«Сохранение психологического благополучия в семье»

Наталья Осеева
«Сохранение психологического благополучия в семье»

Цели: изучение факторов, влияющих на психологическое здоровье ребенка; побуж-дение родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребенка.

Задачи: выявить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка; практиче-ски освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений «ребенок-взрослый»; научить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем.

Форма проведения: родительский клуб.

Участники: воспитатели, родители, психолог.

План проведения:

1. Вступительная часть.

2. Слово о психологическом здоровье.

3. Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка.

4. Мини-лекция «Как воспитывать детей с разными группами крови» (Приложение №1)

5. Исследование. Как влияет на развитие детей порядок рождения? (Приложение №2)

6. Рекомендации «Методы общения с ребенком».

7. Заключительная часть.

         Ход мероприятия

   1. Вступительная часть.

     1. Сообщение темы и цели заседания родительского клуба.

      2. Разминка с мячом.

      Участники бросают друг другу мяч и называют качества, необходимые родителям для сохранения психологического благополучия ребенка в семье.

2. Слово о психологическом здоровье.

      Воспитатель: Здоровье-это полное физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно - пси-хическое здоровье ребенка – это один из критериев здоровья в целом. На современ-ном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания ба-зовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об от-сутствии психологической безопасности в семье.

3. Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка.

      Воспитатель. Рассмотрим факторы, влияющие на психоэмоциональное благопо-лучие ребенка в семье.

      - Что вы знаете о важности следующих факторов, влияющих на развитие ребенка? Если этот фактор кажется вам важным, поставьте напротив него знак +.   Если нет,  то -.

п/п

Факторы, влияющие на развитие ребенка

   Да

   Нет

1. 2.      3.      4.

1 Планирование беременности

2 Ожидание ребенка определенного пола

3 Постоянство материнской заботы

4 Режим питания

5 Наказания

6 Поощрения

7 Стиль воспитания в семье

8 Порядок рождения ребенка в семье

9 Имя ребенка, группа крови

     С помощью этой таблицы психолог анализирует приведенные факторы, обсуждает их с родителями, организует исследование.

    4. Мини – лекция «Как воспитывать детей с разными группами крови» (приложение № 1)

    

    5. Исследование. Как влияет на развитие детей порядок рождения?

     Для проведения исследования родители делятся на группы: группа «младших», «старших», «средних», «единственных» детей.

      Комментарий – приложение 2.

      6. Рекомендации «Методы общения с ребенком»

        1. Слово специалиста

         Психолог. В воспитании ребенка огромную роль играют психологический климат в семье, общение с ребенком. Зачастую в общении с ребенком у родителей возника-ют проблемы.

         Что может сделать родитель:

* попытаться непосредственно повлиять на ребенка.

* повлиять на самого себя.     

* попытаться повлиять на обстоятельства.

       Существуют две формы сообщения в общении с ребенком: Я-сообщение и Ты-сообщение.

        Например:

                                              Ты-сообщение

       Родитель устал. Ты меня утомил. Реакция ребенка: «Я плохой».

                                     Я-сообщение

       Родитель устал. Я очень устал. Реакция ребенка: «Папа устал».

       Комментарий. Суть Я-сообщения-не заставить кого-то что-то сделать, а сооб-щить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее. Ты-сообщение часто становится родительским посланием, прогно-зом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Часто многие взрослые вспомина-ют такие фразы: «Ты всегда будешь добиваться всего слезами» или «Мне моя мама часто говорила, что в нашей семье все женщины несчастны» и т. п. Родители произ-носят эти фразы, чтобы уберечь детей от тягот жизни, однако не все дети понимают это.

       2. Упражнение «Переделай Ты-сообщение»

       Задание дается индивидуально на карточках или по группам.

       1. Ты постоянно не можешь завязать шнурки. (Я так устаю каждый раз завязы-вать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно.)

       2. С тобой бесполезно что-то обсуждать, ты никогда не слушаешь. (Когда я хочу поделиться с тобой чем-то важным, мне хотелось, чтобы ты был вниматель-ным.)

      3. Ты – жадина, ты не поделился конфетой с сестрой. (Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой.)

  

      7. Заключительная часть

        1. Рефлексия «Семейные заповеди»

          Участникам предлагается написать список семейных заповедей, которых долж-ны придерживаться родители для формирования психологической безопасности ре-бенка в семье. Затем происходит взаимообмен, обсуждение.

          2. Вручение родителям памятки по созданию благоприятной семейной ат-мосферы (приложение 3)

                                                             Приложение 1

                Как воспитывать детей с разными группами крови

   Группа крови, как и прочие наследственные признаки, передаются от родителей де-тям на генетическом уровне. Комбинации генов отца и матери образуют несколько пар. На сегодняшний день официально регистрируются четыре группы крови, которые принято обозначать так: первая (О, вторая (А, третья (В, и четвертая (АВ).

   Первая группа крови. Большинство детей этой группы ласковы и послушны. Ис-ключительно чувствительны по натуре. С раннего детства испытывают потребность в ласке и переживают недостаток родительской любви и внимания. Будучи отвергнуты-ми, теряют уверенность в себе и могут вырасти с чувством враждебности к обществу. Наделены склонностью к подражанию взрослым. Воспитание в самом нежном воз-расте может сыграть определяющую роль в их жизни. С одной стороны, для детей этой группы характерны романтичность, идеализм, с другой – ранний практицизм, умение оценить выгоды и потери. Следует поощрять у них мечтательность и страсть к сочинительству. Самое опасное у детей первой группы – это проявление эгоизма. Необходимо с раннего возраста настойчиво прививать им чувство коллективизма и объяснять необходимость думать о других. Ругая ребенка, нужно дать ему понять, что ваше отношение продиктовано исключительно заботой о нем, что он любим. Воздей-ствовать на эмоциональную сферу ребенка с первой группой крови гораздо эффек-тивнее, нежели взывать к его логике.

    Вторая группа крови. Многие дети упрямы и непоседливы, но по мере взросления становятся все более послушными. Их характерная особенность – повышенное вни-мание как к окружению, так и к отношению к ним со стороны окружающих. Они чрез-вычайно чувствительны к тому, что думают о них окружающие, поэтому внешне сдер-жаны и умеют себя контролировать. Обладают достаточной силой воли и твердостью, отстаивая свое «я». Большинство детей, впервые пришедших в детский сад, застен-чивы и пассивны. Постепенно у них вырабатывается потребность всем и во всем уступать и угождать. И только в начальной школе у некоторых начинают появляться волевые качества. Главное в воспитании таких детей – помочь им обрести уверен-ность в себе.

      Эти дети испытывают постоянную потребность в понимании со стороны взрослых. Чем уверенней в себе ребенок, тем интенсивнее он развивается. Не следует ругать ребенка, заостряя внимание на его недостатках, это может подорвать его веру в себя. Ласковое слово и похвала оказываются часто незаменимыми помощниками в коррек-ции поведения таких детей. Убеждение – вот главный подход к такому ребенку.

       По сравнению с другими детьми с этой группой крови более медлительны, поэто-му в общении с ними требуется больше терпения. Но занявшись делом, они старают-ся довести его до конца. Не подгоняйте, не торопите такого ребенка, иначе у него все будет валиться из рук.

        Третья группа крови. Дети жизнерадостны, игривы и интересны своей непред-сказуемостью в словах и поступках. С ними не соскучишься, но они доставляют много хлопот, дети из разряда «неподдающихся». Все стандартные приемы – шлепки, кри-ки, наказания – либо бесполезны, либо приводят к обратному результату. Ругать их надо строго и внушительно по нескольку раз за одно и то же, чтобы «дошло до созна-ния». Дети с ранних лет способны хладнокровно оценивать происходящее. Им без-различно, как к ним относятся окружающие. Они редко заводят друзей, заняты только собой, без энтузиазма относятся к общественно полезному труду. Воспитателям сле-дует особое внимание уделять формированию коммуникативных навыков, объяснять правила поведения в обществе. При воспитании таких детей понадобятся терпение и выдержка.

          Четвертая группа крови. Дети этой группы толковы и покладисты. Но в детстве многие из них застенчивы и даже трусоваты, испытывают необъяснимый страх перед людьми. Они так же редко настаивают на чем-то, чего-то требуют, они робки и пугливы. Таким детям надо уделять особое внимание, соблюдать предосторожность, принуждая к чему-либо, не угрожать наказаниями. При внешне флегматичных признаках психика детей на самом деле ранима и восприимчива к обидам и несправедливости. Вместо того чтобы отругать ребенка, поговорите с ним мягко и задушевно, взывая к его разуму. У него много здравого смысла – он поймет. Взывайте так же к его чувству справедливости, которое у него очень развито.

                                                                                                    Приложение 2

      Может ли влиять порядок рождения на развитие ребенка?

      Старшему ребенку в семье свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он часто берет на себя часть родительских функций, заботясь о младших детях в семье. Он может чувствовать себя ответствен-ным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций, часто становит-ся лидером.

       Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любовью и заботой матери и часто сопровождаются ревностью к появлению соперника. Если старшему к этому моменту нет 5-6 лет, то появление брата или сестрички может вызвать сильный стресс. Родители переключили внимание на малыша, старший потерял власть над ними. Но он еще мал, чтобы понять, что произошло, его ощущения можно сформулировать примерно так: «Мое место занял кто-то другой». Такая реакция сильнее, если дети однополые.

       Младшему ребенку в семье свойственны беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он может так и остаться навсегда малышом. К его достижениям родители, как правило, относятся менее тре-бовательно. В отношениях с людьми манипулятивен, враждебен, конфликтен,  он бо-лее ориентируется на себя, чем на других. Младшие всегда становятся любимчиками, поэтому в отличие от старших они более эмоционально стабильные, более общительные. Как правило, на них возлагают меньше обязанностей, но стереотипы поведения закладываются уже в этот период. Бывает, что за ними навсегда закрепляется прозвище «малыш». Безусловно, это не может не повлиять на развитие личности ребенка.

       Средний ребенок может обладать характеристиками, как младшего, так и стар-шего или их комбинацией. Часто вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свое место в семье.

        Единственный ребенок оказывается одновременно самым старшим и самым младшим ребенком в семье. Более, чем какой-либо другой, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Единственные дети часто имеют привязанность к родителям на протяжении всей жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, как и на старшего, он обычно отличается в школе и в других областях приложения сил. Одна-ко находясь во власти родителей, под их постоянной опекой, ребенок может стать беспомощным.

Приложение 3

   Памятка родителям по созданию благоприятной

                                      семейной атмосферы

1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его бу-дите.

3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совмест-ные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружаю-щей средой.

4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т. п.

5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных не-удач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни.

6. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из обще-ния окрики, грубые интонации.

7. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Публикации по теме:

План работы с родителями (1-й год обучения) Главное в работе любого ДОУ - сохранение и укрепление здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развиие, обеспечение условий.

Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях ДОУ .

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Сохранение психологического благополучия в семье»
Опубликовано: 25 января 2012 в 18:44
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....
Фотоотчет театрализованного игрового представления «Сказка ложь, да в ней намек…»
И снова работники районного дома культуры посетили наш детский сад с театрализованной игровым представлением «Сказка ложь, да в ней намек… ». Дети двух...