Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность

юля мосина
Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Развитие речи и словаря детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным направлением в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Речь усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики.

Сталкиваясь с непониманием, встречая языковые трудности на пути к достижению цели, ребёнок обращается к слову как к особому объекту познания, начинает играть со словом, обследовать его. Словесные игры стимулируют желание ребёнка к экспериментированию со словом, способствуют обогащению словаря и речи ребёнка в целом.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных).

Для того, чтобы успешно содействовать речевому развитию я использую различные виды игровой деятельности, так как данная форма легко воспринимается дошкольниками.

Чтобы осуществлять работу в системе отобрала и составила картотеку игр, соответствующих возрасту.

Оформила дидактические игры, такие как:

1. «Прятки»

2. «Разложи картинки»

3. «Кто назовет больше действий»

4. «Закончи предложение»

Оформила театральный уголок, где представила разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, кукольный, театр масок, фланелеграф и т. д., что способствовало развитию самостоятельной художественно- речевой деятельности.

Также совместно с музыкальным руководителем и родителями организовывали развлечения, театрализованные представления, конкурс чтецов. Использование таких форм работы способствовало развитию творческой самостоятельности, отчетливости произношения, развитию умения использовать средства выразительности.

Особое внимание уделяла организации сюжетно – ролевых игр, так как в данном возрасте происходит обучение детей диалоговой речи. Представления о труде людей дети получали на экскурсиях, в процессе наблюдений, чтения художественной литературы, рассказов воспитателя. Далее мы совместно с родителями разнообразили предметно - игровую среду, где помимо традиционных сюжетно – ролевых игр, таких как: «Магазин», «Семья», «Больница» и т. д., включила такие игры как:

«Морское путешествие», «Ателье», «Инспектор ГИБДД». Привлекала детей к созданию атрибутов для игр, например на занятии «Аппликация» изготовили «книжки», нарисовали иллюстрации, организовали сюжетно – ролевую игру «Библиотека». Использовала игры с предметами – заменителям: например сюжетно – ролевая игра «Секретарь». Данная работа способствовала обогащению реального опыта детей, пополнению активного словаря, дети научились характеризовать различные профессии, узнавать и называть специальные инструменты и действия, используемые в разных профессиях.

При планировании, проведении и организации игр придерживалась принципа природосообразности, то есть в каждой возрастной группе использовала игры и ставила игровые задачи соответствующие возрасту.

Развитие речи необходимо осуществлять комплексно, активными участниками воспитательно – образовательного процесса должны быть как воспитатели, так и родители.

Использовала различные формы работы, проводила фотовыставки, где представлены фотографии из семейного архива, по различной тематике. В последствии, дети с удовольствием рассказывали о своей семье, делились впечатлениями о семейных праздниках (например:«Портфолио», «Новый год в семье», «Лето всей семьей»). Оформляли альбомы и стенды «Все работы хороши», «Военная техника», «Лекарственные растения», «Служили наши деды», где дети совместно с родителями готовили иллюстрации и рассказы на ту или иную тему.

В ходе такой работы складывается такая культурная общность детей и взрослых, которая позволяет проявить активность каждому.

Таким образом, я создала условия для развития речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность:

1. Пополнила предметно-развивающую среду (дидактические, сюжетно-ролевые игры);

2. Оптимизировала содержание воспитательно – образовательного процесса, с целью повышения качества дошкольного образования через использование различных видов игровой деятельности (планирование, картотека);

3. Привлекла к участию в воспитательно-образовательном процессе родителей (портфолио, фотовыставки, пополнение ПРС);

4. Предоставила детям возможность повысить речевую активность через разные виды игр: сюжетно-ролевые, настольные, дидактические, театральные, словесные дидактические.

Публикации по теме:

Использование знаковой символики в развитии связной речи дошкольников. Рекомендации для воспитателей ДОУ. Использование знаковой символики в развитии связной речи дошкольников. Овладение родным языком как средством и способом общения познания.

Настольный театр на скрепкахНастольный театр на скрепках Настольный театр на скрепках Театрализованная деятельность является ведущим видом деятельности детей, а кроме того позволяет решить многие.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Головоломки
  • Прописи
Автор публикации:
Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 18:40
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...