Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста

Зарипова Евгения
Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где так много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неопознанного!

Для дошкольников противоестественны скука и безразличие.

Структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. В активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

Меняется характер общения ребёнка с взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

-Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;

-Включение занимательности в содержание занятий;

-Создание проблемно-поисковых ситуаций;

-вовлечение в выполнение творческих заданий;

-Интеграция разнообразной деятельности;

-Организация экспериментирования;

-Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Познавательно-интеллектуальное развитие является основой умственного воспитания.

Развитые страны в последние десятилетия придают первостепенное значение укреплению своего интеллектуального и творческого потенциала как стратегического ресурса. Интеллектуально-развитым детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для их собственного блага и на благо всего общества».

Для обеспечения познавательно-интеллектуального развития в МКДОУ СВЕТЛОВСКИЙ д/с "Cветлячок" создана пространственная среда, которая обеспечивает наиболее активное и полноценное развитие дошкольников.

Немного подробнее остановимся на условиях, а это собственно:

• Предметно-развивающая среда группы;

• Взаимодействие с родителями;

• Предметно-развивающая среда детского сада;

• Взаимодействие с социумом.

Предметно-развивающая среда группы.

Построение предметно-развивающей среды во всех группах нашего детского сада отвечает возрастным особенностям детей. Для детей до трёх лет важно пространство для активных игр, катания, лазанья. ; для детей четырёх лет создан широкий спектр предметов для сюжетно-ролевых игр - атрибуты деятельности взрослых, предметы с выраженными функциональными особенностями.

В старшей- подготовительной группе с детьми организуются такие сюжетно-ролевые игры, например, «Школа», «Семья», «Салон красоты», «Супермаркет», «Центр здоровья», «Служба спасения», которые помогают развивать у детей социальный опыт, формировать познавательную активность, коммуникативные навыки и раскрыть свои неповторимые индивидуальные личностные качества. Игра – ведущий вид деятельности, поэтому она позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении, анатомии, выплеску накопившейся энергии, развлечении. Игра в её качественном многообразии осваивается детьми на каждом возрастном этапе: режиссерская - образная - сюжетно-ролевая - игра с правилами. Посредством сюжетно-ролевой игры ребёнок учится воспроизводить и отражать в сюжете взаимоотношения людей. Предварительно планируя ход игры, обсудив со сверстниками сюжетную линию. Так, например, дети подготовительной группы активно проявляют интерес к учению, играя в «Школу».

Мы считаем, что включение игр в обучение детей, несомненно, повышает их эффективность, так как игра:

- создаёт позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;

- непосредственно влияет на познавательно-интеллектуальную и коммуникативную активность ребёнка;

- способствует раскрепощению ребёнка, стимулирует к поиску творческих решений.

И обязательное условие построения среды — это эстетика и соответствие санитарно- гигиеническим нормам.

Предметно-развивающая среда детского сада – способствует познанию окружающего мира.

Адекватная развивающая среда, на мой взгляд, должна включать в себя следующие компоненты:

• игрушки и игровые пособия для развития сенсомоторных функций, формирования полноценного сенсорного восприятия (материалы для развития слухового, зрительного, тактильного ощущения)-Сенсорная комната

• игрушки для выработки моторных навыков, ловкости (мелкие мозаики, нанизывание бусинок, верёвочек, плетений, передвижение различных предметов по разнообразным лабиринтам);

• оборудование для занятий музыкой и изучение танцев

• конструктивное творчество и оборудование для рисования, лепки, аппликации и т. д. ;

• комната психологической разгрузки

• оборудование для физических занятий.

В нашем детском саду имеется:

- Музыкальный зал.

- Физкультурный зал.

-"зеленая комната"

- музей

-сенсорная комната

-комната психологической разгрузки (о которой говорилось выше)

Взаимодействие с родителями – через различные нетрадиционные формы работы с родителями педагоги нашего ДОУ оказывают помощь в развитии у детей каких либо талантов, способностей. Консультируем их и даём рекомендации как лучше это сделать. Проводим собрания, отвечая на волнующие родителей вопросы по поводу воспитания детей,- викторины, -общие родительские собрания, -анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей. Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в познавательном развитии каждого ребенка как в ДОУ так и в семье.

Взаимодействие с социумом – позволяет показать достижения наших воспитанников, через их участие в конкурсах различного уровня.

Какие же условия мы создаем для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста в нашем дошкольном учреждении? Работа по выявлению талантливых, интеллектуально- одарённых детей, как и любая другая работа, связанная с развитием детей требует много времени, знаний и сил. Это дополнительная ответственность перед талантливым или развитым ребенком, которая требует создания условий для полноценного качественного развития способностей, но в тоже время и ответственности перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа. Поэтому свою работу по созданию условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей нужно строить параллельно с основными видами и направлениями реализации основной общеобразовательной программы.

- создание пространственной разносторонней среды;

- индивидуально-дифференцированный подход к детям;

- взаимодействие с родителями;

- правильно организованная система планирования.

-Непрерывность повышения квалификации педагогов;

-Креативность педагогов, умение адаптировать, изменять имеющийся материал.

Таким оброзом,качество познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста зависит способствует объединение усилий участников педагогического процесса – детей, родителей, педагогов, администрации дошкольного учреждения; создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников и квалифицированное педагогическое руководство.

А вера педагогов и родителей в возможности детей – один из важнейших источников их настоящих и будущих успехов. В наших силах сегодня помочь раскрыться завтрашнему интеллектуально-творческому потенциалу России!

Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста

Прикреплённые файлы:

prezentacija-ped-uslovija_4rmet.pptx | 225,5 Кб | Скачан: 328
 
Публикации по теме:

Рисование ладошками «Весна пришла»Рисование ладошками «Весна пришла» Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном.

Создание условий для поддержки детской инициативы и творчества Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Предметы старины, утварь
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 08:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Зимние деревья»
Задачи: развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа; обогащать словарь; учить детей рисовать дерево...
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016–17 учебный год
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016-17 учебный год Воспитатель: Афанасьева Марина Вячеславовна «Нет такой стороны воспитания, на...
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...