«Современная модель университета родительской культуры»

Светлана Михаленко
«Современная модель университета родительской культуры»

В 2013 году, к своему 40-летнему юбилею Красносельский район достиг уровня одного из самых динамично развивающихся в городе и является лидером по количеству возводимых новостроек. В районе возникли новые жилые микрорайоны, которые активно заселяются молодыми семьями с детьми дошкольного возраста со своими тревогами и проблемами связанными воспитанием. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к семье и ее и проблемам воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях продуктивного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Для этого детский сад и родители должны стать партнерами и объединиться в интересах ребенка.

Для решения этих задач уже недостаточно традиционных форм работы ДОУ и семьи, так как они утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Необходимо использовать инновационные формы и методы работы. В настоящее время в нашем районе есть все необходимые ресурсы, чтобы воссоздать семейные ценности, развить потенциал семейной и родительской культуры.

На протяжении последних лет наш детский сад работает над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи.

Обобщив опыт работы в этом направлении, мы создали современную модель «Университета родительской культуры», которая включает в себя:

Психолого-педагогическое сопровождение семей воспитанников: анкетирование, мониторинги, консультации, обсуждения, круглые столы, тематические беседы с родителями, близкими, родственниками. Это помогает нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности выявить количественные и качественные критерии наших родителей.

«Школа молодых родителей»- модель эффективной связи с семьей до поступления в ДОУ.

Программы «Ясельная академия» и «Научи меня и маму» позволяют поддержать заинтересованных родителей и обеспечить их необходимыми знаниями в области воспитания, оздоровления и развития детей от 1 до 3 лет и подготовки их к посещению ДОУ, ранней социализации.

Эта работа продолжается в проекте «Добрые традиции общения».

Цель проекта: эмоциональное обогащение родственных связей, укрепление семейных традиций, развитие преемственности между поколениями.

В ходе проекта разработан «Круг праздничных дат детского сада», который включает в себя проведение дней благопожеланий и праздничных календарных дат детского сада и семей воспитанников.

Для работы в системе взаимодействия семейного и общественного воспитания необходимы грамотные, творческие, квалифицированные специалисты. Благодаря развитию партнерских взаимоотношений детского сада образовательных, досуговых, культурных и общественных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области мы смогли привлечь в работу с семьями воспитанников известных деятелей культуры, науки и искусства.

Наш детский сад является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, осуществляющим процессы воспитания, развития и обучения детей, но и культурно – развивающим центром для детей, педагогов и родителей. Регулярно проводимые тематические мастер-классы, творческие встречи для специалистов, родителей, воспитанников ДОУ с видными деятелями науки, образования и культуры Санкт-Петербурга перешли в долгосрочные проекты. Как правило, любой проект как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести проведение выставок, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы по интересам, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Например, проект «Золотая книга семьи» позволил систематизировать имеющиеся знания детей о семье и семейных традициях, расширить интерес детей и взрослых к родословной, оказать влияние на формирования уважительного отношения к институту семьи, семейным ценностям. В рамках проекта проходил мастер-класс

Юрия Федоровича Миронова директора центра «Современная родословная книга», автора методик по написанию и ведению родословных книг «Пишем и составляем родословную книгу всей семьей».

Занятия родословием увлекло семьи и они стали изучать истории своего рода, создавать герб и родословное древо. Эти работы вошли в золотую книгу семей детского сада, заложили и укрепили семейные ценности, повысили значимость института семьи.

Дальнейшее продолжение и развитие эта работа получила в проекте

«Мир в семье. Мир во всем мире»

За основу проекта взята популяризация культуры мира и мира семьи, содействие становлению культуры семьянина.

Развитие навыков семейного взаимодействия. Формирование патриотических чувств, толерантности.

Мастер-класс Валентины Фатимской координатора проекта Международная молодежная миротворческая программа «Книга Мира» «Проект «Книга Мира» и знакомство с координатором миротворческого движения «Книга мира» позволило нам провести выездной семинар для сотрудников, детей и родителей в штабе «Книги мира» на легендарном крейсере 1 ранга «Аврора».

Нас заинтересовали идеи сохранения мира, и мы приняли участие в написании 27 тома Книги мира, которая была

в последствии передана в Штаб миротворческой организации и путешествует дальше по миру.

Возрождению семейных традиций, посвящен проект

«Традиции семейного чтения»

Идея проекта: Возрождение традиций домашнего чтения в кругу семьи. Воспитание интереса к книге. Повышение самооценки, уровня общения, создание условий для интеграции, социализации. Формирование культуры семейного чтения.

Творческая встреча с известным детским писателем и поэтом Алексеем Шевченко «У писателя на Дне рождения».

Творческая встреча с писателем и поэтом Михаилом Ясновым

«В кругу друзей».

Творческая встреча с писателем-иллюстратором

Натальей Никитичной Чарушиной, «Дни книжек семейной династии Чарушиных», конкурс детских рисунков и историй «О зверях-любимцах» по мотивам книг Чарушиных

Творческая встреча с авторами проекта «Большая книга сказок Петербурга» в Детской библиотеке истории и культуры Петербурга, Филиал №2 ЦГДБ им. А. С. Пушкина в музейном пространстве памятника архитектуры.

В ходе проекта прошли выставки семейных рисунков:

«Любимый сказочный герой, «Любимый герой книжек Чарушина», семейная гостиная «Поэты мира детям», конкурс семейных сказок «Шел по городу волшебник». Лучшие работы вошли в книгу сказок детского сада. Все это позволило не только вернуть книгу в семью, но и повысить ее воспитательное значение.

Проект «Путешествие в кукольные традиции»

Идея проекта: знакомство семей с историческими традициями куклы и ее роли в системе семейного и общественного воспитания.

Мастер-класс «Мастерская семейных традиций: история куклы» провела

Специалист по традиционной народной культуре автор программы «Сундук с приданым» Любовь Ивановна Даева. Творческая встреча-экскурсия «Чудеса в актерском доме» в музее театрального и музыкального искусства. Творческая мастерская изготовление фольклорной куклы «столбушки» провела специалист Этнографического музея.

В ходе проекта сформировалось сообщество семей – участников проекта. В совместной деятельности, при поддержке мастеров - кукольников дети и родители овладели новыми знаниями из истории куклы - игровой, традиционной и театральной, овладели мастерством изготовления куклы. Прошла выставка творческих семейных работ «Любимая игрушка».

Проект «Здоровый Я – здоровая семья».

Идея проекта: охрана здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивация здорового образа жизни.

Наш детский сад на протяжении ряда лет использует эколого-оздоровительную программу «К здоровой семье через детский сад» и тесно сотрудничает с одним из авторов этой программы Т. В. Коваленко.

Она провела мастер-классы «Маленький дом большого здоровья» и «Эмоциональное здоровье ребенка». В ходе проекта созданы листки здоровья семьи, проведен мониторинг эмоционального здоровья семей воспитанников, конкурс семейных газет «Мы за здоровый образ жизни». Эта работа нашла свое отражение в создании книги «Книга мира. Здоровье семьи», которая не только рассказывает о ценностях здорового образа жизни конкретной семьи, но и позволяет обмениваться опытом между семьями.

Работа детского сада как центра культуры позволило расширить рамки культурного сотрудничества и прейти с уровня районного и городского на новый уровень - международное сообщество семей. Мы имеем тесные и регулярные контакты с семьями детских садов Финляндии городов Турку и Райсио.

Налаживаются контакты с детскими садами Японии города Осака. При поддержке консульства Японии в Санкт-Петербурге для семей воспитанников и сотрудников учреждения были проведены семинары – практикумы «Искусство оригами», «Волшебная красота икебаны», «Кимоно в традиционной народной культуре Японии», «Японская традиция упаковки подарков». Детские работы по теме «Японская Сакура» были выставлены в Эрмитажном театре в рамках 7 фестиваля «Японская осень в Санкт-Петербурге».

Сотрудничество с Детским экологическим центром при Водоканале позволило принять участие в международном эколого-просветительском проекте «Вода + Я= друзья».

Идея проекта: экологическое просвещение семей воспитанников в области рационального использования водных ресурсов и сохранения окружающей среды. В ходе проекта с участием специалистов Водоканала проведен семинар для педагогов и родителей «Я и окружающая среда», экологический праздник для детей «капелька воды», проведены эксперименты с водой во всех группах детского сада «Секретная лаборатория», домашние исследования «Потребление воды дома». Проведены интерактивные занятия в детском экологическом центре Водоканала и экскурсии в музей Водоканала.

Семьи воспитанников принимали активное участие в написании писем «К чистой капельке воды», педагоги ДОУ в конкурсе Водоканала «Лучший экологический проект».

Эта работа позволила сформировать сообщество семей- участников проекта. В детском саду создана книга «Вода и Я =друзья». Лучшие работы семей и педагогов ДОУ были опубликованы в международной книге «Письма к капельке воды, в которой отражены идея сохранения водных ресурсов Японии, Украины, Финляндии, российских городов Санкт-Петербург и Пермь.

Наиболее яркие моменты нашего опыта мы ежегодно представляем на родительско-педагогической конференции. Регулярно выступаем в радиопередачи на радио Петербург «Город и горожане».

Также представляли наш опыт работы на районном, городском, всероссийском и международном уровне в области инновационной деятельности. На XIV Всероссийском образовательном форуме мы представили опыт нашей работы по организации родительского университета. Им заинтересовались и предложили принять участие на XV Всероссийском образовательном форуме и во II Всероссийском конкурсе «К здоровой семье через детский сад», в номинации: лучший социально-демографический проект. По итогам конкурса наша работа была отмечена дипломом Победителя.

В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

В ходе проведенной работы получены результаты:

Расширилось партнерство детского сада с образовательными, досуговыми, административными, общественными организациями (за 4 года взаимодействие с более 50 организаций и учреждений СПб, Москвы и регионов России и зарубежья)

Повысилось качество воспитательно-образовательных услуг, за счет расширения дополнительных образовательных услуг, действия программ работы, с молодой семьей начиная с раннего возраста ребенка.

Формирование социокультурного центра для всей семьи (дети – родители).

Сегодня наш воспитанник - ребенок и семья с опытом интеграции в социокультурную среду города

Повысился семейный профессионализм, воспитательный потенциал семьи. Отношение родителей и семьи в целом к дошкольному образовательному учреждению обрело новые формы и краски – углубилось взаимопонимание, сотрудничество в воспитании ребенка и в общей работе учреждения. Расширены формы партнерства с семьей. Возрос воспитательный потенциал семьи.

Повысился потенциала кадрового педагогического состава и профессионализм педагогов, сформировался творческий инициативный педагогический коллектив.

Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые пути взаимодействия и сотрудничества с родителями.

Список использованной литературы:

1. Гуров В. Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.

2. Давыдова О. И., Богославец Л. Г. ,Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т. П. Колодяжная, Р. М. и др. – Ростов-н/Д, 2002. – 119

5. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей. / Авторы и составители Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, .И. Гризик и др. - М. Просвещение, 2006.- 191с.

6. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2012.-96с.

7. Детский сад –семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. / Автор-составитель: С. В. Глебов. -Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005- 111с.

8. Давыдова О. И., Богославец Л. Г. ,Майер А. А. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2012.-128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).

9. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечение родителей в жизнь детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-128с (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

10. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семей. –М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.-72с.

Публикации по теме:

Как я восстанавливала историю моего детского садаКак я восстанавливала историю моего детского сада Детский сад №3 «Рябинка» Я работаю в моём родном саду 25 лет. Работала и воспитателем,и заведующей,и методистом. Но ближе мне всего -работа.

Презентация на тему: «Мытищинский район» часть 2 (продолжение) Презентация разработана для проведения тематических бесед по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного города.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Земноводные, рептилии
  • Наша армия
Автор публикации:
«Современная модель университета родительской культуры»
Опубликовано: 26 февраля 2013 в 18:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...