«Ступени мудрости переживаний» — тренинг для педагогов. Как научится справляться с напряжением

Чепикова Виктория
«Ступени мудрости переживаний» — тренинг для педагогов. Как научится справляться с напряжением

Цели: знакомство с быстрым и эффективным способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции.

Ход занятия:

«Естественные способы регуляции организма и саморегуляция». Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом, не зная, какими научными словами это называется. Это – естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще называют неосознанными. Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. А есть ли прием, которые можно применять и во время работы? Да. Для начала важно разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышается тонуса вы владеете.

1. Упражнение «А я счастлив».

Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у которого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я счастлив». Следующий, у которого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь…» (называет имя любого участника). Тот, чья имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется сначала.

Выделяется следующие естественные приемы регулирования организма:

- Смех, улыбка, юмор;

- Размышление о хорошем, приятном;

- Различные движения по типу потягивания;

- Наблюдения за пейзажем за окном;

- Рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий;

- Мысленное обращение к высшим силам;

- Вдыхание свежего воздуха;

- Чтение стихов;

- Комплимент.

А специалисты занимающие проблемой регуляции эмоциональных состояний, для управления ими используют специальные приемы сознательно. Именно их называют методами саморегуляции (или способами самовоздействия, подчеркивая в них активное участие человека.

2. Способы, связанные с управлением дыханием.

Управление дыханием – эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и г глубокое дыхание понижает возбуждение нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Управление дыханием.

Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании. На счет 1,2,3 делайте медленно глубокий вдох; на следующий четыре счета проводится задержка дыхания; затем плавный выдох на счет 1,2,3,4,5,; снова задержка перед следующим вдохом на счет 1,2,3,4. Уже через 3-5 минут такого дыхания вы отметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

3. Самопрограмирование.

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад»,вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

- Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

- Сформируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:

«Именно сегодня у меня все получится»;

«именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

«именно сегодня я буду, находчива и уверенна»;

«мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом».

4. Самоодабрение (самопоощрение).

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, - одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: "«молодец!"» "«умница!"» "«здорово получилась!"» Находите возможность хвалить себя в течении рабочего дня на менее 3-5 раз.

5. Игра «Поменяйтесь местами».

Участники игры меняются местами на вопросы ведущего;

- Кто работает в учебном образовании более 10 лет;

- У кого скоро отпуск;

- У кого золотая цепочка на шее.

6. Способы активизации ресурсного состояния.

Находясь в ресурсном состоянии, вы сможете гораздо эффективнее действовать в конфликтной ситуации, сохраняя при этом и свое здоровье, и здоровье окружающих. Например, вы едете в транспорте в прекрасном настроении, резкое торможение – и массивный мужчина наступает вам на ногу. Что вы делаете? (доброжелательно, с юмором выходите из ситуации.) а теперь вы бесконечно устали, сумки оттягивают руки. Вам наступили на ногу. Как вы реагируете? (кричите, обижаетесь, злитесь. Даже слезы пускаете). В чем разница? В ресурсном состоянии. Далее предлагается упражнение, которое поможет активизировать ваши ресурсы. Помните, что умения и навыки возникают при многократном повторении. Когда вы чувствуете себя обеспокоенными, сердитыми, то, скорее всего, ведете себя импульсивно и делаете то, что на самом деле прямо противоположно тому, чего вы в действительности хотите. поэтому давайте потратим несколько минут, чтобы привести себя в состояние, наиболее подходящее для достижения положительного результата, то есть в состояние умиротворения.

Упражнение «Поплавок».

Представьте себе бурное море, шторм, ураган, смывающий все на своем пути, мощные валы волн. Внезапно ваш взор выхватывает поплавок, уходящий под воду и снова выныривающий на гребень волны. Представьте, что вы и есть этот поплавок, а бурное море – ваша жизнь. На вас накатываются волны невзгод, но вы непотопляемы. Вы снова и снова всплываете на поверхность. Ваша уверенность и ваша удача наполняют этот поплавок и выталкивают его на поверхность. Наконец, море, не одолевшее вас, успокаивается, из-за туч выглядывает солнце, и вы – поплавок – наполняетесь солнечными лучами удачи. Вы пережили очередной шторм в своей жизни, и вышли победителем. Представьте себе последующее ураганы вашей жизни, и из них вы выйдите победителем, непотопляемым поплавком.

7. Притча о волшебном кольце.

Эта притча об одном могущественном царе, властелине необозримых земель. Как-то однажды почувствовал себя царь расстроенным. Тогда созвал он всех своих мудрецов и обратился к ним: «Неведома мне причина, но что-то велит мне искать особое кольцо, которое сможет успокоить мою душу. И это кольцо должно быть таково, чтобы в ненастье оно радовало меня и поднимало мне настроение, а в радость, когда бы я ни бросал на него свой взгляд, печалило». И стали мудрецы совещаться, и глубоко задумались. В конце концов, спустя некоторое время они поняли, какое кольцо хотел иметь их властелин. И принесли они кольцо царю своему. И сияла на нем надпись: «И это пройдет».

Публикации по теме:

Использование сказкотерапии для профилактики эмоционального выгорания педагоговИспользование сказкотерапии для профилактики эмоционального выгорания педагогов Совместно с педагогом психологом, в течении 2011-2012 учебного года нами были проведены встречи с педагогическим коллективом, направленные.

Развитие эмоциональной устойчивости дошкольников. Актуальность проблемы эмоциональной устойчивости детей не вызывает сомнения. Один из видов деятельности, который необходимо учитывать,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки
  • Лэпбуки
  • Птицы
Автор публикации:
«Ступени мудрости переживаний» — тренинг для педагогов. Как научится справляться с напряжением
Опубликовано: 19 января 2013 в 15:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование – интересный...
Дары осени и пластилинография. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! У нас продолжается жаркая погода и мы на улице играем с пластилином. Детям это занятие нравится, они с удовольствием сегодня...
Стенгазета ко Дню воспитателя «Добрые феи»
Совсем скоро наступит профессиональный праздник всех дошкольных работников, и в преддверии этого праздника, мы с ребятами решили изготовить поздравительную...
Методика обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.
Проведя анализ методической литературы, мы можем проследить, обучение детей правилам поведения на улице и дороге широко используют...
С новым домом! Оформление участка.
Приветствую всех , кто посетил мою страничку. Эмоции переполняют! Я спешу поделиться с Вами радостью и очень надеюсь , что Вы от души порадуетесь с нами! У...