Лучший педагог года

Способы работы над выразительностью слова в театрализованной игре

Бурина Людмила
Способы работы над выразительностью слова в театрализованной игре

Овладение родным языком, развитие и выразительность речи, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения.

Свободное владение словом- какой глубокий в этом смысл! И сколько терпения, знаний, умений нужно педагогу чтобы самому научиться этому мастерству и обучить ребенка.

Если мы, взрослые, говорим односложно, так же говорят наши дети. И как выделяется тот дошкольник, с которым дома общаются хорошим, образным языком!

Публикация «Способы работы над выразительностью слова в театрализованной игре» размещена в разделах

На занятиях я часто задаю детям вопросы: «Какое у вас настроение? Какое настроение в муз. произведении?» И слышу: «Нормальное, хорошее». Начинаем выяснять, а какое настроение бывает. И тогда появляются самые удивительные определения: грустное, нежное злое, задумчивое, ласковое.

Что же такое – «выразительное чтение» (выразительное слово? Прежде всего это такое же самостоятельное искусство, как музыка, живопись, балет…Понимать. Чувствовать. Воссоздавать. Вот основа на которой строится обучение выразительности речи.

В процессе работы над худ. произведением (стихотворение, даже небольшое, может быть настоящим произведением) надо обязательно вызвать у ребенка сопереживание и понимание чувств автора. Тогда у него непременно возникает свое отношение к описываемому сюжету, и он не может остаться безучастным. Вот, к примеру, стихотворение Даниила Хармса

Удивительная кошка

Несчастная кошка порезала лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Воздушные шарики нужно купить!

И сразу столпился народ на дороге,

Шумит, и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит!

В этом небольшом произведении целая гамма эмоций - и жалось к кошке, и поиск выхода, и найденный выход, и радость произошедшего чуда! Представьте себе картину – кошка с воздушными шариками! Дети совершенно по- разному реагировали на эту ситуацию. У одного отношение было насмешливо снисходительное. А другой страдал, как будто сам летел с воздушными шариками и раненой ногой. Это было их право так принять и воспроизвести описываемое событие. Прежде чем предложить что-то детям, мы сами должны понять, что в этом произведении главное, а что второстепенное. Читать стихи, прозу, делая неправильное логическое ударение, - то же самое, что фальшиво петь в песне.

Конечно, наши юные исполнители пока сами не в силах разобраться со стихотворным темпом, логическим ударением, значением знаков препинания, но они очень хорошо все почувствуют, если педагог сам точно представляет, о чем идет речь, и сможет правильно объяснить. Заставить ребенка громко и на всякий случай радостно прочитать стихотворение – это не так уж сложно. Если педагог использует старые информационно-объяснительный и репродуктивный методы, построенные на механическом воспроизведении интонаций, жестов, движений, мимики и копирования за взрослым, то это способствует выработке у детей потребности использования «рецептов», шаблонов. Дети не ищут пути решения творческой задачи, а лишь применяют знакомые схемы, что приводит к скуке и однообразию.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей — к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

В возрасте пяти - семи лет дошкольники начинают замечать литературные средства выразительности, делают первые попытки сознательного их использования в собственной речи. Необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. (чтение стихов, участие в театрализованных игра, инсценировках)

Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Формирование выразительности речи владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

Например, на первом этапе обучения предложить ребенку поздороваться с детьми от лица персонажа из знакомой сказки (зайчика, медведя, больной бабушки, злого волка и т. д.) Выяснить, почему медведь говорит медленнее зайчика, а голос бабушки тихий и с паузами.

В процессе целенаправленного обучения у детей постепенно формируется выразительная речь. Темп речи и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро и т. д. Нужно научить детей согласовывать силу своего голоса с окружающими условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл.

Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи, а также развитию умения передавать свои эмоции с помощью средств выразительности. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью изъясняться ясно, четко и понятно. В интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, в смене силы и темпа голоса проявляется эмоциональность. Дети, действовуя от имени своего героя, учатся фантазировать, перевоплощаться.

Дидактическая игра

«Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем».

Целю игры являлось выявление умений детей использовать невербальные средства выразительности, при передаче характерных признаков задуманного действия.

В ходе игры дети выбирали водящего с помощью считалки (на выбор детей). Водящий самостоятельно придумывал действие, которое будет показывать играющим.

Дети: – Где ты был? Что ты делал?

Водящий: – Где я был, я не скажу, а что делал – покажу.

Водящий показывал определённое действие, дети отгадывали его. Отгадав, выбирали нового водящего. Игра продолжалась. В конце игры дети выбирали сверстника, у которого лучше получилось выполнить правила игры (то есть, наиболее точно передать особенности задуманного действия, объясняли свой выбор.

Дидактическая игра «Скажи по-разному».

Целью игры: выявление умений детей интонационно передавать характерные особенности героев знакомых сказок.

В ходе игры предлажить детям на выбор иллюстрации к сказкам: «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Водящему предлагалось выбирать понравившуюся картинку, но не показывать её остальным детям. Затем он должен был проговорить реплику из сказки так, чтобы остальные игроки угадали героя и поняли, что это за сказка. Затем выбирался новый водящий. Игра продолжалась. В конце игры дети выбирали лучшего рассказчика, объясняли свой выбор. Перед игрой (в качестве предшествующей работы) провести беседа с детьми по содержанию сказок для уточнения характеров героев.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Целью игры было выявление умения детей сочетать вербальные и невербальные средства выразительности, при передаче характерных признаков конкретного объекта. То есть умение передавать особенности животных и их детёнышей не только с помощью интонации, мимики, а так же жестов и поз.

В процессе игры дети так же выбирали водящего с помощью считалки (на выбор детей). Заданием ведущего было на ощупь выбирать предмет в мешочке и изобразить его способом подражания (уточка – идёт вперевалочку, крылышки сложены за спиной, крякает; котёнок – идёт на четырёх лапках, умывается, зовёт маму-кошку, курочка зовёт к себе цыплят и т. п.). Остальные дети угадывали, кого же показывает водящий. Кто первым отгадает и объяснит свой ответ (Это уточка, так как Егор сложил руки назад – это крылья, идёт как уточка и крякает, становится ведущим. В конце игры дети выбирают игрока, наиболее точно передавшего характерные особенности того или иного животного, объясняют свой выбор. (Маша лучше всех показала маму-кошку, потому что строгим голосом звала к себе котят).

Антипина Е. А., Театрализованная деятельность в детском саду. М. ,2009.

1. Артемова Л. В., Театрализованные игры дошкольников. М. ,1991.

2. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры. М. ,2002.

3. Губанова Н. Ф., Театрализованная деятельность дошкольников. М. ,2007.

4. Маханёва М. Д., Театрализованные занятия в детском саду. М. ,2001.

5. Маханёва М., Театрализованная деятельность дошкольников.

Публикации по теме:

Фотоотчет о театрализованной игре-импровизации с воспитанниками Центра социальной помощи семье и детям «Репка на новый лад»Фотоотчет о театрализованной игре-импровизации с воспитанниками Центра социальной помощи семье и детям «Репка на новый лад» Дорогие друзья, доброе время суток! Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги» Уважаемые коллеги! Продолжаем работу над пополнением нашей профессиональной педагогической копилки по развитию речи. Строя фразу, ребенок.

Занятие по театрализованной деятельности в подготовительной группе. Инсценировка стихотворения Э. Мошковской «Вежливые слова»Занятие по театрализованной деятельности в подготовительной группе. Инсценировка стихотворения Э. Мошковской «Вежливые слова» Цель: развитие актерских способностей детей. Задачи: -побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности.

Из опыта работы «Нетрадиционные способы рисования для дошкольников» (фотоотчёт)Из опыта работы «Нетрадиционные способы рисования для дошкольников» (фотоотчёт) Данный материал познакомит педагогов,родителей с разнообразными техниками нетрадиционного рисования гуашью,красками в сочетании с другими.

Фотоотчет о театрализованной игре-представлении «К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха»Фотоотчет о театрализованной игре-представлении «К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха» Театрализованная игра - представление «Муха – Цокотуха» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, Морали и нравственности, А чем.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Способы работы над выразительностью слова в театрализованной игре
Опубликовано: 24 октября 2023 в 08:54
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД