«Совместная работа родителей и педагогов дошкольного учреждения по преодолению общего недоразвития речи у детей»

Екатерина Шабалина
«Совместная работа родителей и педагогов дошкольного учреждения по преодолению общего недоразвития речи у детей»

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляется на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет отставание в развитии. Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе. Для получения хороших результатов коррекционной работы обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.

Ежегодно в МДОУ ЦРР - д\с №3 комплектуются логопедические группы детей с речевым недоразвитием круглосуточного пребывания из станиц Динского района, которые раннее, как правило, не посещали детский сад.

В таких группах остро встает вопрос об адаптации детей, сплочении детского коллектива, налаживании контакта педагогов с детьми, которые часто страдают не только дефектами речи, но и задержкой психического развития, отличаются повышенной конфликтностью.

Все эти вопросы неразрешимы без тесного сотрудничества с родителями этих детей. Вопросы адаптации родителей к ситуации, когда дети большую часть недели проводят вне дома, оторваны от семьи, вопрос о доверии к педагогу, которому доверяется не только образование и воспитание ребенка, но и жизнь, здоровье, забота и пр., что только могут дать мать и отец, становится первоочередным.

В нашем детском саду работа с родителями начинается задолго до поступления ребенка в коррекционную группу. Ежегодно учитель-логопед обращается в районные органы печати со статьей о имеющихся возможностях в МДОУ ЦРР для детей страдающих речевым недоразвитием. Налажено тесное сотрудничество с дефектологом районной поликлиники, с педагогами приюта «Островок», которые делятся информацией о состоящих у них на учете детях из станиц Динского района нуждающихся в логопедической помощи. Педагог - психолог, учителя - логопеды проводят тщательное предварительное обследование детей и дают полную информацию родителям о речевом дефекте ребенка, о том какие шаги им необходимо предпринять и направляют на ПМПК для решения вопроса о зачислении в коррекционную группу детского сада.

Для детей и родителей, которые направляются в наш детский сад ПМПК, мы устраиваем предварительную ознакомительную встречу. В беседе обращается внимание на то, что ребенку будет хорошо в стенах дошкольного учреждения, что родители всегда желанные гости, к их пожеланиям охотно прислушаются, что в детском саду работают люди, готовые разделить с родителями заботу о ребенке и вместе искать индивидуальный подход к нему. Вместе с родителями обсуждаем адаптационный период к детскому саду.

Для вовлечения родителей в совместную деятельность предлагаем следующие формы:

Участие в утренниках, ремонте, благоустройстве ДОУ, проведение бесед с детьми на разные темы, участие в работе родительского комитета, оказание материальной помощи и т. д.

Есть проблема, которая неизбежно возникает при организации работы с родителями, и заключается в ложном представлении, что профильные специалисты, работающие в ДОУ никакой работы с родителями не проводят. Но в детском саду реально осуществляется полипедагогическое взаимодействие. В группе работают воспитатели, младший воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, психолог, инструктор по физкультуре, медицинский работник и т. д. И чтобы правильно построить сотрудничество педагогов, работающих в одной группе, необходимо сформировать единую команду, которая будет придерживаться общей цели и работать согласованно.

Свою работу с родителями мы строим на следующих принципах: Целенаправленность, системность, плановость

Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

Возрастной характер работы с родителями.

Доброжелательность, открытость.

Общаясь с ребенком и родителями, мы собираем следующую информацию:

1. Состав семьи, профессии и образовательный уровень родителей.

2. Общая семейная атмосфера.

3. Роль родителей в воспитании ребенка.

4. Направление основных забот родителей.

5 Понимание родителями роли дошкольного детства в формировании личности ребенка.

6. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений.

7. Система воспитательных воздействий на ребенка.

8. Организация совместных форм деятельности в семье.

9. Создание развивающей среды в семье.

Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Среди разнообразных форм сотрудничества педагогов и родителей по речевому развитию детей мы используем совместные занятия. Мы пробуем проводить их раз в два месяца, и родители являются их равноправными участниками. Они обучаются приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового анализа. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное -создается эмоциональный контакт между ними.

Вся полученная информация тщательно анализируется медицинскими работниками и специалистами группы. По результатам анализа определяются дети и родители, которые в адаптационный период могут испытывать трудности.

Особого внимания требуют: дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психомоторного здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений; дети с асоциальным поведением; дети, имеющие различного рода неблагополучия личностного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку; застенчивые дети.

А также родители, которые недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей, считая, что это издержки возраста и потом все пройдет. Родители, которые совсем не обращают внимания на своих детей, что происходит в так называемых неблагополучных семьях. Есть еще у нас такие семьи, которые выбиваются из общего ряда (религиозные, педагоги, неполные, и к каждой необходим очень взвешенный и дифференцированный подход.

Установление доверия к педагогу процесс сложный и последовательный. Общая продолжительность всех этапов занимает около полутора - двух месяцев. На первом этапе мы соблюдаем принцип «ваш ребенок лучше всех»

На втором этапе педагоги сообщают об успехах и особенностях развития ребенка в группе ДОУ, особенностях общения с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т. д.

На третьем этапе активная роль принадлежит родителям, педагог только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.

Только на четвертом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать давать советы родителям.

Из форм работы с детьми особую трудность всегда вызывает выполнение домашних заданий. С самого начала мы четко обрисовываем роль родителей в их выполнении. Встречаемся при этом с двумя крайностями: одни родители заставляют ребенка делать их, как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем - то необязательным и несерьезным. На первом же собрании мы объясняем родителям, что, не выполняя требования логопеда сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.

Мы установили такой порядок, чтобы дети в понедельник обязательно привозили тетрадь логопеду, даже если задание не выполнено. С другой стороны, по приезду детей, мы устраиваем мини-праздник выполненных заданий. На котором рассматриваем тетради ребят, радуемся успеху каждого, приветствуем тех, кто старательно и своевременно все выполняет. В результате дети сами проявляют положительную активность, никогда не уезжают в пятницу без своей любимой тетрадки и спешат показать выполненную работу в понедельник.

Целью нашей работы является создание системы взаимодействия педагогов и родителей для решения единой задачи -преодоления общего недоразвития речи и создание общей готовности ребенка к школе.

Мы решаем следующие задачи: создание модели психолого -педагогического взаимодействия родителей с персоналом логогруппы, создание методик, проведение обучающих семинаров.

В результате проводимой работы должны быть:

выработан положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Учет индивидуальных особенностей, постоянный контакт с семьей, знание особенностей, привычек своего воспитанника и учет их при работе приведет к повышению эффективности педагогического процесса. Укрепление внутрисемейных связей, возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье, возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, позволит найти правильный подход для взаимодействия и успешного осуществления работы с родителями. Создаются условия для самостоятельного выбора родителями направления в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным, т. е для взятия родителями на себя ответственности за воспитание ребенка.

Публикации по теме:

Мини-музей «Народные куклы»Мини-музей «Народные куклы» Краткое содержание проекта Наше ГБОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Проект «Маленький селянин» .

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Космос
  • Транспорт
Автор публикации:
«Совместная работа родителей и педагогов дошкольного учреждения по преодолению общего недоразвития речи у детей»
Опубликовано: 12 октября 2012 в 20:08
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поект «Чудесная глина». Средняя группа.
Структура проекта. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Не сформированы представления о том, что такое глина, как...
Двигательная активность-залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей.
Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик. У кого-то...
Детский мастер-класс в технике пластилинография  «Лиса и журавль»
«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка» из фоамирана своими руками
Для изготовления ёлочки нам понадобятся: • Пенопластовый конус 20 см; • Фоамиран с блёстками ( пористая резина) 3 цветов ( зелёного 2 листа, красного,...
Аппликация «Мой друг снеговик»
ппликация на тему «Мой друг снеговик» с использованием манной крупы. Вот и пришла зима! Правда погода в этом году не особо радует нас снегом… А так уже...