Получи документы

Современные тенденции организации развивающей среды группы для психологического здоровья

Мария Аникина
Современные тенденции организации развивающей среды группы для психологического здоровья

«Детей встречает детский сад!». С таким девизом мы педагоги начинаем каждый учебный год. И родители помнят о том, что мы ждем их и наших воспитанников. С самого порога мы принимаем детей и родителей с улыбкой. Но тогда почему так много слез от детей, и так озабочены родители? Адаптация. Страшное слово для всех кто связан с детками самыми маленькими. Да и у детей постарше – вторая младшая, средняя группа адаптивные кризисы не редкость. Родители очень переживают за своих детей и воспитатели так же стараются сделать всё от них зависящее что бы адаптивный период не затянулся и прошел легко и быстро.

Публикация «Современные тенденции организации развивающей среды группы для психологического здоровья» размещена в разделах

А ссоры и замкнутость? Низкая или чересчур завышенная самооценка, тревожность? Очень много проблем психологического характера возникают в ДОУ. И, к сожалению, педагог-психолог – человек который отвечает за психологическую среду в саду, не может (просто даже физически) уделить необходимое внимание каждому приходящему ребенку. Для решения этого вопроса, а так же для обеспечения профилактики психосоматических заболеваний в нашем Учреждении было решено организовать в каждой групповой среде «Психологические уголки» которые направлены как раз на решение всех, и даже больше, названных проблем.

И так поводом создания психологических уголков в каждой группе детского сада послужило:

• адаптационные и ситуативные стрессы,

• низкая самооценка,

• не умение ребенка взаимодействовать со сверстниками.

Для нивелирования данных проблем необходимо:

• обучить ребенка эмоциональной саморегуляции (научить его успокаиваться);

• выходить из конфликтной ситуации;

• комфортно взаимодействовать с другими детьми;

• предоставить место для релаксации и уединения ребенка, когда ему это необходимо для сохранения его психической целостности и сохранения его психофизического здоровья

Создание развивающей среды группы для формирования психологического здоровья детей и их психологической саморегуляции

• Создание условий в группах детского сада для сохранения психологического здоровья каждого ребенка;

• Создание зоны психологического комфорта.

• Наполнить зону играми и атрибутикой для повышения самооценки, коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

Для того что бы наши уголки соответствовали нашим целям кроме того как будут они наполнены рассматривались ещё и такие категории:

• Тактильные ощущение. Специалисты уверяют, что душевное состояние зависит от нас самих и находится буквально на кончиках наших пальцев: лишая себя прикосновений, недодавая коже ощущений, мы отказываем себе в удовольствии лишний раз порадоваться, почувствовать себя увереннее, избавиться от тревоги и прессинга проблем. Тактильное восприятие играет огромную роль в жизни человека этот феномен исследовали такие ученые как: Крейдлин 1999, Рубинштейн 2001, Ананьев 1959, Ломов 1982.

• Цветовое воздействие. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др., позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают у человека.

• Релаксация, (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных. Техника как таковая была разработана американским учёным и врачом Эдмундом Джекобсоном в 1920-х годах.

Для того, что бы наши уголки работали в полную силу соблюдались следующие принципы:

• Принцип адекватности используемых материалов – игры и атрибутика подобрана в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями.

• Принцип доступности – каждый ребенок в любой момент может воспользоваться материалами зоны психологической разгрузки или иными средствами психологического уголка.

• Принцип психологической безопасности - обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

• Наличие в развивающей среде группы : отдельно отведенного места, уголка психологической разгрузки.

Так же соблюдались следующие критерии формирования комфортной среды группы :

• Оснащение уголка психологической разгрузки : пособия, игры, игрушки.

• Наличие картотеки упражнений по развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и игр, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

Оформление оригинального пособия (способа) на развитие эмоционально-волевой сферы и развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния.

• Доступность материала детям, творческий подход, эстетичность и оригинальность оформления уголка психологической разгрузки.

• Созданы условия в группах детского сада для сохранения психологического здоровья каждого ребенка :

Результатами нашей работы стало:

• Созданы зоны психологического комфорта и психологической разгрузки;

• Уголки психологической разгрузки оснащены пособиями, играми, игрушками.

• озданы картотеки упражнений по развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и игр, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы

• Материалы доступны детям, соблюдены: творческий подход, эстетичность и оригинальность оформления уголка психологической разгрузки.

До создания уголков и после (спустя три месяца) педагогом-психологом среди детей разного возраста (в основном это были дети среднего и старшего дошкольного возраста) была проведена диагностика:

• Тревожности;

• Самоотношение;

• Наблюдение за взаимодействием в группе.

В итоге:

• Тревожность у детей снизилась на 17% (которая была связана с игнорированием, общением с детьми)

• Самоотношение – выборов адекватного самоотношения увеличилось на 4%

• Наблюдение за взаимодействием в группе – дети стали использовать предложенные стили адекватного поведения в преодолении конфликтов.

Учитывая данные полученные при проведении диагностики можно сказать, что проведенная работа была необходимой и полезной.

Специфика данной работы кроме всего прочего состоит в том, что психологические уголки в процессе работы потихоньку «расползлbсь» по всей группе. Игры на эмоциональную сферу – например «Лото настроений» или игры с правилами потихоньку оказались среди дидактических и спортивных игр. Данная тенденция закономерна. В детском саду ограниченное групповое пространство, и под час, не возможно, реализовать все задумки. И тут спасает интеграция, благодаря которой многие атрибуты и игры становятся много функциональными.

Таким образом можно подвести итог – реализация в групповом пространстве ДОУ психологической помощи в виде «Психологических уголков» не только помогло реализовать цели здоровьезбережения, но и обогатили пространство группы различными атрибутами и дидактическими играми. Что так не мало важно.

Публикации по теме:

День здоровья в нашем детском саду.День здоровья в нашем детском саду. Cегодня в нашем детском саду "Загадка" - день здоровья! Проходитон под девизом "В здоровом деле - здоровый дух" С самого утра у детей и.

Наше счастье — в наших детях!Наше счастье — в наших детях! Я просто не представляю. что бы мы без них делали! Без наших любимых деточек! Причем не только на работе, но и дома. У школьников сейчас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные тенденции организации развивающей среды группы для психологического здоровья
Опубликовано: 27 ноября 2014 в 18:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД