Папки-передвижки

«Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований»

Валентина Лукьянова
«Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований»

«Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований»

«…дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского

сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения

двух социальных институтов…Тенденция, направленная на укрепление семьи,

минимизирует общественное воспитание в пользу семейного».

(Из концепции дошкольного воспитания)

Публикация «„Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований“» размещена в разделах

Воспитание детей – это одна из актуальных проблем человечества. Человек ощущает связь с семьёй на протяжении всей своей жизни. Проблема воспитания детей обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами.

Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы, закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать равно ответственными участниками образовательного процесса.

В воспитании детей заинтересованы и родители и педагоги. Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Формы работы существуют как традиционные, так и нетрадиционные.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в дошкольное учреждение решается в нескольких направлениях: информационно-аналитическое, познавательное, наглядно-информационное, досуговое.

К традиционным формам относится: консультации, беседы, родительские собрания, оформление папок-передвижек и стендов, информационные уголки, посещение семей, работа с родительским комитетом, выставки совместных работ, совместные праздники и развлечения, дни открытых дверей, родительские собрания, посещение открытых мероприятий, родительские конференции, доска объявлений и так далее.

К нетрадиционным формам можно отнести: сайты детского сада и группы, презентации, фотомонтаж и фотовыставки, выпуски семейных газет и плакатов, проведение мастер-класс, проведение акций, почта доверия, совместная деятельность, проведение родительских собраний в форме круглого стола, семинара-практикума, тренинга и деловой игры; мини-собрания; брошюры, листовки и буклеты; совместные прогулки и экскурсии; родительская копилка, выставка семейных реликвий.

Разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области:

«Познание» - интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.

«Социализация» - знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок и так далее.

«Безопасность» - информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.

«Здоровье» - знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов» и так далее.

«Физическая культура» - знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях и т. д.

«Коммуникация» - индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.

«Чтение художественной литературы» - совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.

«Художественное творчество» - совместные рисунки и поделки.

«Музыка» - музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.

«Труд» - совместная деятельность.

Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.

Для успешного сотрудничества детского сада и семьи необходимо составить перспективный план работы с родителями, который позволит применять разнообразные формы работы.

Перспективный план работы с родителями в средней группе

Сентябрь.

1. «Давайте познакомимся».

(сбор информации о социальном положении).

Анкетирование.

Воспитатель.

2. «Для вас, родители!».

(информационный уголок)

Стенд.

Воспитатель, родители.

3. «Здоровье вашего малыша».

Цель: способствовать сохранению здоровья детей.

Стенгазета.

Воспитатель, врач-педиатр, ст. медсестра.

4. «Безопасность на дороге».

Цель: педагогическое просвещение родителей по ПДД.

Встреча с интересными людьми.

Воспитатель, родители, инспектор ГБДД.

5. «Возрастные особенности детей 4-5 лет».

Цель: познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями возраста.

Родительское собрание в форме круглого стола.

Воспитатель, педагог-психолог.

Октябрь

1. «Осенняя пора».

Цель: знакомить родителей с приметами и характерными признаками времени года.

Папка-передвижка, выставка рисунков.

Воспитатель, родители.

2. «Мой любимый город»

Цель: воспитывать любовь к родному городу, знакомить с достопримечательностями города.

Совместная экскурсия в краеведческий музей.

Выставка картин, журналов о городе.

Воспитатель, специалисты, родители.

3. «Счастливый случай».

Цель: принимать активное участие в совместных мероприятиях.

Развлечение.

Воспитатель, родители, инструктор по физической культуре.

4. «Палитра осени».

Цель: создание эмоционального настроения, доброжелательности между родителями, педагогами и детьми.

Городской конкурс.

Воспитатель, родители.

5. «Осень в гости к нам пришла».

Цель: установление эмоционального контакта между взрослыми и детьми, улучшение детско-родительских отношений.

Праздник.

Воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Ноябрь

1. «Оздоровление детей в осеннее - зимний период».

Цель: рекомендовать родителям соблюдать правила гигиены и профилактику простудных заболеваний.

Рекомендации и советы. Выставка литературы.

Воспитатель, врач – педиатр, медсестра.

2. «Неделя семьи».

Цель: воспитывать уважение к семье, знать свою родословную.

Семейные фотоальбомы, древо семьи, рисунки.

3. «Игры и упражнения по сенсорному воспитанию».

Цель: педагогическое просвещение родителей, формирование умений организации игры и овладение сенсорными эталонами.

Мастер-класс.

Воспитатель, педагог-психолог.

4. «Развитие мелкой моторики у детей, имеющих нарушения речи».

Цель: показать важность развития мелкой моторики.

Презентация.

Воспитатель, учитель-логопед.

5. «Безопасное пребывание ребёнка дома и на улице».

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, соблюдение правил безопасности.

Консультация на сайте детского сада, стенд-ширма.

Воспитатель.

Декабрь

1. «День рожденья в кругу семьи».

Цель: воспитание и сохранение семейных традиций.

Родительская копилка.

Воспитатель, родители.

2. «Ёлочка – зелёная иголочка».

Цель: сохранение зелёных насаждений, экологическая забота и охрана окружающей среды.

Акция, плакаты.

Воспитатель, родители, специалисты детского сада.

3. «Самая красивая, необычная новогодняя игрушка».

Городской конкурс.

Воспитатель, родители.

4. «Рукавичка Деда Мороза».

Цель: создание благоприятной обстановки, принимать активное участие при подготовке к празднику.

Новогодний бал.

Воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

5. «Нетрадиционные формы оздоровления детей».

Цель: изучение и применение нетрадиционных форм оздоровления детей на практике.

Консультация.

Воспитатель, врач – педиатр.

Январь

1. «Рождественские посиделки».

Цель: установление эмоционального контакта, улучшение детско-родительских отношений.

Совместный праздник.

Воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

2. «Спрашивайте! Отвечаем!».

Цель: налаживание контакта между педагогами и родителями.

Почтовый ящик.

Воспитатели, родители.

3. «Будь здоров».

Проектная деятельность.

Цель: познакомить с проектом группы, рекомендовать проведение мероприятий.

Сайт детского сада.

Воспитатель.

4. «Развитие связной речи у детей 4-5 лет».

Цель: педагогическое просвещение родителей по данной теме.

Родительское собрание в форме семинара-практикума.

Воспитатель, специалисты детского сада.

5. «Босиком от простуды».

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах охраны здоровья.

Тренинг.

Инструктор ЛФК.

Февраль

1. «Если ребёнок говорит».

Цель: педагогическое просвещение по речевому развитию детей.

Устные рекомендации.

Учитель – логопед.

2. «Смастерим вместе».

Цель: мотивация к улучшению детско-родительских отношений.

Творческая мастерская.

Воспитатель, родители.

3. «Как правильно заботится о глазах?».

Цель: профилактика глазных заболеваний.

Буклет.

Воспитатель, врач.

4. «День Защитника Отечества».

Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Папка-передвижка. Физкультурный досуг.

Воспитатель, музыкальный и физкультурный руководитель, родители.

5. «Зелёная планета глазами детей».

Цель: принимать активное участие в областном конкурсе детского рисунка».

Всероссийский детский экологический конкурс детского рисунка.

Воспитатель, родители.

Март

1. «Права детей».

Цель: правовое просвещение родителей.

Плакат.

Воспитатель, инспектор по работе с детьми.

2. «Аленький цветочек».

Цель: создание эмоционального комфорта, установление доброжелательных отношений, воспитание любви и уважения к матери.

Мамина гостиная.

Воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

3. «Спички детям не игрушки».

Цель: соблюдение правил безопасности, обучение навыкам соблюдения правил по пожарной безопасности, обучение навыкам соблюдения правил безопасности.

Памятка, ширма- стенд.

Воспитатель.

4. «Театральная неделя в группе».

Цель: прививать любовь к театру, оказывать помощь в подготовке декораций и костюмов.

Сайт детского сада.

Воспитатель.

5. «Ловкие пальчики».

Цель: установление доверительных отношений между родителями, педагогами, специалистами и детьми.

Мастер-класс.

Воспитатель, специалисты.

Апрель

1. «Посещение мероприятий и режимных моментов».

Цель: повышение интереса к мероприятиям в детском саду.

День открытых дверей.

Воспитатель, специалисты.

2. «Моя семья – моя крепость».

Цель: повышение интереса к воспитанию детей, деление опытом семейного воспитания.

Презентация семей.

Воспитатель, родители.

3. «Как организовать досуг ребёнка?»

Цель: воспитание здорового образа жизни, сохранение семейных традиций.

Сборник игровых упражнений, развлечений, прогулок.

Воспитатель, инструктор по физической культуре.

4. «Апрель, апрель – на дворе звенит капель».

Цель: налаживание доброжелательного контакта между родителями и детьми.

Выставка совместного творчества.

Воспитатель, родители.

5. «Панорама добрых дел».

Цель: привлечение родителей к оказанию помощи детскому саду, формирование доброжелательных отношений между педагогами и родителями.

Родительский субботник.

Воспитатель, родители.

Май

1. «Заповеди родительства».

Цель: создание и решение проблемных ситуаций.

Родительские зачётные карточки.

Воспитатель, родители.

2. «Здоровое питание вашего малыша».

Цель: повышение родительской компетентности по формированию потребности растущего организма.

Картотека блюд.

Воспитатель, медсестра.

3. «Организация летнего отдыха».

Цель: пропаганда семейных ценностей, сохранение и укрепление здоровья детей.

Родительское собрание в форме устного журнала.

4. «Здравствуй, Олимпиада!».

Цель: активно участвовать в соревнованиях, мотивация к здоровому образу жизни.

Спортивный праздник.

Воспитатель, специалисты, родители.

Тематическое планирование традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями позволяет более эффективно организовать совместную деятельность педагогов и родителей. Такие формы взаимодействия объединяют родителей, педагогов и детей.

Педагоги и родители – это партнёры, которые должны дополнять друг друга.

Отношения должны быть доброжелательными и строятся на взаимном уважении и взаимном доверии.

Систематическая и разнообразная работа с родителями даёт

положительные результаты:

1. повышается психолого-педагогическая грамотность родителей и культура межличностного взаимодействия детей в детском саду,

2. увеличивается количество родителей-исполнителей, а не наблюдателей,

3. активно проявляется интерес к жизни дошкольного учреждения и группы,

4. изменяется характер вопросов родителей к педагогам и специалистам,

5. овладение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и образования детей дошкольного возраста,

6. повышается процент посещения родителями различных мероприятий в детском саду,

7. обобщается передовой опыт семейного воспитания.

Литература

1. Агавенян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями – М. : Серия: Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ», Сфера, 2009.

2. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников.

Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.

3. Евдокимова Е. И., Пронина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья. – М. : Детство-Пресс. Серия: Библиотека программы «Детство», 2007.

4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.

5. Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья : Основы успешного взаимодействия. М. : Творческий Центр, 2010.

6. Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребёнка. М. : Творческий центр, 2007.

7. Свирская Л. А. Работа с семьёй : необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2007.

8. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй : Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2008.

9. Хабибуллина Р. Ш. Система работы с родителями воспитанников: Оценка деятельности ДОУ с родителями // Дошкольная педагогика № 7, 2007.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Без прошлого нет будущего» Приоритетное направление работы нашего детского сада - социально-личностное. поэтому мы очень тесно сотрудничаем с родителями. А поскольку.

Образовательное видео «Проектная деятельность в дошкольном образовании». Консультация для воспитателей. В связи с введением Федеральных Государственных Требований к структуре программы дошкольного образования, активизировался интерес педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований»
Опубликовано: 26 марта 2013 в 02:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД