Получи документы

Совместная работа с родителями и ДОУ

Ирина Кириллова
Совместная работа с родителями и ДОУ

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» ориентирует нас, педагогов дошкольного образования, на общественный образовательный спрос, на удовлетворение реальных запросов потребителей образовательных услуг, коими являются родители. Воспитатели и родители становятся в новых условиях не только равноправными, но и равнообязанными участниками образовательного процесса. Статья 18 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка, конечно, надо накормить и одеть, но намного важнее общаться с ним, научить его думать, принимать решения. Наши родители – люди достаточно образованные, судя по имеющимся у них дипломам. Но при этом они не имеют элементарного представления о возрастных особенностях детей, они не знают, как вести себя с ребенком, если он капризничает, если не хочет идти в детский сад, если во дворе дерется со всеми или отбирает игрушки. Родителям проще обвинить всех вокруг, но признать свои промахи в воспитании ребенка способны немногие. «Что за дети пошли – никого не слушаются, что хотят, то и делают!» - даже такие высказывания приходилось слышать от родителей, дедушек и бабушек. А ведь для родителей издают журналы, печатают книги, огромное количество информации можно найти в сети Интернет. Но лишь немногие утруждают себя хотя бы просмотром нужной информации. У большинства родителей сложилось потребительское отношение к жизни и к детскому саду в частности. Виноваты в этом современные экономические условия, когда многие семьи больше озабочены решением материальных проблем, чем вопросами воспитания и развития детей, или причины более глубокие, я судить не берусь. В моих силах заинтересовать родителей в совместной работе, чтобы создать единое пространство для развития ребенка, достучаться до пап и мам, бабушек и дедушек, чтобы сделать их союзниками в решении общих задач. Моя цель - повысить уровень родительской компетентности, активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.

Публикация «Совместная работа с родителями и ДОУ» размещена в разделах

Чтобы реализовать поставленную цель, мне нужно решить следующие задачи:

-привлечь родителей к проблемам воспитания детей в детском саду;

-научить правильно организовывать досуг;

-учить выдержке, терпению, такту, доброжелательности в отношениях с детьми и родителями;

- сформировать из родителей коллектив единомышленников; вовлечь каждого родителя в педагогический процесс.

- повысить уровень педагогической грамотности;

- настроить на активное участие в жизни детского сада.

И так, цели и задачи поставлены. Что же я как педагог могу использовать для их достижения? На самом деле выбор форм работы с родителями ограничивается только компетентностью самого педагога. Традиционные или нетрадиционные приемы использует воспитатель не столь важно, главное, чтобы они приносили результат и проводились не ради отчетности.

В работе я использую и свой опыт, и опыт коллег по детскому саду, и опыт всех педагогов, которые готовы поделиться своими находками. Работа ведется по нескольким направлениям:

1. информационно – аналитическое (Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности).

2. познавательное направление (Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей).

3. досуговое направление (Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми).

4. наглядно-информационное (Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей)

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я, как и многие, начинаю работу с изучения семьи. Это дает возможность получить реальную картину, отражающую специфику семьи и семейного воспитания дошкольника. По результатам анкетирования, тестирования, посещений семей вырабатывается тактика общения воспитателя с каждым родителем, планируется индивидуальная работа с каждой семьей, планируются совместные мероприятия. Каждый раз, когда воспитатель набирает новую группу маленьких детей, он получает группу взрослых, которые нуждаются в не меньшей опеке, чем двухлетние дети. Опыт показывает, что в начале сотрудничества воспитателя и родителей можно говорить только о количественном участии родителей в жизни группы, а именно, о посещении родительских собраний и консультаций и о присутствии родителей на детских праздниках, экскурсиях и т. п. И только благодаря усилиям педагогов количественные показатели переходят в качественные: инициативность и ответственность. Родители начинают понимать : все, что они делают для группы, они делают не для воспитателя, а для своего ребенка.

Чтобы создать единую образовательную и воспитательную среду, использую все многообразие форм: тестирование и анкетирование, родительские собрания, собрания родительского комитета, индивидуальные и групповые очные и заочные консультации для родителей, тематику информационных стендов, создание памяток, буклетов, совместные развлечения и досуги, тематические вечера, выставки детского творчества, выполнение совместных творческих заданий, семинары для родителей, экскурсии, конкурсы поделок, мастер-классы, «Дни добрых дел», выпуск газет, фоторепортажи, открытые занятия (Дни открытых дверей, участие родителей в детской исследовательской и проектной деятельности; а также, групповую мини-библиотеку. В результате предполагаю наладить максимально доверительный контакт с родителями, дать представления об особенностях развития ребенка в зависимости от возраста, сформировать у родителей правильное отношение к развитию своего ребенка, сформировать потребности в педагогических знаниях, научить играть и общаться со своими детьми, развить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

Выбор форм всегда зависит от того, с какими родителями приходится работать. Практика показывает, что чем выше уровень образования, тем мобильнее родители, тем легче они отзываются на предложения воспитателя, охотнее откликаются на просьбы о помощи, проявляют готовность учиться, интересуются жизнью группы, вносят предложения. И наоборот, чем ниже уровень образования, тем больше уверены родители в своей правоте и в своих знаниях, как воспитывать детей. Они много критикуют, предъявляют высокие требования к детскому саду, но сами не могут предложить ничего конструктивного, личная ответственность за воспитание детей у таких родителей на очень низком уровне. Они не довольны в общем. В этом мы убедились после очередного анкетирования. Детский сад проводил опрос на тему: «Физическое развитие детей в детском саду». Некоторые родители нашей группы дали невысокую оценку работе детского сада по изучаемой теме, не высказав никаких «Замечаний» и «Предложений». В индивидуальных беседах с родителями выяснилось, что они не оценивали работу, а выразили свое негативное отношение к детскому саду как к общественному институту вообще. Такое отношение сложилось не на личном опыте родителей, а на слухах и на информации из СМИ. Эти родители получили приглашение посещать любые занятия, развлечения, соревнования. И не только физкультурные, т. к. дело было совсем не в работе по физическому развитию детей. Специально для них были напечатаны буклеты «Воспитание здорового ребенка – одна из главных задач детского сада», велись индивидуальные беседы. Искренняя заинтересованность воспитателя, индивидуальная работа с семьей, а главное индивидуальный подход к достижениям и проблемам детей в этих семьях дали свой положительный результат.

У нас сложилась традиция отмечать 23 февраля проведением спортивного развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья». Всегда родители с удовольствием принимают участие в празднике.

Еще одной интересной формой работы является организация групповой традиции «семейное чаепитие». Такую форму работу воспитатели используют уже давно, но не стоит собирать родителей и детей только ради того, чтобы все посидели за столом и попили чай. Содержание этой формы работы должно носить развивающий и воспитательный характер и иметь целью обеспечение детям и взрослым спокойных и дружелюбных отношений. Для становления личности дошкольника доброжелательная атмосфера в группе, где ребенок проводит большую часть жизни, имеет огромное значение. В этом нам и поможет групповая традиция семейных чаепитий. А если разработать для них тематику, например: «Веселый этикет» или «Традиции моей семьи» или «Традиции русского народа» или посвятить их пропаганде здорового образа жизни, дети и родители будут вовлечены в общее дело. Родители будут учиться приемам воспитания ребенка, будут соблюдаться систематичность и последовательность, индивидуальный подход. Все это будет основой взаимного доверия и взаимопонимания родителей и педагогов, которая необходима для создания единого воспитательного и образовательного пространства для ребенка.

Но все же жизнь накладывает свой отпечаток на то, какие формы преобладают в нашей работе. Все родители наших воспитанников много и напряжённо работают, а еще они много времени «сидят» в Интернете, превращая информационное чудо в нашего врага. Но мы можем превратить Сеть в союзники. Для этого надо попросить у родителей адрес электронной почты. И послать всем, кто не пришел на родительское собрание памятку или буклет или яркую презентацию по теме собрания. Небольшое по объему сообщение, понятное и яркое родители не пропустят. Я сама такую работу запланировала себе на этот учебный год. Еще в планах сообщать родителям тему учебного материала, с которым дети знакомятся на занятиях. Такой своеобразный аналог рубики в родительском уголке «Учите вместе с нами». Ответственные родители обязательно повторят и закрепят с детьми учебный материал. Дома, где, как говорится, даже стены помогают, ребенок вспомнит всё, что говорилось на занятии и перескажет содержание прочитанного рассказа или вспомнит стихотворение, которое учили. А если не вспомнит, то ему помогут родители, ведь текст будет у них под рукой. С этими же целями можно использовать сайт воспитателя — сейчас они есть, наверное, у всех — этого требуют условия аттестации. Фотографии, сделанные на прогулке, во время режимных моментов, во время образовательной деятельности, оформленные в тематический альбом, доступ к которому будут иметь только родители, не оставят равнодушными никого. А, рассматривая фотографии, любознательные родители прочитают рекомендации воспитателя, как правильно одеть ребенка на прогулку, познакомятся с возрастными особенностями детей и другой информацией, которую вы разместите для них на своей странице. А если воспитатель ведет свой блог, и имеет положительные отклики коллег, то это несомненно повысит ваш авторитет у родителей. Поэтому всем воспитателям желаю удач в освоении компьютера, и очень рекомендую социальную образовательную сеть maaam.ru, которую вы сможете использовать и в работе с родителями, и найдете для себя много полезного материала, и сможете поделиться своим опытом. Еще совместными усилиями воспитатели и родители могут создать информационный банк, библиотеку, куда будут помещать все самое интересное, что нашли в Интернете, а воспитатель будет отслеживать и редактировать информацию, собранную родителями, и использовать в работе с детьми. Такая современная и новая форма работы, как мне кажется, заинтересует многих родителей.

Публикации по теме:

«В мире любимых сказок». Совместная работа с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей«В мире любимых сказок». Совместная работа с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей ема: «В мире любимых сказок» Интеграция ОО: Познание, коммуникация, художественная литература, интерес. Цель: закрепить знания детей о.

Проектная деятельность в ДОУ. Работа с родителями. Из личного опыта. Проектная деятельность в ДОУ. Работа с родителями. Воспитатель: Сорокина Л. В. В связи с ведением ФГОС изменились требования к образовательно.

Работа с родителями как один из способов реализации ФГОС ДОУРабота с родителями как один из способов реализации ФГОС ДОУ В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека.

Работа с родителями в условиях ДОУ.Работа с родителями в условиях ДОУ. В современном мире родители очень мало уделяют времени детям, это связано с излишней занятостью, поэтому мы строим свою работу таким образом,.

Работа с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процессРабота с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс Работа с родителями воспитанников детского сада не ограничивается проведением обыкновенных родительских собраний. В нашей группе родители.

Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе» Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе» Цель: создание условий для включения родителей будущих.

Совместная работа ДОУ с родителями Совместная работа ДОУ с родителями. Как показывает практика, жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без.

Совместная работа с родителями и детьми.Совместная работа с родителями и детьми. Мы с родителями и детьми проводим огромную совместную работу в течение учебного года. Вот уже скоро будут новогодние праздники. Мы начали.

Совместная работа с родителями подготовительной группы. «Поможем птицам зимой». (фото-отчёт).Совместная работа с родителями подготовительной группы. «Поможем птицам зимой». (фото-отчёт). Я провела с детьми беседу о том, что зима вступила в свои права : дуют холодные ветры,мороз сковал землю,кругом лежит снег, голые деревья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная работа с родителями и ДОУ
Опубликовано: 8 июня 2017 в 16:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД