Лучший педагог года

Средства формирования первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста

Ирина Пономарева
Средства формирования первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста

«Воспитание, лишенное народных корней – бессильно»

К. Д. Ушинский

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания.

Будущее нашей Родины зависит не только от технологий и инвестиций, но и от четкости, моральных принципов, ответственности молодежи за судьбу страны.

Публикация «Средства формирования первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.

Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы и естественного развития каждого человека и общества в целом.

В исследованиях авторов, посвященных проблемам нравственного воспитания личности (В. Г. Нечаева, Т. А. Макарова, Р. И. Жуковская и др.) народные праздники рассматриваются как важнейшая ценность патриотического настроя человека. Как указывают эти авторы, что сейчас, в начале 21 века мы не можем удовлетвориться положением, в котором находится массовое воспитание детей.

Нравственное воспитание - процесс двухсторонний. С одной стороны он предлагает активное воздействие на детей взрослых : родителей, педагогов, с другой – активность самих дошкольников, которая проявляется в их поступках, чувствах, отношениях.

Проблемой национального самосознания стала особенно актуальной сейчас, когда усилилась тенденция всемирного масштаба по нивелированию специфических культурных особенностей регионов земного шара, вплоть до уничтожения культурных отличий наций, народов, народностей, живущих в этих регионах. А поскольку национальная специфика, прежде всего, есть категория духовной культуры, то разрушению подвергнутся глубинные основы культуры и, в первую очередь, национальное самосознание.

В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры, которые не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Для этого необходимы педагогические кадры и программа обеспечивающая развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности.

«Никто не может стать сыном своего народа, он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие».

В. В. Зеньковский

Наше государство переживает непростые времена, это изменения в социально-экономических процессах, которые неизбежно сказываются на социальной жизни общества. Чтобы превратить Россию в цивилизованное, экономически развитое государство, необходимо формировать у граждан высокие нравственные, морально-психологические и этические качества, среди которых важное значение за судьбу Отечества и готовность к его защите. Прежде всего, это относится к подрастающему поколению. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений и в документах регламентирующих их деятельность.

ФГОС ДО к структуре образования установило нормы и положения, обязательные для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Определяются основные направления развития детей (образовательные области) : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, которые должны обеспечить развитие детей по этим направлениям. Самой важной целью духовно-нравственного развития является: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного гражданина России.

Федеральный закон РФ «Об образовании» предлагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм.

Анализ недостатков в результатах:

подрастающее поколение все меньше интересуется отечественной культурой;

дошкольники не владеют необходимыми знаниями об отечественных традициях и праздниках;

недостаточно знаний о себе, своей семье (состав, распределение семейных обязанностей, семейные традиции);

недостаточно знаний о Российской армии, войне, Дне Победы;

недостаточное представление о РФ, культурных ценностях.

Анализ недостатков в основном процессе:

недостаточно освещена тема духовно-нравственного воспитания в образовательной программе ДОО;

недостаточно разработана образовательная деятельность по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках;

в календарно-тематическом планировании мало тем посвященных отечественным традициям и праздникам.

Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:

недостаточно организованно предметно-развивающее пространство для формирования первичных представлений об отечественных традициях и праздниках;

в группах не оформлены уголки для детей с использованием элементов народной культуры;

мало подобрано дидактических игр и пособий, которые помогут сформировать первичные представления об отечественных традициях и праздниках;

не хватает консультативного материала для родителей.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, заставляет нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

В настоящее время в ДОО:

недостаточно сформирована система работы по проблеме формирования первичных представлений об отечественных традиция и праздниках;

недостаточно организовано предметно-развивающее пространство для формирования знаний и представлений об отечественных традициях и праздниках;

не оформлены уголки для детей с использованием элементов народной культуры.

Только в единстве интеллектуального, эстетического, нравственного, физического воспитания можно сформировать целостный духовный мир.

Одной из основных задач детского сада считаю закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими детьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру своего народа.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры Конкретизация Проявление

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором живет.

Формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Углубление и уточнение представлений о Родине – России, знакомство с достопримечательностями региона, в котором живут дети; закрепление знаний о флаге, гимне и гербе России. Углубление знаний о Российской армии, воспитание детей в духе патриотизма. Расширение знаний о государственных праздниках, воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям.

Расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны, проявление интереса к прошлому, настоящему, будущему своего города. Дети охотно готовятся к праздникам, выступлениям, соревнованиям. Разучивают русские народные и патриотические песни, стихи, играют в сюжетно-ролевые игры патриотического характера. Активно участвуют в народных праздниках, развлечениях, играх, театрализованных представлениях по мотивам русских народных сказок, рисуют узоры по мотивам народных росписей. Совершенствуют навыки игры на русских народных музыкальных инструментах (трещотки, ложки и др.)

Когда звучит гимн все встают, мальчики снимают головные уборы. Возлагают цветы к обелискам памятников в день Победы 9 мая.

Мальчики стремятся быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; девочки уважают мальчиков как будущих защитников Родины. Дети знают традиции и обычаи других народов.

Публикации по теме:

Формирование уважительного отношения к труду взрослых и его результатам у детей старшего дошкольного возраста (часть 1) часть 2 I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах,.

Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Средства формирования первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 июня 2014 в 09:26
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД