Папки-передвижки

Составление синквейна «Шагает осень по планете»» в старшей группе

Елена Пономарёва
Составление синквейна «Шагает осень по планете»» в старшей группе

Содержание деятельности.

Цель:развитие речи дошкольников с помощью технологии «синквейн».

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с технологией «синквейн» и моделью-алгоритмом;

- совершенствовать грамматический строй речи (использование прилагательных и глаголов);

- формировать умение самостоятельно составлять синквейн с опорой на алгоритм-модель.

Развивающие:

- развивать у детей умение выделять в информации самые главные признаки об осени;

Публикация «Составление синквейна „Шагает осень по планете““ в старшей группе» размещена в разделах

- уточнить, обобщить и активизировать словарь по теме «осень»;

- развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.

Воспитательные:

-воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, не перебивать во время выполнения задания;

-воспитывать у детей навыки самоконтроля за речью.

Оборудование: готовые ладошки для работы на каждого ребёнка, цветные карандаши на каждого ребёнка, листья разных деревьев из цветного картона, жёлтый маленький листочек на каждого ребёнка.

Предварительная работа:дидактические игры для развития речи (цель:научить детей согласовывать слова в предложении; пользоваться понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак; правильно оформлять свою мысль в виде предложения)

Активизация словаря: синквейн, нерифмованное стихотворение

Этап деятельности, задачи, методы, указания Деятельность воспитателя Деятельность детей Планируемый результат

1 этап. Вводная беседа.

Мотивация.

(Заходят в группу, встают полукругом)

- Здравствуйте, мои дорогие друзья! Сегодня я пришла к Вам на занятие с просьбой и надеюсь, что вы мне в ней не откажите. Я очень долго ждала, когда - же наступит золотая осень, чтобы погулять по лесу и набрать букет из разноцветных листочков, и вот это чудное время настало. Но гулять одной не интересно, веселее, когда рядом с тобой друзья. Я хочу вас пригласить на прогулку в лес. Вы пойдёте со мной?

-Перед тем как нам отправиться на прогулку, необходимо решить в какой одежде нам пойти в лес. Давайте подойдём к окну и посмотрим, какая погода на улице.

Какая погода на дворе?

Тогда нам осталось выбрать одежду, в которой нам будет удобно гулять по лесу. Посмотрите, пожалуйста, на картинки и выберите подходящую одежду.

(предлагаюдетям картинки с изображением одежды)

- Ну, вот и хорошо, Вы правильно выполнили задание, можно отправляться. Теперь нам будет удобно гулять. Я предлагаю вам отправиться под звуки золотого саксофона. (Включаю музыкальную паузу:Осенний блюз. – Золотой саксофон (отрывок).

Посмотрите, кто-то раскидал листочки с разных деревьев. Кто же это сделал?

Правильно, осень. Возьмите в каждую руку по листочку и под музыку давайте покружимся. Если музыка становится тише, листочки падают, а вы приседаете, если громче, то опять взлетают вверх и вы кружитесь. (контролирую уровень громкости).

Ну вот мы с вами и в осеннем лесу.

-да

(Дети, глядя в окно, рассуждают о погоде).

-солнечная, тёплая, безветренная

(Выбирают одежду, рассуждают над выбором).

-осень?

-играют с листочками Вводная беседа настраивает детей к получению новых знаний и вызывает интерес к предстоящей деятельности.

Дети учатся рассуждать и делать выводы на заданную тему.

Развиваем внимание и слух, соотносим громкость музыки с движениями.

2. Этап.

Основной.

Дети садятся за столы.

Использование игрового приёма.

Ребята, скажите, как человек понимает, что наступила осень?

-А какая бывает осень?

Какая сейчас?

-Почему? (добиваюсь ответов полными предложениями)

-А как готовятся к зиме звери в лесу?

-А какому лесному животному не надо готовить припасы и почему?

- Осень, какое красивое время года! Листочки на деревьях желтеют, и лес одевается в яркие жёлто-красные наряды. Все чаще звенит дождик и начинает холодать, а в самом конце осени может пойти настоящий зимний снег.

Я сейчас вспомнила отрывок из стихотворения, который мы с вами учили. Хотите, прочту? А кто вспомнит - помогайте.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

-Кто написал это стихотворение?

Молодцы, ребята, как красиво вы его прочитали!

- Многие поэты и писатели писали об осени стихи и рассказы, многие художники писали картины об этом времени года

- А хотите прямо сейчас стать писателями?

Присаживайтесь на пенёчки (стульчики)и мы с вами тоже будем писателями: будем придумывать рассказ об осени. Я вам буду задавать вопросы, а вы будете подбирать к ним слова. А чтобы не забыть наше произведение, мы будем его зарисовывать на специальных листочках.

Так оно и есть - это ладошки, только не совсем обычные. Они нам понадобятся, чтобы зарисовать наше стихотворение. Откройте карандаши и возьмите каждый по ладошке.

-Какое время года на дворе?

- В серединку ладошкимы положим жёлтый листочек, а на большом пальце-напишем букву О.

- Какая она – осень? (слова - признаки).На указательном пальчике мы нарисуем две волнистые линии. Это значит надо придумать 2 слова.

-Что она делает?

На среднем пальчике мы нарисуем 3 треугольника на ножках. Это действие предмета, что он может делать. (подбираем слова-действия)

- А как вы думаете, зачем три треугольника на ножках? Правильно, Арина, надо подобрать три слова.

-Как вы относитесь к осени?

На безымянном пальчике мы нарисуем вот такой знак. Он обозначает, что надо сказать одним предложением своё отношение к осени. (отражает личное отношение к тому, о чём говорится)

\__ __.

-Что вы представляете себе, когда слышите слово ОСЕНЬ?

-А на мизинчике мы нарисуем ваше отношение к осени.

А теперь, давайте попробуем прочитать, что мы написали. Давайте начну я, а потом вы прочтёте своё стихотворение.

Осень.

Золотая, тёплая.

Наступает, радует, дарит.

Я люблю гулять осенью в лесу.

Листопад.

-А теперь ваша очередь.

Какие не обычные и красивые стихи у нас получились!

-Сколько строчек в нашем стихотворении? Правильно пять.

-Ребята, а знаете, как называется стихотворение, которое мы сочинили?

Оно называется-синквейн. Повторите, пожалуйста.

Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам. Можно назвать его-нескладушка, в нём нет рифмы и его не прочитать как обычное стихотворение. Ответы детей, перечисление признаков осени.

- ранняя, золотая, поздняя.

Ответы детей.

-готовят норки, запасают припасы.

-ёжику не надо готовить припасы на зиму, потому что он спит всю зиму.

-и медведю не надо, он тоже спит.

- Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летят!

Должно быть, это

Улетает наше лето.

- Е. Трутнева

-да

-а листочки похожи на ладошки!

(выполняют задание)

-осень

Разные ответы (чудесная, прекрасная, красивая, золотистая, хмурая, дождливая)

-радует, сбрасывает с деревьев листья, отправляет птиц в теплые страны, дарит нам красивые листья.

(рисуют треугольники на ножках).

- три слова надо подобрать?

Ответы детей одним предложением.

- листопад, день рождения, красота…

(читают 2-3 ребёнка)

-пять

-осень?

-синквейн Уточнили и обобщили

признаки осени.

Дети учились рассуждать и делать выводы на заданную тему.

Развивали память и закрепляли умение читать стихотворение с выражением.

Закрепляли умение подбирать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, познакомились с моделью-алгоритмом, составления синквейна.

Развивали внимание, логическое мышление, память, воображение.

Совершенствали грамматический строй речи (использование прилагательных и глаголов);

Совершенствовали умение высказывать собственное отношение к предмету.

Формировали умение самостоятельно составлять синквейн с опорой на алгоритм-модель.

Воспитывали умение внимательно слушать рассказ товарищей, не перебивая во время выполнения задания.

3. Итог занятия.

Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами рисовали?

Нескладушка или синквейн. Давайте ещё раз повторим вместе.

Чьё стихотворение вам понравилось больше всего? Почему?

Что вы узнали нового сегодня?

Что было сложного для вас?

А что понравилось?

Я вижу, что вам понравилось составлять синквейн, в следующий раз, вы сами выберете, о чём хотели бы составить такуюнескладушку.

-нескладушка.

- синквейн.

-ответы детей. Развивали речь с помощью технологии «синквейн».

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Весна шагает по планете» "Весна шагает по планете" Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Цели: Образовательные: закреплять знания о смене времен года;.

Фотоотчет «Новый год шагает по планете»Фотоотчет «Новый год шагает по планете» Новый год навсегда вошёл в нашу жизнь, став традиционным праздником для всех людей на Земле. Давайте окунёмся немного в историю. В 15.

Конспект НОД по окружающему миру «Весна шагает по планете» в средней группе Конспект открытого занятия на тему: «Весна шагает по планете» Занятие:познавательное развитие. В группе среднего дошкольного возраста. Цель:.

Конспект открытого занятия НОД по экологическому воспитанию «Весна шагает по планете» Цель: уточнение характерных признаков весны. Задачи: Обучающие: Активизировать словарь по теме. Развивающие: развивать логическое мышление,.

Материал для тематической недели «Весна шагает по планете» Тематическая неделя «Весна шагает по планете» Дидактическая игра «Сравни животных» Цели: знать отличительные особенности.

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим «Наурыз шагает по планете»Открытое занятие по ознакомлению с окружающим «Наурыз шагает по планете» йымдастырылан оу ызметінін картасы/ Карта ОУД Кні/дата 14.03.2018 Білім беру саласы.

Познавательно-творческий проект «Новый год шагает по планете» проект "Новый год шагает по планете" Актуальность проекта: Известно, что Новый год – это самый любимый праздник детей. Но в результате опроса,.

Проект тематической недели «Новый год шагает по планете» Подготовили: Елохина Ю. Н., Забоева Р. Н. Возраст: старшая группа Вид проекта: информационно – практико-ориентированный Продолжительность.

Проект в подготовительной группе «Новый год шагает по планете» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий. Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Весна шагает по планете»Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Весна шагает по планете» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. «Весна шагает по планете».Цели: 1. Познакомить детей с русской поэзией, с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление синквейна «Шагает осень по планете»» в старшей группе
Опубликовано: 27 июня 2018 в 18:32
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД