Создание условий в группе для повышения качества познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста

Эльвира Уткина
Создание условий в группе для повышения качества познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В связи с этим я задалась целью, создания условий в группе для полноценного познавательно - речевого развития детей.

Для достижения поставленной цели мне пришлось решить задачи:

1. Создание предметно - развивающей среды.

2. Нахождение эффективных форм, методов и приемов обучения детей.

2. Организовать работу с родителями направленную на формирование правильного познавательно - речевого воспитания в семье.

Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно развивается в условиях предметно – развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно- творческую деятельность детей группы.

В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении мы выделяем следующие:

1. Речь педагога.

2. Методы и приемы разных сторон речи детей.

3. Специальное оборудование для каждой группы.

Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так – как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога:

1. Правильность.

2. Точность.

3. Логичность.

4. Чистота.

5. Выразительность.

В пустых стенах ребенок не заговорит «… заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, я забочусь в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, и общении.

Особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач я считаю обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей.

С целью создания эффективно развивающей предметно – пространственной среды, в группе оформлен познавательно – речевой уголок, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально, накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно – печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

Для того чтобы дети могли брать на себя роль персонажей сказок, приобрела настольный театр «Колобок», «Репка», «Теремок», способствующий развитию диалогической речи воспитанников. В группе имеется игровое оборудование, наглядный игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Создала необходимые условия для проведения игр «Больница», «Семья», «Автобус» и т. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.

Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Окружающая среда рассматривается мной как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности. Организовывая, предметную среду я придерживаюсь следующих принципов.

Принципы построения развивающей среды в группе.

1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения»

2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».

3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры»

4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».

Одной из задач умственного воспитания дошкольников является – развитие познавательных психических процессов: восприятия, внимания мышления и речи. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности. В работе использую методы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Методы и приемы обучения должны не только соответствовать интересам детей, но обеспечивать и интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ума. Наглядные приемы - показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий – способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к общению.

Наиболее успешно я использую такие формы как игры – занятия, индивидуальные занятия. К каждому занятию подхожу творчески, тщательно его подготавливаю, использую много наглядного материала, использую много игр и игровых упражнений. Использование элементов двигательной активности, драматизации делает занятия более живым, интересным, результативным.

Использую различные средства обучения: тексты (рассказы, сказки, загадки, стихотворения); не только просто познакомить детей с разнообразными предметами, природой и явлениями, жизнью животных и растений, взаимоотношениями людей, представлениям о грамматических конструкциях, но и добиться, чтобы все это было сознательно использовано самими ребятами.

Широко использую средства Т. С. О. Создаю проблемные ситуации, в которых ребенку необходимо было бы высказаться.

Активное использование развивающих приемов, носит комплексный и развивающий характер, направленный на развитие интеллекта и овладение коммуникативными навыками.

Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию и не могут заменить друг друга – однако во имя полноценного развития ребенка они должны взаимодействовать. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решить любые проблемы воспитания и развития ребенка и достичь определенных результатов.

Педагоги дошкольного образования должны стать для родителей компетентными консультантами и помощниками в познавательно – речевом развитии ребенка.

Организация работы с родителям, направленная на формирование познавательно – речевого развития в семье, является необходимым условием в моей работе. Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития я использую, прежде всего, традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям.

В приемной группы оформлен уголок для родителей. В рубрике «Мама поиграй со мной» в течение года указывается перечень игр по познавательно – речевому развитию детей дома. Оформлена фотовыставка «Мы играем целый день, целый день играть не лень». Проведены консультации «Познавательно – речевое развитие детей» с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, «Роль игрушки в познавательно – речевом развитии ребенка». Создана библиотека для родителей, куда вошли периодические методические и познавательные издания. Проведено занятие по познавательно – речевому развитию «На прогулку с Колобком». Огромную помощь в работе с родителями оказывают родительские собрания. Каждое родительское собрание, каждую встречу с ними я стараюсь превратить в праздник. Совместно с родителями занимаемся изготовлением и приобретением игр и пособий по познавательно – речевому развитию, готовим костюмы к театрализованным праздникам, смотрим красочные слайды, слушаем музыку, ходим на экскурсии и многое – многое другое, всего и не перечислить. Родители «поработали» над интерьером группы: украсили стены на тему сказок, покрасили стулья и столы, оклеили обоями струю мебель – в общем, преобразили группу. Задача была такова: познакомиться, подружиться, привлечь мам и пап, бабушек и дедушек к воспитанию и развитию детей и внуков, помочь им в этом, поделиться своим опытом и приобрести новый. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием познавательно – речевого развития ребенка.

Совместная работа с родителями помогла обеспечить уровень познавательно развития и речи детей, о чем свидетельствуют следующие показатели:

Публикации по теме:

Использование разных видов театров в развитии творческих способностей дошкольников Использование разных видов театров в развитии речевых и творческих способностей у детей Одна из важных задач детского сада – формировать.

Мини-музей «Народные куклы»Мини-музей «Народные куклы» Краткое содержание проекта Наше ГБОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Создание условий в группе для повышения качества познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 сентября 2012 в 11:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду...
Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Елена Владимирова. Основной целью...
Конкурс песочных построек «Песочные фантазии»
В начале лета в нашем ДОУ состоялся конкурс построек из песка "Песочные фантазии". Целью конкурса было создание благоприятных условий для воспитательно –...
Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива
Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива. Цели и задачи: сплочение группы, формирование благоприятного психологического климата в коллективе....
Фотоотчет «Оформление музыкального зала к выпускному»
Фото отчет: "Оформление музыкального зала к выпускному. Людмила Руденко. "Ну, вот и все- Настал тот час, Которого все ждали Мы собрались в последний раз,...
Подвижная игра «Передай шар» для детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Передай шар» Цель игры. Учить детей передавать шар по цепочке, бросать шар из-за головы вперед. Материал. Разноцветные шары....