Сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры

Светлана Ровенец
Сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры

Для детей, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.) В тоже время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д). Сюжетно- ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества- это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно- ролевых игр. Уровни развития сюжетно- ролевой игры : Первый этап:Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определённой последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты - бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет- заместитель, который ранее использовался в игре.

Второй этап: Основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом.

Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты - бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре уже могут объединяться 2-3 человека.

Третий этап: Основное содержание игры - также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не со-отнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.

Четвёртый этап: Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время. В игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5-6 человек.

Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В раннем и младшем дошкольном возрасте игра носит преимущественно индивидуальный характер. В предметно- отобразительных играх ребенок впервые усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий. Первые навыки сюжетно-отобразительной игры малышу помогает приобрести взрослый: мама показывает, как кормят куклу, укладывают ее спать, как катают мишку на машине, а ребенок повторяет эти действия с теми же самыми или другими игрушками.

Расширяется опыт ребенка, растет уровень его игровых навыков и умений - усложняется и сюжет игры. Малыш уже способен отражать в игре не только действия с предметами, но и отношения между двумя или несколькими персонажами. У него появляется представление о роли и определяемых этой ролью действиях, подчиненных единому игровому сюжету. Закрепляются игровые действия, связанные с конкретными ролями. Конечно, эти знания и представления не возникают сами по себе, а формируются в общении со взрослым, в процессе усвоения простейших сюжетов-образцов, предлагаемых воспитателем в совместной игре или на занятии, а также в результате обогащения внеигрового опыта. Одновременно идет развитие мышления и воображения ребенка, растет способность к переносу способов действий на другие объекты, отношений между людьми - в игру. Таким образом создаются предпосылки для перехода к развитой сюжетно-ролевой игре. Но она еще невозможна без сложившихся навыков общения: умения согласовывать замысел, подбирать необходимые предметы и атрибуты, распределять роли и действовать в соответствии с ними, вступать в ролевые взаимоотношения с партнерами, учитывая их желания, интересы, степень удовлетворённости игрой. Параллельно с формированием навыков совместной игры продолжается развитие индивидуальной игры с игрушками. Она является особой формой игровой деятельности ребенка, которая дает ему возможность применить социальный опыт в игре с куклой: кукла, в отличие от партнера-ребенка, не требует высокого уровня развития общения, т. е. здесь не надо одновременно учитывать четыре позиции: собственную, своего персонажа, партнера по игре, позицию его роли. В обыденной жизни (в семье, в детском саду, в магазине, в транспорте и т. д.) ребенок наблюдает действия и отношения окружающих. Он может вступать в эти отношения, соответственно воспринимать и оценивать их, может наблюдать со стороны. И в том и в другом случае они усваиваются и составляют непосредственный социальный опыт ребёнка. Этот опыт лежит в основе почти всех сюжетов индивидуальных игр, в играх же детей раннего и младшего дошкольного возраста преобладает.

Режиссерскую игру трудно увидеть со стороны. Во-первых, она практически всегда индивидуальна. Во-вторых, ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается. Наконец, третьей особенностью игры является то, что играть в нее ребёнок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.

При организации режиссерской игры необходимо соблюдать три условия. Первое из них - наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Второе условие - наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала. Третье и, наверное, самое важное условие организации режиссерской игры -позиция взрослого, умелое руководство этой игрой. В отличие от других видов игр, которые легко включают в себя взрослого как равноправного участника игры, режиссерские игры отводят ему скорее роль зрителя. Зритель этот не только хлопает и восторгается, но и просит пояснить те или иные действия. Это развивает ребенка, обогащает созданный им сюжет. Часто от взрослого зависит и возникновение самой игры.

В теории и практике работы с детьми дошкольного возраста театрализованные игры рассматриваются как действенное средство всестороннего развития личности, воспитания активности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативы. Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно- ролевыми.

В основе тех и других лежит отображение событий, действий и отношений между людьми. Однако театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений (или собственных инсценировок, приспособленных для исполнения на сценической площадке.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребёнка. Разнообразны виды театрализованных игр. В зависимости от художественного оформления различают игры-драматизации, игры с настольным театром (плоскостные и объемные фигурки персонажей, фланелеграф, теневой театр, театр петрушек, или бибабо, игры с марионетками.

Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу - котенка, собачку, петрушку, воспитатель читает потешку, шутку, попевку, подражает голосам животных, вызывает у ребенка положительную эмоциональную реакцию. В младших группах воспитатель разыгрывает знакомые детям сказки, стихи, небольшие рассказы с помощью настольного театра, фланелеграфа. Так, например, чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки» сопровождается действиями с соответствующими персонажами (мишкой, зайкой, бычком) Сказка «Репка» иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с веселым петрушкой, даже и не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы.

С детьми третьего и четвертого годов жизни воспитатель разыгрывает простейшие сюжеты знакомых сказок, используя элементы костюмов и

шапочки с силуэтами персонажей. Ребята охотно подключаются к драматизации сказки с помощью фланелеграфа, настольного и пальчикового театра, простых в управлении. Дети пятого и шестого годов жизни уже, как правило, знают и любят кукольный театр с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогом стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений. Детей этого возраста уже можно обучать вождению кукол- петрушек и марионеток.

Одним из видов театральной игры являются игры с куклами- марионетками промышленного изготовления или самодельными.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра и её особенности Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет.

Тематическая неделя «Игра и игрушки»Тематическая неделя «Игра и игрушки» В нашем детском саду прошла неделя " Игра и игрушки!" Страна игр – это большой живой мир игр для детей и взрослых. На целую неделю у участников.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры
Опубликовано: 17 января 2014 в 20:53
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...