«Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста»

Фролова Евгения Вадимовна
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста»

Одна из важнейших задач дошкольных учреждений – развитие навыков общения детей. Проблема развития навыков общения всегда будет стоять на одном из первых мест в воспитании личности ребенка. Недоразвитие таковых оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает задержку в умственном развитии детей. Способствовать развитию навыков общения дошкольников возможно посредством игры, так как именно она является ведущим типов деятельности в этом возрасте.

Для данной работы были подобраны сюжетно – ролевые игры, распределены роли, введены новые ролей, дополнительные варианты игр, активизирован ролевой диалог, ведены игровые проблемные ситуации в ходе игр, введены новые сюжеты в процессе игры, способствующие развитию у ребят умения понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нём; умение получать необходимую информацию в общении;

умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение спокойно отстаивать своё мнение; умение принимать участие в коллективных делах; умение уважительно относиться к окружающим людям; умение принимать и оказывать помощь и т. д.

План работы по развитию навыков общения старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр.

Сентябрь:

«Магазин»

Цель:

Формирование

ролевого взаимодействия: продавец-покупатель-кассир.

Умение получать необходимую информацию в общении.

Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.).

Общение, распределение ролей.

Предварительная работа:

«Экскурсия в магазин игрушек»

Беседы с детьми об игрушках, их многообразии, назначении, о материале, из которого изготовлены

«Магазин игрушек»

Цель:

Придумывание сюжета игры Умение уважительно относиться к окружающим людям

Умение спокойно отстаивать своё мнение.

Введение новых ролей, дополнительных вариантов игры, активизация ролевого диалога.

Предварительная работа:

Организация выставки «Моя любимая игрушка»

Магазин «Универсам»

Способствование активизации воображения детей через придумывание разных сюжетов игры

Умение уважительно относиться к окружающим людям.

Умение принимать и оказывать помощь.

Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. Поддержание ролевого диалога в процессе игры, внося новые события и сюжеты в игру.

Предварительная работа:

Беседа на тему «Что такое универсальный магазин»?

Игра «Четвёртый лишний»

Октябрь

«Поликлиника» Глазное отделение

Больница с разными отделениями

Поликлиника: рентген - кабинет, аптека

Цель:

Формирование ролевого взаимодействия:

врач-пациент,

врач - медсестра.

Пациент – аптекарь (разговор по телефону, пациент - пациент

Умение получать необходимую информацию в общении.

Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

Формирование ролевого взаимодействия: врач – пациент, пациент – медсестра; врач – врач (разных отделений); пациент – пациент

Умение уважительно относиться к окружающим людям.

Умение принимать и оказывать помощь.

Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Совместное придумывание вариантов игры

Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём.

обыгрывание сюжета

Умение принимать и оказывать помощь.

Распределение и обсуждение ролей и вариантов развития событий

Общение.

Активизация воображения

Введение новых ролей в процессе игры.

Общение.

Поддержание ролевого диалога в ходе игры

Введение новых игровых ролей в процессе игры с целью активизации и поддержания творческого потенциала игры

Введение воспитателем игровых проблемных ситуаций в ходе игры Рассматривание картины «Врач» из серии «Кем быть»?

Предварительная работа:

Беседа на тему «Берегите глаза»!

Изготовление атрибутов к игре совместно с детьми: медицинские карты, рецепты и т. п.

Беседа на тему «Кто что лечит»?

Рассказ из личного опыта воспитателя

Экскурсия в аптеку

Беседа на тему «Для чего необходим рентген»?

Изготовление атрибутов к игре вместе с детьми

Наблюдение и уход за питомцами живого уголка

Беседа на тему «Кто лечит животных»?

Ноябрь:

«Пароход туристический»

«Пароход по реке Волге с заходом в разные города»

«Рыболовецкое судно»

«Подводная лодка»

Цель:

Активизация воображения детей через связь с другими играми («Столовая», Театр» и др.)

Умение спокойно отстаивать своё мнение.

Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д)

Формирование ролевого взаимодействия: капитан – рулевой – матросы – радист - рыбаки

Расширение ролевого взаимодействия: капитан – машинист, матросы – повар

Придумывание и разыгрывание сюжета игры

Формирование игровых умений, ролевого диалога

Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём.

Умение получать необходимую информацию в общении.

Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

Введение воспитателем игровых проблемных ситуаций

Введение воспитателем игровых проблемных ситуаций в процессе игры

Введение в игру игровых проблемных ситуаций» «Авария на судне» и др.

Введение воспитателем в игру новых проблемных ситуаций

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением пароходов

Вспомнить названия рек, морей, океанов

Изготовить совместно с детьми план – схему путешествия

Рассматривание иллюстраций о Волге, альбомов о городах

Изготовление совместно с детьми атрибутов: муляжи рыб, сети и др.

Рассматривание иллюстраций о рыболовецких судах

Рассматривание иллюстраций о подводной лодке и моряках - подводниках

Декабрь:

Детский сад»

«Открытие нового детского сада»

Цель:

Придумывание сюжета игры, расширение ролевого взаимодействия

Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём.

Активизация воображения детей

Умение уважительно относиться к окружающим людям.

Умение принимать и оказывать помощь.

Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Придумывание сюжета игры и его обыгрывание

Умение получать необходимую информацию в общении.

Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

Распределение и смена ролей

Смена и введение новых ролей

Предварительная работа:

Беседа о детском садике

Экскурсия по саду

Игра «Что сначала, что потом»?

Январь

«Зоопарк»

«Строительство зоопарка»

Цель:

Формирование ролевого взаимодействия: Директор зоопарка – рабочие, посетители – посетители, билетёрша

Активизация воображения детей

Придумывание сюжета игры и его обыгрывание

Умение спокойно отстаивать своё мнение.

Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д)

Формирование игровых умений

Совместное придумывание новых сюжетов

Введение воспитателем проблемных игровых ситуаций

Распределение ролей, смена ролей

Придумывание новых игровых ситуаций

Поддержание ролевого диалога Рассматривание альбомов о диких животных

Рассказы детей из личного опыта о посещении зоопарка

Предварительная работа:

Зарисовка плана постройки

Беседа «Кто лечит зверей»?

Игры с конструктором

Февраль

«Столовая»

«Почта»

«Телеграф»

«Парикмахерская»

«Салон красоты»

«Ателье»

Цель:

Формирование ролевого взаимодействия: повар – официант - посетители

Формирование игровых умений

Умение спокойно отстаивать своё мнение.

Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.)

Формирование ролевого взаимодействия: мастер – клиент, клиент – клиент, клиент - кассир

Умение принимать и оказывать помощь.

Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Формирование ролевого взаимодействия: мастер – закройщик – швея, мастер – клиент и др.

Придумывание сюжета игры и его обыгрывание

Умение уважительно относиться к окружающим людям

Развитие творческого воображения

Распределение ролей, введение новых ролей и игровых ситуаций

Поддержание ролевого диалога

Введение сюрпризных моментов в игру

Поддержание ролевого диалога

Поддержание многотемности игры: детский сад, школа, цирк и др.

Изготовление атрибутов для игры

Введение воспитателем новых сюжетов в процессе игры

Предварительная работа:

Беседа о правилах поведения за столом и в общественных местах

Экскурсия на кухню детского сада

Составление меню совместно с воспитателем

Экскурсии на почту и телеграф

Рассматривание картины «Почтальон»

Изготовление атрибутов к играм

Экскурсия в парикмахерскую

Рассматривание журналов мод и причёсок

Экскурсия в кабинет швеи детского сада

Рассматривание журналов моды

Беседа о цирке, артистах

Рассказы из личного опыта детей

Март

«Семья»

Праздник

«8 Марта в семье»

Совместное придумывание семейных историй на основе реалистических событий и их обыгрывание

Умение получать необходимую информацию в общении.

Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

Развитие творческого воображения в ходе придумывания новых игровых сюжетов

Умение уважительно относиться к окружающим людям.

Умение принимать и оказывать помощь.

Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Придумывание разных вариантов игры

Помощь воспитателя в «завязке» истории, поддержание и

активизация ролевого диалога.

Общение.

Введение воспитателем новых персонажей в игру

Рассматривание семейных альбомов.

Предварительная работа:

Беседы о родных, о любимых семейных праздниках.

Беседы на темы: «Если дома больной», «Как помочь маме»?

Беседа на тему «Как дарить подарки»?

Рассказы из личного опыта детей

Апрель

«Городской транспорт»

«Разные виды транспорта»

«Путешествия по России и другим странам

«Дорожно- транспортное движение»

Цель:

Формирование игровых умений

Совместное придумывание новых сюжетов

Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём.

Формирование игровых умений, динамичное наращивание событий в процессе игры

Умение спокойно отстаивать своё мнение.

Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.)

Формирование игровых умений по правилам дорожного движения

Расширение ролевого взаимодействия

Умение получать необходимую информацию в общении.

Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

Формирование игровых умений

Совместное сюжетосложение

Активизация творческого воображения

Введение новых игровых ситуаций: «Улицу переходит бабушка», «Сломался светофор» и др.

Придумывание новых сюжетов

Предложение воспитателем дополнительных вариантов игры

Введение новых ролей: рабочие по благоустройству города, электрики, маляры, плотники и т. п.

Поддержание ролевого диалога

Распределение ролей, смена ролей

Придумывание новых игровых ситуаций

Поддержание ролевого диалога

Предварительная работа:

Рассматривание альбома «Транспорт»

Экскурсии по городу, к автобусной остановке

Вспомнить названия стран, российских городов

Игры: «Города», «Кто больше назовёт»?

Беседы по правилам дорожного движения

Игры: «Дорожные знаки», «Светофор»

Экскурсии по городу

Во время проведения сюжетно – ролевых игр, (например: «Помощники Айболита) дети учились получать необходимую информацию в общении, самостоятельно выбирали роли. В диалоге «Доктор – больной» - выслушивали другого человека, с уважением относились к его мнению.

Так, же дети учились играть спокойно, не ссориться.

В сюжетно – ролевой игре «Почта», у детей формировалось уважительное отношение к другим людям. Дети договаривались, играли вместе, с уважением относились к желаниям окружающих.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУПроектная деятельность в ДОУ Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Транспорт
  • Этикет
Автор публикации:
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 марта 2013 в 11:56
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...