тайги. В играх народов Севера много шуток, юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, жеребьевками.

Знакомим с национальными сказками, потешками, поговорками, которые очень нравятся нашим ребятам. Воспитывая сознательность, вежливость, доброту, внимание, используя при этом пословицы, поговорки и стихи, мы зарождаем в глубине ребенка маленькое зернышко, которое со временем вырастет в привычку, в культуру поведения, как в быту, так и в природе.

Знакомя детей с народно-прикладным искусством народов Севера, мы обращаем внимание детей на предметы, сделанные из кости, бисера, меха, бересты, сукна, на картины изображающие красоту, необычность Северной природы, на портреты и сюжеты, связанные с жизнью и бытом коренного населения.

Чтобы у детей было полное представление о родном крае мы ходим на экскурсии в городской музей.

Знакомясь с культурой народов Севера, все больше понимаешь, на сколько интересен фольклор и быт этих людей.

У народов севера, как и у любого другого народа, существуют свои традиции, обряды, празднества и большинство из них связано с музыкой, что требует от участников не только охотничьих, или каких-нибудь других, но и исполнительских качеств.

Мы считаем, что такая работа поможет сохранить и развить народные традиции, привить детям уважение к коренному населению и любовь к родному краю, а значит и любовь к Родине.

Публикации по теме:

Краса ненагляднаяКраса ненаглядная Русское народное прикладное искусство имеет огромную воспитательную ценность для подрастающего человека. Оно воспитывает у него любовь.

Задачи воспитания ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет - Развивать сенсорику, моторность и интеллект, организуя все виды предметных игр (дидактические, сюжетно-отобразительные с предметами-орудиями.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Сохранение и развитие традиций народов ханты и манси в воспитании дошкольников» (из опыта работы).
Опубликовано: 4 февраля 2012 в 15:18
+17
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
Мастер-класс «Елочка из фоамирана»
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...