«Свет в доме». Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира для старшего дошкольного возраста

Наталья Шаханова
«Свет в доме». Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира для старшего дошкольного возраста

Образовательная область познание.

Формирование целостной картины мира (интеграция областей: художественная литература, коммуникация).

Тема: «Свет в домах».

Программное содержание: Познакомить детей с разными осветительными приборами, с историей источников света. Дать понятия о тени, как она образуется. Познакомить с театром теней. Развивать воображение, фантазию. Учить делать выводы.

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображением разных светильников (керосиновая лампа, лампа с абажуром, люстра, настольная лампа и т. д.). Свеча, тонкая деревянная щепочка, настольная лампа. Образцы разных материалов: лист тонкой бумаги, лист картона, прозрачный пластиковый пакет, небольшие куски тонкой и плотной ткани.

Содержание: Воспитатель спрашивает детей, можно ли играть, читать в темноте; что делать вечером, когда стемнеет. Обсуждает с детьми, как сделать так чтобы стало светло в темноте, что для этого нужно сделать (включить свет: зажечь электрическую лампочку). Попросить детей назвать, какие источники света знают они. Рассказывает детям, как электричество приходит к нам в дома. Воспитатель подводит разговор к тому, что электричество придумали не так давно, что раньше его не было, тем самым разговор подводится к истории осветительных приборов.

Воспитатель говорит что совсем давно люди использовали в виде источника света костер, который постоянно поддерживался, он также служил и как источник тепла и использовался для приготовления пищи. А ним постоянно следили не давали потухнуть, ведь не было спичек чтобы снова зажечь его. Позже в домах в темное время суток стали использовать лучину – длинную, тонкую деревянную палочку (демонстрация лучины). Рассказывает, что лучину ставили в специальный металлический держатель, а под него емкость с водой, чтобы угольки от сгорающей лучины не падали на пол. Дома раньше были деревянными: упадет такой уголек на пол – и дом может загореться. Горит палочка светит, а угольки в воду падают. Но света от лучинок было немного – примерно столько же, как от обычной спички.

Еще дома освещались с помощью свечки. Рассматривают свечу все дети, воспитатель показывает фитиль, объясняет, зачем он нужен. Обсуждает с детьми, много ли света дает свеча, что еще мы чувствуем от свечи (тепло). Далее знакомит детей с керосиновой лампой, с ее устройством, обсуждают с детьми для чего нужен лампе стеклянный абажур и отражатель света.

Педагог предлагает детям послушать отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Вчера и сегодня»:

Лампа плакала в углу,

За дровами на полу:

- Я голодная,

Я холодная!

Высыхает мой фитиль.

На стекле густая пыль.

Почему -

Я не пойму -

Не нужна я никому?

А бывало, зажигали

Ранним вечером меня.

В окна бабочки влетали

И кружились у огня.

Я глядела сонным взглядом

Сквозь туманный абажур,

И шумел со мною рядом

Старый медный балагур.

Познакомилась в столовой

Я сегодня с лампой новой.

Говорили, будто в ней

Пятьдесят горит свечей.

Ну и лампа! На смех курам!

Пузырек под абажуром.

В середине пузырька -

Три-четыре волоска.

Говорю я: - Вы откуда,

Непонятная посуда?

Любопытно посмотреть,

Как вы будете гореть.

Пузырек у вас запаян.

Как зажжет его хозяин?

А гражданка мне в ответ

Говорит: - Вам дела нет!

Я, конечно, загудела:

- Почему же нет мне дела?

В этом доме десять лет

Я давала людям свет

И ни разу не коптела!

Почему же нет мне дела?

Да при этом, - говорю, -

Я без хитрости горю.

По старинке, по привычке,

Зажигаюсь я от спички,

Вот как свечка или печь.

Ну, а вас нельзя зажечь.

Вы, гражданка, - самозванка!

Вы не лампочка, а склянка!

А она мне говорит:

- Глупая вы баба!

Фитилек у вас горит

Чрезвычайно слабо.

Между тем как от меня

Льется свет чудесный,

Потому что я родня

Молнии небесной!

Я - электрическая

Экономическая

Лампа!

Мне не надо керосина.

Мне со станции машина

Шлет по проволоке ток.

Не простой я пузырек!

Если вы соедините

Выключателем две нити,

Зажигается мой свет.

Вам понятно или нет?

Вместе с детьми воспитатель делает вывод, что все светильники светят намного хуже, совсем не так ярко, как электрическая лампочка: сгорают быстро, ветер может потушить, опасно для жизни может случиться пожар.

Затем педагог показывает детям изображение лампы с абажуром, делает вывод, вместе с детьми для чего нужен абажур (защита от яркого света, обсуждает, из каких материалов абажур может быть сделан.

Затем воспитатель предлагает детям послушать загадку и догадаться, о чем в ней говориться:

Ты упала мне под ноги,

Растянулась на дороге,

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лежа! (тень)

Воспитатель вместе с детьми проводит эксперименты с тенью, с помощью подсветки настольной лампы (подсветка с разных сторон, с удалением источника и приближением его к предмету). Предлагает поиграть с тенью: изобразить с помощью рук различных животных и птиц.

После занятия: вечером организовать представление с помощью театра теней (можно инсценировать сказку «Заюшкина избушка»).

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Сюжетно-ролевая игра «Шофер» во второй младшей группе Образовательная область"Познание": Формирование целостной картины мира" Тема: "Сюжетно-ролевая игра "Шофер" Цель: Расширять знания детей.

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Изучаем цвета
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
«Свет в доме». Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 марта 2013 в 13:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...