«Свет в доме». Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира для старшего дошкольного возраста

Наталья Шаханова
«Свет в доме». Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира для старшего дошкольного возраста

Образовательная область познание.

Формирование целостной картины мира (интеграция областей: художественная литература, коммуникация).

Тема: «Свет в домах».

Программное содержание: Познакомить детей с разными осветительными приборами, с историей источников света. Дать понятия о тени, как она образуется. Познакомить с театром теней. Развивать воображение, фантазию. Учить делать выводы.

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображением разных светильников (керосиновая лампа, лампа с абажуром, люстра, настольная лампа и т. д.). Свеча, тонкая деревянная щепочка, настольная лампа. Образцы разных материалов: лист тонкой бумаги, лист картона, прозрачный пластиковый пакет, небольшие куски тонкой и плотной ткани.

Содержание: Воспитатель спрашивает детей, можно ли играть, читать в темноте; что делать вечером, когда стемнеет. Обсуждает с детьми, как сделать так чтобы стало светло в темноте, что для этого нужно сделать (включить свет: зажечь электрическую лампочку). Попросить детей назвать, какие источники света знают они. Рассказывает детям, как электричество приходит к нам в дома. Воспитатель подводит разговор к тому, что электричество придумали не так давно, что раньше его не было, тем самым разговор подводится к истории осветительных приборов.

Воспитатель говорит что совсем давно люди использовали в виде источника света костер, который постоянно поддерживался, он также служил и как источник тепла и использовался для приготовления пищи. А ним постоянно следили не давали потухнуть, ведь не было спичек чтобы снова зажечь его. Позже в домах в темное время суток стали использовать лучину – длинную, тонкую деревянную палочку (демонстрация лучины). Рассказывает, что лучину ставили в специальный металлический держатель, а под него емкость с водой, чтобы угольки от сгорающей лучины не падали на пол. Дома раньше были деревянными: упадет такой уголек на пол – и дом может загореться. Горит палочка светит, а угольки в воду падают. Но света от лучинок было немного – примерно столько же, как от обычной спички.

Еще дома освещались с помощью свечки. Рассматривают свечу все дети, воспитатель показывает фитиль, объясняет, зачем он нужен. Обсуждает с детьми, много ли света дает свеча, что еще мы чувствуем от свечи (тепло). Далее знакомит детей с керосиновой лампой, с ее устройством, обсуждают с детьми для чего нужен лампе стеклянный абажур и отражатель света.

Педагог предлагает детям послушать отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Вчера и сегодня»:

Лампа плакала в углу,

За дровами на полу:

- Я голодная,

Я холодная!

Высыхает мой фитиль.

На стекле густая пыль.

Почему -

Я не пойму -

Не нужна я никому?

А бывало, зажигали

Ранним вечером меня.

В окна бабочки влетали

И кружились у огня.

Я глядела сонным взглядом

Сквозь туманный абажур,

И шумел со мною рядом

Старый медный балагур.

Познакомилась в столовой

Я сегодня с лампой новой.

Говорили, будто в ней

Пятьдесят горит свечей.

Ну и лампа! На смех курам!

Пузырек под абажуром.

В середине пузырька -

Три-четыре волоска.

Говорю я: - Вы откуда,

Непонятная посуда?

Любопытно посмотреть,

Как вы будете гореть.

Пузырек у вас запаян.

Как зажжет его хозяин?

А гражданка мне в ответ

Говорит: - Вам дела нет!

Я, конечно, загудела:

- Почему же нет мне дела?

В этом доме десять лет

Я давала людям свет

И ни разу не коптела!

Почему же нет мне дела?

Да при этом, - говорю, -

Я без хитрости горю.

По старинке, по привычке,

Зажигаюсь я от спички,

Вот как свечка или печь.

Ну, а вас нельзя зажечь.

Вы, гражданка, - самозванка!

Вы не лампочка, а склянка!

А она мне говорит:

- Глупая вы баба!

Фитилек у вас горит

Чрезвычайно слабо.

Между тем как от меня

Льется свет чудесный,

Потому что я родня

Молнии небесной!

Я - электрическая

Экономическая

Лампа!

Мне не надо керосина.

Мне со станции машина

Шлет по проволоке ток.

Не простой я пузырек!

Если вы соедините

Выключателем две нити,

Зажигается мой свет.

Вам понятно или нет?

Вместе с детьми воспитатель делает вывод, что все светильники светят намного хуже, совсем не так ярко, как электрическая лампочка: сгорают быстро, ветер может потушить, опасно для жизни может случиться пожар.

Затем педагог показывает детям изображение лампы с абажуром, делает вывод, вместе с детьми для чего нужен абажур (защита от яркого света, обсуждает, из каких материалов абажур может быть сделан.

Затем воспитатель предлагает детям послушать загадку и догадаться, о чем в ней говориться:

Ты упала мне под ноги,

Растянулась на дороге,

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лежа! (тень)

Воспитатель вместе с детьми проводит эксперименты с тенью, с помощью подсветки настольной лампы (подсветка с разных сторон, с удалением источника и приближением его к предмету). Предлагает поиграть с тенью: изобразить с помощью рук различных животных и птиц.

После занятия: вечером организовать представление с помощью театра теней (можно инсценировать сказку «Заюшкина избушка»).

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Сюжетно-ролевая игра «Шофер» во второй младшей группе Образовательная область"Познание": Формирование целостной картины мира" Тема: "Сюжетно-ролевая игра "Шофер" Цель: Расширять знания детей.

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
«Свет в доме». Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 марта 2013 в 13:55
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...