«Ступени мудрости переживаний» — тренинг для педагогов. Как научится справляться с напряжением

Чепикова Виктория
«Ступени мудрости переживаний» — тренинг для педагогов. Как научится справляться с напряжением

Цели: знакомство с быстрым и эффективным способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции.

Ход занятия:

«Естественные способы регуляции организма и саморегуляция». Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом, не зная, какими научными словами это называется. Это – естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще называют неосознанными. Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. А есть ли прием, которые можно применять и во время работы? Да. Для начала важно разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышается тонуса вы владеете.

1. Упражнение «А я счастлив».

Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у которого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я счастлив». Следующий, у которого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь…» (называет имя любого участника). Тот, чья имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется сначала.

Выделяется следующие естественные приемы регулирования организма:

- Смех, улыбка, юмор;

- Размышление о хорошем, приятном;

- Различные движения по типу потягивания;

- Наблюдения за пейзажем за окном;

- Рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий;

- Мысленное обращение к высшим силам;

- Вдыхание свежего воздуха;

- Чтение стихов;

- Комплимент.

А специалисты занимающие проблемой регуляции эмоциональных состояний, для управления ими используют специальные приемы сознательно. Именно их называют методами саморегуляции (или способами самовоздействия, подчеркивая в них активное участие человека.

2. Способы, связанные с управлением дыханием.

Управление дыханием – эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и г глубокое дыхание понижает возбуждение нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Управление дыханием.

Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании. На счет 1,2,3 делайте медленно глубокий вдох; на следующий четыре счета проводится задержка дыхания; затем плавный выдох на счет 1,2,3,4,5,; снова задержка перед следующим вдохом на счет 1,2,3,4. Уже через 3-5 минут такого дыхания вы отметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

3. Самопрограмирование.

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад»,вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

- Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

- Сформируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:

«Именно сегодня у меня все получится»;

«именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

«именно сегодня я буду, находчива и уверенна»;

«мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом».

4. Самоодабрение (самопоощрение).

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, - одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: "«молодец!"» "«умница!"» "«здорово получилась!"» Находите возможность хвалить себя в течении рабочего дня на менее 3-5 раз.

5. Игра «Поменяйтесь местами».

Участники игры меняются местами на вопросы ведущего;

- Кто работает в учебном образовании более 10 лет;

- У кого скоро отпуск;

- У кого золотая цепочка на шее.

6. Способы активизации ресурсного состояния.

Находясь в ресурсном состоянии, вы сможете гораздо эффективнее действовать в конфликтной ситуации, сохраняя при этом и свое здоровье, и здоровье окружающих. Например, вы едете в транспорте в прекрасном настроении, резкое торможение – и массивный мужчина наступает вам на ногу. Что вы делаете? (доброжелательно, с юмором выходите из ситуации.) а теперь вы бесконечно устали, сумки оттягивают руки. Вам наступили на ногу. Как вы реагируете? (кричите, обижаетесь, злитесь. Даже слезы пускаете). В чем разница? В ресурсном состоянии. Далее предлагается упражнение, которое поможет активизировать ваши ресурсы. Помните, что умения и навыки возникают при многократном повторении. Когда вы чувствуете себя обеспокоенными, сердитыми, то, скорее всего, ведете себя импульсивно и делаете то, что на самом деле прямо противоположно тому, чего вы в действительности хотите. поэтому давайте потратим несколько минут, чтобы привести себя в состояние, наиболее подходящее для достижения положительного результата, то есть в состояние умиротворения.

Упражнение «Поплавок».

Представьте себе бурное море, шторм, ураган, смывающий все на своем пути, мощные валы волн. Внезапно ваш взор выхватывает поплавок, уходящий под воду и снова выныривающий на гребень волны. Представьте, что вы и есть этот поплавок, а бурное море – ваша жизнь. На вас накатываются волны невзгод, но вы непотопляемы. Вы снова и снова всплываете на поверхность. Ваша уверенность и ваша удача наполняют этот поплавок и выталкивают его на поверхность. Наконец, море, не одолевшее вас, успокаивается, из-за туч выглядывает солнце, и вы – поплавок – наполняетесь солнечными лучами удачи. Вы пережили очередной шторм в своей жизни, и вышли победителем. Представьте себе последующее ураганы вашей жизни, и из них вы выйдите победителем, непотопляемым поплавком.

7. Притча о волшебном кольце.

Эта притча об одном могущественном царе, властелине необозримых земель. Как-то однажды почувствовал себя царь расстроенным. Тогда созвал он всех своих мудрецов и обратился к ним: «Неведома мне причина, но что-то велит мне искать особое кольцо, которое сможет успокоить мою душу. И это кольцо должно быть таково, чтобы в ненастье оно радовало меня и поднимало мне настроение, а в радость, когда бы я ни бросал на него свой взгляд, печалило». И стали мудрецы совещаться, и глубоко задумались. В конце концов, спустя некоторое время они поняли, какое кольцо хотел иметь их властелин. И принесли они кольцо царю своему. И сияла на нем надпись: «И это пройдет».

Публикации по теме:

Использование сказкотерапии для профилактики эмоционального выгорания педагоговИспользование сказкотерапии для профилактики эмоционального выгорания педагогов Совместно с педагогом психологом, в течении 2011-2012 учебного года нами были проведены встречи с педагогическим коллективом, направленные.

Развитие эмоциональной устойчивости дошкольников. Актуальность проблемы эмоциональной устойчивости детей не вызывает сомнения. Один из видов деятельности, который необходимо учитывать,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • ПДД
  • Птицы
Автор публикации:
«Ступени мудрости переживаний» — тренинг для педагогов. Как научится справляться с напряжением
Опубликовано: 19 января 2013 в 15:18
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...