«Средство развития исследовательских умений в логико-математической деятельности старших дошкольников»

Ирина Павлова
«Средство развития исследовательских умений в логико-математической деятельности старших дошкольников»

Исследовательская деятельность в детском саду? Эта фраза наверняка у многих вызовет улыбку. Возможна ли вообще такая деятельность для детей дошкольного возраста? И я, на собственном опыте убедилась, что она не только возможна, но и полезна, так как позволяет научить детей, получать новые знания не в готовом виде, а через собственный творческий поиск.

В совместной со взрослым деятельности, дошкольники раскрывают «тайны природы», «секреты окружающих предметов», исследуют свойства веществ и материалов. Но как показывают исследования, у значительной части детей логико-математический опыт недостаточно обобщен и системен: при достаточно хорошем уровне запоминания состава числа, успешном решении арифметических задач, дети не используют освоенноев самостоятельной деятельности. Выявлен, средне-низкий уровень развития экспериментирования, дети затрудняются выдвигать гипотезы, выделять противоречия, проблемы, ставить вопросы/ на материале решения математических задач и ситуаций/. Исходя из выше сказанного, считаю, что необходимо развивать исследовательскую активность каждого ребенка и в логико-математической деятельности. Усвоению достаточно сложных математических знаний и формированию интереса к ним мне помогала проектная деятельность, которая, является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно- ориентированного подхода к образованию.

Для этого мною было создано методическое пособие «Мини-проекты – средство развития исследовательских умений в логико-математической деятельности старших дошкольников».

Цель: Полноценное раскрытие познавательного потенциала и развитие исследовательской активности дошкольников в логико-математической деятельности.

Данное пособие может включать в себя следующие блоки: «Количество и счет», «Форма», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени», но педагог вправе выбрать любое количество блоков. По результатам мониторинга детей моей группы я остановилась на трех: Количество и счет», «Форма», «Величина»,

Весь курс пособия – это занимательное путешествие детей в «Страну Математика». Дети, попадая в эту страну, встречаются с жителями города «Измерений», городов «Циферляндия» и «Фигурия». И всякий раз дети оказываются в ситуациях, объединенных в мини-проекты, каждый из которых, сопровождается сценарием и единой сюжетной линией и главными героями: Считайкой, Колобком и Матроскиным.

А теперь давайте рассмотрим технологию работы в данных блоках на одном из примеров.

Например, блок «Количество и счет». В данном блоке решаются следующие задачи:

1. Уточнить и расширить представления о числе и цифре.

2. Обозначать количество цифрой.

3. Выделение отдельных предметов из группы и объединение предметов в группу.

4. Нахождение предмета из большего числа предметов в окружающей обстановке.

5. Сравнение двух групп предметов по количественному признаку.

6. Установление отношений: больше, меньше, поровну.

7. Обучение счету.

Первоочередной задачей в данном блоке было расширение и обогащение знаний детей о цифрах и числах через проекты: «Царица Единица», «Цифра два», «Цифра три - словно ласточка смотри» и т. д.

Для реализации каждого из проектов была создана проектная карта, в которой подобран материал для решения поставленных задач не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в режимных моментах по всем образовательным областям через созданные центры активности, ключевым из которых, является «Центр математики»и прописан выход проекта. Дети защищали проекты групповым и индивидуальными способами, готовили выставку «Царица – Единица», создавали макет города «Циферляндия» и т. д.

Главной же задачей дошкольников, в ходе реализации этих проектов – узнать как можно больше о выбранном объекте, а потом интересно рассказать об этом другим. Для этого дети в ходе поисковой деятельности искали различную информацию о цифрах и числах в разных источниках. Например: дети подбирали стихи, загадки, пословицы, поговорки, подвижные игры и физминутки, искали сказки и рассказы про цифры.

Работая в центрах активности, у детей была возможность практически решать поставленные задачи. Например:

Центр творчества: дети могли изготовить из разных материалов цифру, разукрашивали их, штриховали, лепили, вырезали, работали с трафаретом и т. д.

Центр игры: разучивали физминутки, игры с движениями, проводились игры соревнования и т. д.

Центр грамоты: решали кроссворды,

Подобранный материал презентовался детьми в разных вариантах: через создание газет, альбомов, мини-книжек, в ходе театральной, игровой и продуктивной деятельности.

В ходе реализации проекта, для освоения детьми исследовательских умений в логико-математическом развитии, я использовала развивающие проблемно-игровые образовательные ситуации, которые объединила в мини-проекты. Каждый из которых, сопровождается сценарием, время реализации этого сценария непродолжительно.

Например:

Дети отправляются в путешествие в «Страну Математика» и на их пути встречается город «Циферляндия». Но дети не знают о том, кто там живет и как выглядят эти жители.

Работа детей в данной ситуации строиться последовательно или поэтапно:

На первом этапе дети слушают про королевство цифр, о том кто там живет и как выглядят эти жители. Таким образом, происходит вхождение в проблему.

На втором и третьем этапах развития исследовательской деятельности дети говорят, что они будут делать. Например: используя разные по цвету и размеру картонные цифры, разрезанные на части, дети собирают цифры из уже имеющихся частей. И с помощью воспитателя приходят к выводу о том, что части надо подбирать по исходным свойствам: в данном случае по цвету и размеру.

На четвертом этапе дети экспериментально проверяют свои догадки и делают окончательные выводы. Таким образом, практически подтверждается ранее сформулированная гипотеза.

В следующий раз детям вновь предлагалось послушать историю, которая происходит с жителями города. В городе «Циферляндия» готовятся к балу и всем цифрам необходимо прийти в нарядных красивых костюмах, но в коробке вся одежда перепуталась. Детям нужно помочь каждой цифре найти свой костюм или платье. В данной ситуации дети возьмут разные цифры и попробуют им примерить разные наряды. Здесь дети с помощью воспитателя приходят к выводу о том, что подбирать наряды надо при помощью метода наложения. Что каждый наряд должен соответствовать форме цифры. Работа в этой ситуации также будет строиться последовательно по четырем этапам.

В ходе реализации проекта проблемно-игровых ситуаций может возникнуть неограниченное количество. Это зависит от задач стоящих перед педагогом и его творческого воображения.

Используя метод проектов, следует помнить, что проект - это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей. Совместный сбор материалов по теме, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательно-образовательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах.

Считаю, что проектно - исследовательская деятельность в логико-математическом развитии дошкольников позволяет развить в детях стремление к познанию неизведанного, желание самостоятельно, методом проб и ошибок достичь поставленные цели, найти пути и способы решения сложных задач. А нам педагогам решать поставленные задачи, учитывая интересы и желания детей и заряжаться их неиссякаемой энергией.

Публикации по теме:

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности. «Занятия».

Из опыта работы: «Познание окружающего мира и себя в нём»Из опыта работы: «Познание окружающего мира и себя в нём» Из опыта работы по развитию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста я хочу поделиться с другими педагогами. В младшей группе.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Научная лаборатория
  • Учимся считать
Автор публикации:
«Средство развития исследовательских умений в логико-математической деятельности старших дошкольников»
Опубликовано: 25 ноября 2013 в 06:11
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...
Фотоотчет о прогулке «Осень золотая. Игры с опавшими листьями»
Наступила осень, природа преобразилась, стала еще краше, чем летом. Деревья сменили свои зеленые наряды на яркие, разноцветные и празднуют свой последний...
Коллективная поделка в смешанной технике «Подводное царство»
Не так давно я Вас приглашала в Деревню Лоскутково, ну а сегодня предлагаю окунуться Вам в Подводное царство. Как - то вечером мои ребята решили сделать...