Лучший педагог года

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников с помощью инновационной кейс-технологии

Елена Рыбакова
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников с помощью инновационной кейс-технологии

В нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Одной из актуальных задач в дошкольном образовании на сегодняшний день, является создание условий для формирования осознанного отношения дошкольников к своему здоровью, повышение мотивации и заинтересованности детей к его сохранению и укреплению. Для того, чтобы развивать у детей способность анализировать различные проблемы, находить их решение, а также умение работать с информацией нами была выбрана современная, интерактивная технология - кейс-технология, которая позволяет на практике реализовать компетентностный подход. Кейс-технология в образовании – представляет собой информационный процесс, дающий возможность осмыслить сложившуюся ситуацию.

Публикация «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников с помощью инновационной кейс-технологии» размещена в разделах

Принято считать, что кейс обязан удовлетворять ряду требований:

соответствовать четко сформулированной цели создания;

быть актуальным;

способствовать развитию аналитического мышления;

иметь разные вариации решения;

располагать соответствующим уровнем трудности;

отображать типичные ситуации;

приводить к дискуссии.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).[1]

Методические основы кейс-технологии освещаются в работах В. В. Гузеева, Шимутиной Е. Н., Смоляниновой О. Г. В дошкольном детстве авторы рекомендуют использование практических кейсов, среди которых выделяют следующие формы: [3]

I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае - ситуации опасности для жизни и здоровья детей). Мы применяем следующие кейсы :

1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;

2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий. Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов мы применяем для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Мы применяем следующие кейсы :

1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, мяч, машина, плачущий малыш);

2) Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простой мяч – ведь сколько можно предположить вариантов – от выкатывания на дорогу до драки за мяч с другом.

3) Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш.

Сами по себе кейсы не занимают много времени, разнообразны, поэтому не утомительны для детей.

Кейс – технологию используем как составную часть образовательной ситуации познавательного, двигательного цикла, как форму работы в рамках совместной или самостоятельной деятельности. В процессе обсуждения кейса не подсказываем детям, а предлагаем им самостоятельно найти решение, применив свои знания. Даём дошкольникам возможность анализировать, строить предположения.

Определили этапы работы с кейсом :

1 этап. Детям предлагаем СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный, который должен быть проблемным, иметь прецедент, допускать альтернативные варианты решения. Нами изготовлен кейс с прозрачным окном, в которое вставляем картинку, отражающую проблему, актуальную на данный момент. Дети рассматривают, называют проблему, обсуждают ее. Например, картинки с изображением стопы с плоскостопием и без плоскостопия. Для того чтобы детям было легче распознать проблему использую смайлики – грустный и веселый.

2 этап. ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса – для этого внутрь кейса помещаем материал (картинки, фотографии, оборудование, игрушки, предметы и т. д.) каким-либо образом связанный с конкретной проблемой. Содержание кейса способствует развитию у детей умения обрабатывать и анализировать информацию.

3 этап. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» внутри микрогруппы или коллективно, в результате которого дети обсуждают варианты решения проблемы посредством материалов кейса и определяют наиболее благоприятные пути ее решения.

4 этап. – ПРАКТИЧЕСКИЙ, в процессе, которого апробируем принятые детьми решения в двигательной деятельности, а именно через эстафеты, подвижные игры, упражнения.

На первых занятиях знакомим детей с кейсом, объясняем, для чего он нужен, и каким образом, может помочь в решении разнообразных проблем. Чтобы помочь воспитанникам, задаём наводящие вопросы, например: «О чём пойдёт речь?»; «В чём состоит проблема?»; «Что может произойти и к чему может привести, если?»; «Что вы могли бы сделать?» и т. д. [4]

Пример: Обсуждение кейса «Здоровый образ жизни»

«Кто изображён на кейсе; «О чём пойдёт речь?»; (мальчик здоровый, крепкий, спортивный и мальчик слабый, бледный, худой); «В чём состоит проблема?»; «Какой ведет образ жизни этот мальчик?»; «Что нужно для здорового образа жизни? (спорт, правильное питание, умываться, гулять, играть, закалятся, одеваться по погоде); «Что может находиться в кейсе. Открываем кейсе находятся картинки, предметы по теме)

Далее дети делятся на 2 команды: 1 команда берет из кейса всё, что связано со здоровым образом жизни, а 2 команда – все, что вредит нашему здоровью. Затем проверяют друг друга. После чего, усложняем задание: одна команда из своих картинок выбирает полезную еду, а вторая вредную.

Чтобы лучше запомнить, какая еда бывает вредной, а какая полезной предлагается поиграть: эстафета - «Полезная – вредная еда».

Таким образом, в результате использования кейс-метода дети тренируются разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Овладевают способностью оценивать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий. У дошкольников активизируется речемыслительная деятельность, развивается умение работать в команде, расширяется социальный и коммуникативный опыт.

Библиографический список:

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М. Народное образование, 1998. – 256с. ;

2. Кейс-технологии - как способ формирования культуры безопасности детей дошкольного возраста. Методическое пособие/ Коллектив авторов под общей редакцией Л. Ф. Дьяконовой, И. Е. Граматкиной. – Тольятти, 2017.;

3. Смолянинова О. Г. Инновационные технологии обучения на основе метода Case Study : M.- сборник «Инновации в российском образовании», ВПО, 2000г. ;

4. Качалова Т. А. Как с помощью кейсов обучить детей ПДД. //Справочник старшего воспитателя, 2018,№9. 52с.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологийСохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологий На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Анкета для родителей «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в детском саду и дома» Анкета для родителей Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию анкету по теме предстоящего родительского собрания «Сохранение и укрепление.

Консультация музыкального руководителя «Музыка и укрепление здоровья дошкольников» Вопрос – может ли музыкальный руководитель с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье дошкольника? Конечно,.

Мини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольниковМини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольников Основная цель музейной педагогики, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей – это дать возможность обогатить.

Отчёт по первой годовой задаче «Сохранение и укрепление здоровья детей через реализацию детско-родительских проектов» Отчёт музыкального руководителя по 1-й годовой задаче «Сохранение и укрепление здоровья детей через реализацию детско-родительских проектов»Работа.

План-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группеПлан-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группе Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план проведения родительского собрания по данной теме с использованием различных методов и.

Сохранение и укрепление здоровья детейСохранение и укрепление здоровья детей Здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических.

Сохранение и укрепление здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологически обратной связи. Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный.

Сохранение и укрепление здоровья ребёнкаСохранение и укрепление здоровья ребёнка Здоровый образ жизни, что это такое? Это соблюдение режима, труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма; двигательная активность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников с помощью инновационной кейс-технологии
Опубликовано: 4 сентября 2021 в 14:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД