Развитие речевой компетенции на родном языке.

Савия Гильмиева
Развитие речевой компетенции на родном языке.

Среди детей, относящихся к категории дошкольников с нарушением речи различной этиологии особую группу представляют дети, для которых татарский язык является родным.

В нашем детском саду №82 «Подсолнушек» образовательно- воспитательная работа ведется на татарском языке. У нас имеются три логопедические группы, где обследование речи детей и коррекционно- развивающая работа ведется на родном языке.

Огромное значение при оценки речи этих детей придается тщательному, квалифицированному обследованию всех речевых процессов прежде всего на родном (доминантном) языке ребенка.

Практичен и удобен для диагностики речевых нарушений альбом “Пути развития устной речи у ребенка («Баланы сйлм телен ачу юллары”, разработанное учителем- логопедом МДОУ №82 Гильмиевой С. В.

Многолетний опыт работы позволило выработать определенные критерии и этапы работы с учетом специфических особенностей обучения на татарском языке в логопедической группе.

А сейчас мы рассмотрим некоторые особенности нашей работы с детьми дошкольного возраста:

I. Особенности формирования фонетической стороны речи.

Каждый язык имеет свою фонетическую систему, свои особенности, отличия, совпадения. Фонетические явления, свойственные одному из них, отсутствуют в другом, и это становится причиной длительного акцента в речи людей, практически этим языком владеющих. Так, например, современный татарский алфавит состоит из 39 букв (русский – 33 буквы). Названия букв в татарском языке такие же, как и в русском. Но чтобы отразить своеобразие фонетической системы татарского языка были приняты дополнительно еще шесть букв:, , – гласные;, , – согласные.

В татарском языке 9 гласных звуков (фонем) (в русском языке – 6, которые почти все составляют твердые и мягкие пары: А -, У –, Ы – Э, О -, И. Гласные звуки подразделяются на твердые – А, У, Ы, О и мягкие -, , Е,, И: твердость или мягкость гласного звука в последующих слогах определяется первым слогом. Таким образом, татарское слов или только твердое, или только мягкое. Исключением являются сложные и заимствованные слова.

В татарском языке 28 согласных звуков. Многие согласные почти не отличаются от русских звуков, но существуют и специфические согласные

(W, Ч,, К,, Г,, , .)

Согласный звук W- графически обозначается как в, у- (авыл- аwыл). Образуется округлением губ.

Если в русском языке буква В обозначает звуки В, В', то в татарском языке она обозначает три звука: в, в', w, что значительно расширяет объем работы по данному звуку.

Согласный - звонкая пара ч. (илк- чилк). Щелевой образуется в передней части языка, напоминает несколько мягкую аффрикату дж (ир, ыр).

Согласный - глухой щелевой согласный, образуемый сближением стенок глотки: йкл, шр.

Согласный - мягконёбный носовой звук, при произнесении которого задняя часть языка касается мягкого нёба, язычок закрывает вход в полость рта, и воздушная струя проходит через нос, получая носовой оттенок: аа, миа.

Таким образом в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей реализуются задачи в области формирования звуковой стороны речи:

• Используя различные способы и приемы постановки, автоматизации и дифферециации звуков у детей формируется правильное, четкое произношение всех звуков татарского языка как в изолированной позиции, так и в составе слова;

• Учить овладевать основными фонетическими противопоставлениями татарского языка- твердостью- мягкостью гласных звуков и глухостью- звонкостью согласных, показывая их смыслоразличительную роль;

Развивать навык различения на слух усвоенных в произношении звуков для подготовки к элементарному звуковому анализу татарских слов;

II. Особенности формирования грамматического строя и связной речи.

Грамматический строй также имеет свои особенности. Остановимся на некоторых из них:

- вопрос кто? задается только человеку, а на все остальные (независимо одушевленные или неодушевленные) отвечают на вопрос что?

- имеется категория принадлежности, обозначающей принадлежность предмета к определенному лицу. Где русский скажет моя книга, татарин оформить эту мысль одним словом, при помощи особого аффикса китаб-ым.

- в татарском языке нет грамматического рода, нет глагольного вида.

- прилагательные и числительные перед существительными не изменяются:

згр майка- голубая майка

згр клмк – голубое платье

згр ччк- голубой цветок.

- четкое подразделение гласных на твердость и мягкость обусловливает в татарском языке закон сингармонизма, суть которого сводится к следующему татарское слово или только твёрдое, или только мягкое. Например: сугыш- чан-лаш- ты- рыл- ган- лык- тан- дыр, ки- тер- м- гн- нр-ме.

- в татарском языке существует гораздо более твердый грамматический порядок слов, чем в русском. В простом повествовательном предложении основным законом является постановка сказуемого на самый конец предложения: мин илк ярата.

В области грамматики и лексики решаются следующие задачи:

* обеспечить постепенное овладение детьми лексическим объемом импрессивной и экспресивной речи;

* активизировать употребление новых слов в различных синтактических констукциях и навыки грамматического оформления высказываний речи, организуя соответствующие игровые ситуации;

* учить понимать речевые высказывания разной грамматической структуры;

* учить обозначать множественность предметов, используя оканчания частей речи: - лар, лр, нар, нр;

* учить детей самостоятельно строить фразы различной слож

ности для описания различных ситуаций;

* развивать диалогическую и монологическую речь детей на родном языке;

ВЫВОД. Знание специфических особенностей татарской речи и соответствующее им планирование и использование своих методических разработок обечпечивают высокую результативность коррекционно- образовательного процесса.

Прикреплённые файлы:

gmo-4_tpqqd.ppt | 1569,5 Кб | Скачан: 141
 
Публикации по теме:

«Язык — живая душа народа»«Язык — живая душа народа» Ежегодно 22 сентября вся наша большая страна отмечает праздник посвящённый «Дню языков народов Казахстана» и мы в нашем детском саду№22.

Наш театрНаш театр Я работаю в начальной школе - детском саду музыкальным руководителем. Также я руковожу театральной студией. С детьми мы ставим различные.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Фразеология
  • Фразеология
Автор публикации:
Развитие речевой компетенции на родном языке.
Опубликовано: 5 января 2013 в 19:06
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект ННОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Замерзание воды»
Конспект ННОД в подготовительной группе "Замерзание воды". Экспериментирование. Цель: помочь выявить различия замерзания различной воды . Материалы и...
Спортивное развлечение по мини-баскетболу «Веселый мяч» (с фото сопровождением).
Спортивное развлечение было подготовлено для детей старших групп, где участвовали и дети моей группы - команда "Веселые ребята" нашим инструктором...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Заснеженные ели»
Интеграция ОО : "Социально-коммуникативное", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно эстетическое развитие". Задачи :...
Конспект рисования в младше-средней группе по содержанию музыкальной игры: «Зайка...
Конспект рисования в младше-средней группе по содержанию музыкальной игры: «Зайка беленький сидит» Задачи. Учить детей рисовать дерево, ёлку и...
Зимние прогулки. Фотоотчет
Добрый вечер, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет на тему:"Зимние прогулки". На прогулках наши ребята узнают много интересного...