Получи документы

Совершенствование коррекционно-речевого развития дошкольников на интегрированной основе

Евгения Бартанова
Совершенствование коррекционно-речевого развития дошкольников на интегрированной основе

Подготовила Бартанова Е. С.

Авторская педагогическая разработка составлена на основе учебного методического пособия «Воспитание у детей правильного произношения» Фамичева М. Ф., учебное методическое пособие «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». ФиличеваТ. Б., Чиркина Г. В.

Пояснительная записка.

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно – психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. Однако изучение количественно – качественных характеристик и динамики речевого развития дошкольников выявляет весьма существенные различия между детьми одного и того же возраста, причем педагогам чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.

Публикация «Совершенствование коррекционно-речевого развития дошкольников на интегрированной основе» размещена в разделах

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов.

Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Они пользуются у дошкольников неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол,

выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое, разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как во время неё ребёнок чувствует себя свободно и раскованно. Театрализованная деятельность помогает ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Кроме того, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи, её интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Инсценировки сказок и литературных произведений готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, упорядочивают их речевую деятельность.

Итак. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Новизна проявляется в работе над развитием речи в интеграции с театрализованной деятельностью.

Количество занятий в кружке «Театр в нашем саду» три раза в месяц.

Национально – региональный компонент отражается в знакомстве детей с русскими народными сказками, потешками, скороговорками, пословицами.

Цель: Разработать систему мероприятий способствующую совершенствованию речевого развития на интегрированной основе

Задачи:

• Организовать коррекционную работу через театрализованную и информационо-аналитическую деятельность в системе.

• Обогащать словарь детей, активизировать его через театрализованную деятельность

Развивать творческую активность детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.).

Совершенствовать коммуникативные качества личности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения.

Развивать речевую активность дошкольников с нарушениями речи.

Обеспечить взаимосвязь с разнообразными видами деятельности: изобразительной деятельности, музыки, художественной литературы.

• Приобщить взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.

• Воспитывать доверительные отношения друг к другу.

Структура авторской педагогической разработки.

включает два основных этапа : 1 этап – 1-й год обучения детей старшей группы 5-7 лет на логопункте ; 2 этап – 2-й год обучения детей подготовительной группы 6-7 лет на логопункте.

I этап

Цель: через информационно – аналитическую деятельность выявить уровень речевого развития детей и знания родителей по данной проблеме.

Учитель логопед и дети обсуждают тему театра, делают отбор видов театра. С детьми ведётся беседа о театре, обсуждаются такие вопросы, как: «Что такое театр? Что такое декорации? Какие правила поведения в театре? Кто работает в театре?»

• Обследование речевого развития дошкольников;

• обобщение и анализ полученных данных.

• составление перспективного плана театрализованной деятельности

разработка различных типов совместной деятельности: типовое, тематическое, репетиционное, интегрированное.

II этап.

Цель: через интеграцию видов деятельности способствовать творческому росту, развитию всех компонентов речи дошкольников.

• проектирование театральной зоны с учётом интересов детей;

• разработка картотеки и тематики художественной литературы для занятий познавательного цикла;

• создание эскизов декораций и костюмов;

• консультации для родителей;

• изготовление декораций, репетиции театральных представлений;

• показ театрализованных спектаклей для детей детского сада и родителей;

• просмотр видеозаписей спектаклей детских театров, слушание грамзаписей;

• оформление фотоколлажа;

Учебно – методический план

I этап.

Виды деятельности Темы

Диагностика «Обследование речевого развития дошкольников»

Родительское собрание «Влияние театрализованной игры на речевое развитие дошкольников»

Почтовый ящик для родителей «Проблемы речи моего ребенка»

Консультация для родителей «Как устроить театр дома»

Мультимедийная презентация «Наше первое знакомство с театром»

Подготовка к шоу «Минута славы»,распределение концертных номеров, работа по подготовки к концерту с родителями (репетиция номеров, изготовление костюмов и атрибутов) Шоу «Минута славы», «Этот радостный день победы» в рамках ярмарки педагогических идей (муниципальный уровень)

Подготовка к кукольному театру, отработка просодических компонентов речи, репетиции, обучение кукловождению.

Изготовление декораций Кукольный театр «Кот, петух и лиса»

Презентация первого этапа

Педсовет презентация мультимедиа «Совершенствования коррекционно – речевого развития дошкольников на интегративной основе»

Открытое логопедическое театрализованное

представление Кукольный театр в подготовительной группе «Кот, петух и лиса»

Преемственность со школой. Открытое мероприятие для учителей «Викторина по сказкам»

II этап.

Виды деятельности Темы

Фотоколлаж по итогам I этапа «Театр в нашем детском саду»

Консультации для родителей «Развитие мелкой моторики через театрализованную деятельность»

Чтение и инсценирование сказок на занятиях «Моя любимая сказка»

Чтение сказки, распределение ролей. «Новогодние приключения»

Подготовка к новогоднему спектаклю, отработка просодических компонентов речи, репетиции,

изготовление атрибутов, декораций Праздник «Новогодние приключения»

Подготовка к выпускному балу, отработка просодических компонентов речи, репетиции,

изготовление атрибутов, декораций, костюмов Выпускной бал

Презентация второго этапа

Участие в выпускном бале с театральным представлением Выпускной бал «Скоро в школу»

Фотоколлаж по итогам II этапа «Театр в нашем детском саду»

Прогнозируемый результат:

• Овладеть навыками грамотной и выразительной речи

• Овладеть правила хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми

• Научиться передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонацию

• Проявлять интерес к театральному искусству, желание самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей

• Научиться взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.

• Социализироваться к окружающему миру, раскрывая творческий потенциал

• Овладеть необходимыми навыками, которые помогут им в дальнейшем быть успешными, образованными и деятельными членами нашего общества.

Список литературы:

1. Зацепина М. Б., Быстрюкова Л. В. Интегрированые развлечения в детском саду. М. 2011 г.

2. Куревина О. А. синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М. 2003.

3. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. воспитание ребенка – дошкольника : развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно – творческого. М., 2003.

4. Ледяйкина Е. Г., Топникова Л. А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.

5. Медведева И. Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры. М., 2002.

6. Мирясова В. И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.

7. Михайлова М. А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.

8. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М., 2008.

9. Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2008.

10. Поляк. Л. Театр сказок. СПб., 2005.

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Рабочая программа учителя-логопеда. Взаимодействие со специалистами. Мониторинг динамики речевого развития детей. Заключение Часть 1. Содержание программы. Пояснительная записка Организация режима пребывания детей Содержание коррекционно-логопедической работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование коррекционно-речевого развития дошкольников на интегрированной основе
Опубликовано: 7 октября 2013 в 17:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД