«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Светлана Озимчук
«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Дошкольное детство - период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.

Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.

В нашем ДОУ работают шесть групп для детей с нарушением зрения. Наиболее часто встречающееся заболевание у наших воспитанников – это гиперметропия, миопия, амблиопия, астигматизм и различные виды косоглазия.

При организации коррекционно-развивающей среды учитываем:

•структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации и взаимодействии с окружением;

•обеспечение комплексного подхода во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.

То есть, в учреждении созданы такие условия, чтобы задачи коррекционно-компенсаторной и лечебно-восстановительной работы были взаимосвязаны.

Рассмотрим те элементы среды, которые отвечают выше перечисленным требованиям:

1. Оформление стен групповых комнат и спален различными зрительными тренажёрами.

«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

2. Подбор дидактических игр и игрушек для развития сенсорного восприятия дошкольников.

При оформлении групповых комнат, спален, кабинетов учтена возможность размещения зрительных тренажёров: схемы Базарного, различных лабиринтов.

При прохождении лабиринтов используются гимнастические катки; дети с расходящимся косоглазием проходят их ниже уровня глаз, а со сходящимся выше уровня глаз; работа с лабиринтами тренирует мышцы глаза, развивает точность движений, а также способствует коррекции осанки.

Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а так же имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому в группах созданы условия для полноценного физического развития дошкольников, для удовлетворения их физической активности.

Органично вписываются в интерьере групп, кабинетов заслоненные и силуэтные изображения предметов, выполненные на ватмане или потолочных плитках, такие изображения позволяют учить воспитанников чтению заслонённых и зашумлённых изображений в свободное от занятий время, изображения могут меняться в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность окружающей среды.

Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена, зрительное восприятие у них происходить на суженной сенсорной основе. Вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.

Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагог и воспитателей и конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и пособий для развития

•Зрительного восприятия;

•Тактильного восприятия;

•Слухового восприятия;

•Обоняния.

К сожалению, вопрос о развитие обоняния, классификации и идентификации запахов недостаточно изучен в методической литературе, и в нашем ДОУ нет достаточного количества пособий для решения этой задачи.

Проблема, возникающая при подборе игр и пособий для развития сенсорного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормальновидящих детей. Поэтому при покупке и изготовлении игр и пособий обращаем внимание на следующее:

1. Цветовое изображение;

2. Чёткий контур изображений;

3. Отсутствие лишних деталей;

4. Игрушки должны быть похожи на реальные объекты и по внешнему виду и по цветовой гамме.

В группах созданы центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры.

роме того, пособия по развитию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия находятся в центре искусств, а в центре математики размещены пособия по развитию восприятия формы и величины.

Большое количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», палочки Кюизенера с цветными альбомами по возрасту детей (используем приём наложения, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур.

Палочки КЮЕЗЕНЕРА. Это универсальный дидактический материал. Основные его особенности – абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, цвет, математические понятии в доступной малышам форме. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппой в зависимости от цели задания. Палочки могут использоваться для выполнения дидактических заданий. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация.

Блоки ДЬЕНЕША. Дидактический материал “Логические блоки” состоят из 48 объемных геометрических фигур, различающих по форме, цвету и толщине. В процессе, разнообразных действии с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важных как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстракция, сравнения, классификация, обобщения, кодирования. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.

Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используются игры типа скатывания шара с горки по жёлобу, «продвинь шар», сетка, скользящие фигурки, копировальный экран.

Лото «Птицы», дидактический набор «Моторика» развивают умение анализировать изображения, сличать их с реальным объектом, силуэтным и контурным изображением, обучают зрительно-пространственной ориентировке на плоскости.

Дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития. У них наблюдается снижение осязательной чувствительности и моторики пальцев. Вследствие малоподвижности детей в разных видах детской деятельности, у многих отмечаются вялость мышц рук или слишком большая их напряжённость. Поэтому особое внимание мы обращаем на развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве. Через разные формы двигательной активности ребёнка с нарушением зрения мы стараемся обогатить коррекционно-познавательную и двигательную деятельность. С этой целью нами разработаны комплексы коррекционно-развивающих занятий, которые содержат большое разнообразие движений, пальчиковую и зрительную гимнастику, физкультминутки, дидактические игровые упражнения, досуговые мероприятия. Для этого создаётся предметно- развивающая среда, направленная на развитие общей и мелкой моторики и ориентировку в пространстве.

Для развития общей моторики и зрительно-двигательной координации используем материал с учётом зрительного диагноза:

«Кольцеброс» и «Шароброс» - для детей с расходящимся косоглазием, взор таких детей должен быть направлен вниз;

«Кегли» и «Дарц» - для детей со сходящимся косоглазием, взор таких детей должен быть направлен вверх или вдаль;

•Крупные и средние мячи - для детей с близорукостью;

•Мелкие мячи - для детей с дальнозоркостью.

Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций мы применяем различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, локализацией, фиксацией, аккомодацией, способствуют формированию бинокулярного зрения. Дифференцированный подход в различных коррекционных приёмах: например, использование красного и жёлтого фона при амблиопии, выделение контуров изображения и рабочей поверхности при астигматизме, работа на подставках и на мольберте при сходящемся косоглазии способствует закреплению успехов ортоптического лечения.

Публикации по теме:

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Автор публикации:
«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
Опубликовано: 25 ноября 2013 в 00:35
+38
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-ласс «Зимний домик»
Новый год – это волшебное и сказочное время, наступления которого с нетерпением ждут дети и взрослые. Каждый ждет чуда в этот день. В это время все кругом...
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...