Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Надежда Дробот
Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Игра - самая естественная деятельность ребенка. С раннего возраста игра становится и самой любимой его деятельностью.

Программа «Детство» ставит перед педагогом, работающим с малышами несколько целей: - развивать игровой опыт каждого ребенка; - помогать детям в игре отражать мир; - побуждать детей к первым творческим проявлениям; - воспитывать у ребенка стремление к игровому общению со сверстниками.

Младший дошкольный возраст – от двух до четырех лет – важный период в развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувствах окружающим. Важно уже в дошкольном возрасте начать формирование чувства патриотизма : любовь и привязанность к матери, семье, Родине. Процесс становления патриотических чувств, предполагает комплексное использование педагогических средств. Одним из таких средств является ознакомление детей с сюжетно – ролевыми играми. Содержание сюжетно – ролевых игр возникают на основе развития наблюдательности, памяти, мышления, развитие воображения. Игра вводит детей в мир социальных отношений, формирует способность взаимодействовать со сверстниками. Детское творчество в игре характеризуется наличием замысла, выбором роли, умение развивать сюжет, подобрать материал.

Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры. У меня в группе дети трех возрастов, у них необходимо формировать разные способы построения игры: предметно – игровым в раннем возрасте и ролевым в младшем возрасте. Формирование игровой деятельности в разновозрастной группе способствует усилению межвозрастного общения и взаимодействия детей. В разновозрастной группе наряду со специальным формированием игры, можно использовать возможность естественной передачи игровых способов от старших детей к младшим.

Основной путь развития игры у детей двух- трех лет – это совместная игра воспитателя с детьми. Сопровождение игровой деятельности детей осуществляется по следующим направлениям: - создание предметно – игровой среды; - организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с детьми, в которых педагог передает детям игровые способы действий; -создание проблемных- игровых ситуаций (постановка новой для детей игровой задачи, решение которой происходит при опоре на имеющейся опыт); -участие педагога в играх детей, основанное на отношениях партнерства воспитателя и ребенка.

К двум годам ребенок уже способен отображать в игре простейшие действия с предметами, подражая действиям взрослого (кормит и укладывает спать куклу, прокатывает машинки и др.); воспроизводить несложный сюжет из нескольких игровых действий; действовать с предметами – заместителями.

Игровые сюжеты детей третьего года жизни отображают представление, полученные ими из любых источников. Дети могут играть в то, что в их в личном опыте было давно (например играть зимой в летние забавы, в то, что они узнали из разговоров, книг, телепередач. Ребенок становиться способен изображать разное поведение в одной и той же ситуации. Появляются действия, характерные для определенного лица: как мама готовит обед и кормит кукол, как доктор ставит мишки градусник, ставит укол. Фактически ребенок берет на себя роль, но не всегда заявляет о ней словесно. Таким образом, становление сюжетной игры – это сложный и многоплановый процесс. Однако руководство игрой не должно сводится к заучиванию с детьми готовых сюжетов ; оно направлено на развитие мира фантазии, способности воплотить ее в игровых действиях.

Малыши четвертого года жизни, учатся способам игровой деятельности,то есть игровым действиям с игрушками, предметами. Вовремя игры ребенок использует умение и навыки, расширяет и обогащает представление о окружающем мире, приобретает,что особенно важно, навыки ролевого поведения.

Сюжеты для ролевых игр следует подбирать с учетом того, что доступно и понятно ребенку. Хорошо, когда в процессе игры малышу предлагается побывать в голи того или иного участника известных или знакомых ему событий: прогулка по селу, посещение врача, сервировка стола, приготовление пищи,поход в парикмахерскую. В игре можно использовать различные игрушки, предметы. Для таких игр у нас в группе есть специальные игрушечные наборы: «Больничка», «Юный парикмахер», «Посуда», «Маленькая хозяйка», «Магазин», «Мебель» и т. п., в которых имитируется реальные предметы,используемые в профессиональной и бытовой сферах деятельности.

Организуя сюжетно -ролевые игры с детьми в разновозрастной группе, воспитатель выступает носителем нового для них способа построения игры –ролевого поведения. Воспитатель принимает на себя игровую роль («Я шофер») и побуждает ребенка принять и назвать свою роль, дает образцы, названия игровых действий («Я завожу мотор р-р-р-р»), задает ребенку вопросы от имени ролевого персонажа, помогает вступать в ролевой диалог, подсказывая реплики или задавая наводящие вопросы. Позиция воспитателя постепенно меняется от «участника игры- носителя новых для детей игровых умений», к позиции «партнера- помощника», который направляет, помогает детям незаметно перейти к самостоятельной игре, вмешиваясь только по необходимости.

Наблюдая за сюжетно – ролевыми играми младших дошкольников мы видим, что дети играют в основном в игры, отображающие реальную жизнь: «Магазин», «Детский сад», «Больница», «Парикмахерская». Иначе и быть не может: игра основывается на жизненном опыте детей. В игровой деятельности дети отражают знание о труде взрослых (продавца, врача, воспитателя, парикмахера, используют настоящие трудовые процессы (продавец -взвешивает, отпускает товар; воспитатель- играет с детьми, читает сказки, укладывает спать ; врач- лечит, делает уколы, дает витамины; парикмахер- стрижет, делает прически). Сюжетно-ролевые игры : «Семья», «Дочки-матери»-углубляют представление о семье, родственных отношениях, понимания того, как поддерживаются родственные связи, культурные традиции семьи. Воспитывают уважение и любовь к родным людям, гордость за свою семью.

Уже в дошкольном возрасте дети проявляют интерес к разным профессиям. На вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», дети отвечают так: «Я буду врачом, как моя мама», «Я хочу быть шофером, как папа». Это, конечно не значит, что повзрослев, дети станут теми, кем хотели быть в детстве. Они пока играют в «шофера», «врача», «продавца».

Игра развивает воображение,творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей.

Публикации по теме:

Игра-основной вид деятельности детей дошкольного возраста.Игра-основной вид деятельности детей дошкольного возраста. .

Игра в жизни ребенка!Игра в жизни ребенка! Игра в жизни ребенка! В данной консультации речь пойдет о развитии игры детей, которая является ведущей деятельностью дошкольника. В период.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • ПДД
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 января 2014 в 16:34
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Масленица (фотоотчет)
Широкая масленица – сырная неделя! Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем...
Фотоотчет «Спортивные достижения моих воспитанников».
Доброго дня коллеги! Хочу поделиться с вами моей гордостью и радостью! Моя воспитанница, Малеева Дашенька, посещает наш детский сад со 2 младшей группы. По...
Картотека Гимнастика после сна
Картотека гимнастика после сна 1. "Потягивание" И. п. лежа на спине, руки вдоль туловище. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточки двух ног вперед;...
Фотоотчёт праздника «Русские богатыри»
Фотоотчёт праздника "Русские богатыри" В этом году в старших группах мы проводили праздник, посвящённый Дню защитника Отечества, в форме сказочного...
Статья «Установление психологичечкого контакта с детьми младшего дошкольного возраста»
УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Казакова Е. Н. В этой статье описывается важность установления психологического...