Папки-передвижки

Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы (из опыта работы)

Елена Володина
Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы (из опыта работы)

«Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы». Сообщение из опыта работы.

Володина Елена Васильевна

«Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы». Сообщение из опыта работы.

Публикация «Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы (из опыта работы)» размещена в разделах

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевые проявления.

Я считаю, что особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, творческие или сюжетно-ролевые игры, так как в них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Вторая младшая и средняя группы.

Во 2 младшей группе у нас было 17 детей, из них 4 мальчика и 13 девочек. В процессе наблюдения за играми детей я отметила, что между детьми часто возникали ссоры из-за игрушек, дети не могли самостоятельно распределять роли, не берегли игрушки, атрибуты, не доводили игру до конца.

Анализ игровой деятельности позволил мне составить план углубленной работы с детьми. Я определила следующие задачи:

- научить детей объединяться в небольшие группы, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, соблюдать в игре элементарные правила поведения.

- развивать у детей умения : придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий ”лечить, готовить обед, накрывать на стол”.

- поощрять попытку детей самостоятельно подбирать атрибуты для своей роли.

Свою работу я начала с того, что определила сюжетно-ролевые игры для наших детей. Выбрала следующие игры : “Парикмахерская”, “Больница”, “День рождения куклы”, “Дочки-матери”.

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в трё х направлениях:

1. Работа с родителями

2. Создание необходимой игровой среды

3. Непосредственное руководство играми детей.

Работа с родителями :

Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков “Магазин”, “Больница”, “Парикмахерская”. В разговоре с родителями посоветовала, чтобы при покупке игрушек, они учитывали возраст детей, предназначение игрушки. Также советовала при посещении магазина, парикмахерской, детской поликлиники обращать внимание детей на положительные, добрые взаимоотношения людей этих профессий, на результат их труда. Была оформлена консультация для родителей “Играйте вместе с детьми”. Родители детей нашей группы правильно воспринимали все рекомендации, что очень помогло мне в работе.

Оборудовала игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли и утром, и вечером. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей : “кормлю куклу”, “укладываю спать, пою колыбельную”. Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Я продолжала игру, а затем передавала куклу детям, словесно направляла дальнейший ход событий. Накопленный опыт помогал малышам активней участвовать в игре.

Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросал куклу на пол, обращала внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагировали на эти слова. Для того чтобы игра развивалась, необходимо было дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводила дидактические игры “Оденем куклу на прогулку”, “Постираем кукле платье”, “Купание куклы” и т. д.

Для обогащения игр детей подбирала простые сюжеты для инсценировок с куклой. В младшей группе сюжет игры был простой, но постепенно он усложнялся, вводились новые игровые действия: мама стирает бельё, купает куклу, лечит её, гуляет с ней и т. д.

Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале 2 младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью я проводила наблюдения с детьми за работой няни, повара, прачки, врача, организовывала целевые прогулки, на которых обращала внимание на трудовые действия, например, врача, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что, например, повар приготовил вкусный завтрак. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а “варили” суп. Для закрепления знаний о некоторых трудовых операциях в различных профессиях я рассматривала с детьми картины «В больнице», и другие. Также сюжеты игр развивались как через самостоятельные, так и через дидактические игры во время занятий. Содержание каждой из них давало конкретные примеры положительного отношения друг к другу, а также к игрушкам и предметам. Была проведена дидактическая игра ”В магазине”, в процессе которой дети давали характеристику игрушкам, учились вежливо разговаривать с продавцом. У ребят появились новые знания, опыт, которые они успешно применяли. Такие игры, как “Уложи куклу спать”, “День рождения куклы Тани”, “К нам гости пришли”, способствовали также развитию речи.

При руководстве игрой у меня возникали и некоторые трудности. В группу пришли дети, которые не играли с другими детьми:Артем С,Дима К Пришлось много поработать, прежде чем они стали общительными, весёлыми.

В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно разобщённо. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу 2 младшей группы дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам.

Сейчас в нашей группе расцвет ролевой игры. Дети могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми. В играх детей появились лидеры, которые “двигают” сюжет, у мальчиков - это Макар С, а у девочек – это Настя К. Остальные соглашаются с лидерами и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они научились улаживать самостоятельно.

Задачи по игре усложнились. Я взяла следующие задачи: поощрять и развивать инициативу детей в выборе игры, развивать ее замысел, развивать и поддерживать игры с положительным содержанием.

С особой тщательностью я отнеслась к подготовке игры в ”Больницу”. Была проведена предварительная работа :

1. Беседы о профессиях врача и медсестры, их труде с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.

2. Чтение художественной литературы: Маяковский “Кем быть? ”, Михалков “А что у вас”, К. И. Чуковский “Айболит”.

Знакомя детей с книгой К. Чуковского «Айболит», обратила внимание на обложку, на которой нарисован доктор в белом халате. Затем рассматривали иллюстрации, изображающие то, как Айболит лечит зверей (ставит градусник, дает лекарства). Дальше побеседовала с детьми о том, кто из них был в поликлинике и что там делал. Затем посетили врача в детском саду, посмотрели весы, шкаф, где хранятся лекарства, бинты, вата, коробочки со шприцами и т. д., понаблюдали за работой врача. Объяснила, что врач и медсестра заботятся о здоровье, делают прививки, чтобы никто не болел.

Потом перешла к игре. Сказала детям: «Я буду врачом. Приходите ко мне лечить своих кукол-дочек». Заранее в определенном месте приготовила уголок для больницы. Роль врача для первого раза взяла на себя, чтобы формировать деятельность детей, которые учились играть, разговаривая между собой.

Врач. Здравствуйте, садитесь, пожалуйста.

Поля. Здравствуйте, дочка моя заболела.

Врач. Давайте послушаем вашу дочку. Дыши глубже! Хорошо. Теперь повернись спиной. Дыши.

Дети внимательно наблюдали за действиями врача, слушали, как он разговаривает с больными.

Врач. Ваша дочка простудилась, я выпишу ей лекарства. Она скоро поправится. До свидания.

Поля. До свидания.

Все дети приходили на прием со своими любимыми игрушками и зверятами, даже те, которые раньше не принимали участия.

В дальнейшем в игру вводила новые атрибуты: банки, шприцы. Заинтересовавшись, дети активнее включались в игру. А когда они больше узнали о профессии врача, провела игру в больницу, роль врача поручила более активным детям:Насте К, Ульяне Чтобы поддерживать интерес к игре, сейчас усложняю её содержание, ввожу роль - медсестры.

Можно организовать сразу две игры : в дочки-матери и в больницу, в детский сад и в больницу.

Особую тревогу вызывала группа детей : Дима К,Дима Ю, Они были неорганизованны, драчливы, все оборачивали только для себя. В беседе с родителями выяснилось, что они растут в семьях, где все им позволено, разрешено. Советовала родителям этих детей пересмотреть свое отношение к детям, по возможности повысить к ним требования, давать определенные посильные задачи (убирать уголок) .

Мы заметили, что наши дети изменились в характере поведения. Дети стали более организованными, стали считаться с интересами своих товарищей, помогать друг другу. Дети приносят в группу игрушки и другие стали делиться ими. Ребята постепенно усваивали правильные выражения. Во время игры нужно всегда приходить детям на помощь: выбрать нужные игрушки, место для игры, распределять роли. В результате игра стала неотъемлемой частью жизни и деятельности детей, у ребят появились такие качества как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное, дружить.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Сюжетно-ролевые игры детей»Фотоотчет «Сюжетно-ролевые игры детей» Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.

Из опыта работы с детьми средней группы по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой Актуальность темы: Игра является основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом детской деятельности, которой принадлежат огромная.

Проект «Сюжетно-ролевые игры-средство социализации воспитанников семейной группы» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА: • Название проекта: «Играем вместе». • Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации воспитанников.

Развитие социально-коммуникативных компетенции у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры .Пояснительная записка 3 2. Цель и задачи развития социально- коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста через сюжетно ролевые.

Сообщение из опыта работы «Патриотическое воспитание детей средствами музейной педагогики» Патриотическое воспитание детей через музейную педагогику «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви.

Сообщение из опыта работы «Особенности контингента детей группы: типологические и полоролевые различия детей»Сообщение из опыта работы «Особенности контингента детей группы: типологические и полоролевые различия детей» Гендер понимается как социальный или социально-психологический пол человека, который включает в себя психологические и социокультные отличия.

Сюжетно-ролевые игры (фотоотчёт)Сюжетно-ролевые игры (фотоотчёт) Все дети любят играть, особенно в те игры, в которых они могут почувствовать себя взрослыми. К числу таких игрушек относятся сюжетно-ролевые.

Сюжетно-ролевые игры для детей старшей группы Сюжетно-ролевая игра «Фотография на память». Действующие лица: дети и кинорежиссер. Материал: репродукции картин с изображением различных.

Сюжетно-ролевые игры и их роль в развитии ребенка «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». М. Горький. Дошкольное детство - короткий, но важный.

Сюжетно-ролевые игры в средней группе по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы Сборник сюжетно-ролевых игр I триместр. Осень, растительный и животный мир Игра «Путешествие в осенний лес» Цель: закрепить знания о некоторых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы (из опыта работы)
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 17:23
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД