Папки-передвижки

Театрализованная деятельность как способ развития речи детей дошкольного возраста

Татьяна Малосилкина
Театрализованная деятельность как способ развития речи детей дошкольного возраста

Предлагаю Вашему вниманию доклад из опыта работы по данной теме, представленный мною на педагогических чтениях "Инновационный потенциал педагога. Его роль в моделировании образовательного пространства".

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе народного образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.

Публикация «Театрализованная деятельность как способ развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Работая по проблеме развития связной речи детей, обращаюсь к исследованиям выдающихся психологов и педагогов: Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, Л. С. Выготского, О. С. Ушаковой, О. М. Дьяченко, А. М. Бородич, М. М. Алексеевой и др., которые отмечают следующее: дети старшего дошкольного возраста чётко произносят трудные звуки (шипящие, свистящие, сонорные); у них совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух; они владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; темпом речи, силой голоса; у них развито речевое дыхание и способность замечать несоответствия (неправильное произношение слов, звуков, постановку ударения в словах). Дошкольники строят сложные предложения, употребляя в них слова, обозначающие все части речи; занимаются словотворчеством, контролируют свою речь, подмечают грамматические ошибки. Обогащается лексика: дети понимают значение обобщающих слов, синонимов, антонимов, омонимов, образных выражений. Связная речь характеризуется хорошим пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию, способностью к пересказу сказки, короткого рассказа. В картине дошкольники способны увидеть не только главное, но и подметить особенности; используя игрушки, составить о них описательный или сюжетный рассказ; показать инсценировку.

Высокий уровень сформированности речевых навыков у детей важно развивать именно в дошкольном образовательном учреждении, чтобы вырастить образованное поколение; поэтому, особо актуальными представляются пути нахождения новых форм речевого развития детей через все образовательные области, побуждая их творческие и мыслительные способности, используя новые технологии обучения и воспитания детей. Одним из видов детской деятельности, отвечающей современным требованиям всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, является театрализованная деятельность, которая позволяет осуществлять личностный подход к детям, раскрывать их потенциальные возможности, формировать коммуникативные навыки.

Настоящая творческая игра - это такая игра, которая развивает личность ребенка, т. к. она связана с его личными переживаниями; в которой ребёнок придумывает сюжет, содержание игры, ищет пути воплощения замысла, перевоплощения в роль героя литературного произведения, вводит дополнительные роли.

В процессе театрализованной деятельности восприятие, мышление, воображение, речь взаимосвязаны, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной и др.) и творчестве в трёх аспектах (О. А. Акулова) :

- создание драматического содержания (интерпретация, переосмысление заданного литературным текстом сюжета или сочинение вариативного или собственного сюжета);

- исполнения собственного замысла ( умение воплощать художественный образ с помощью средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева);

- оформление спектакля: подбор декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, билетов, программок, биноклей.

На практике я убедилась, что творческие игры актуальны: они формируют привычку говорить публично, приобщают детей к культуре, искусству; помогают осознать себя частью русского народа, определить принадлежность к своему этносу, сохранить свой язык, исторические ценности, определить своё социокультурное пространство. Это направление я взяла за основу во время работы по теме «Театрализованная деятельность как способ развития речи детей». Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Участвуя в спектаклях, представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки; усваивают родную речь, её звучание, гармонию; преодолевают застенчивость, получают эстетическое наслаждение.

Основная цель моей работы:

- формировать представление детей всех возрастных групп о различных видах театра; умение грамотно и доступно выражать свои мысли; навыки коммуникативных отношений;

- развивать творческую активность в создании художественного образа;

воображение, восприятие, способность представлять происходящее и принимать в нём активное участие;

- способствовать развитию памяти, внимания; гармонизации отношений ребёнка с окружающим миром;

- закреплять правильное произношение всех звуков родного языка; пополнять и активизировать словарь детей;

совершенствовать дикцию, интонацию, выразительность речи;

диалогическую и монологическую форму речи;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать,

культуру общения и речевой этикет;

Ожидаемые результаты:

- к семи годам у детей обогатится театральный опыт, расширится их кругозор, повысится интерес к театрализованной игре;

- обогатится содержание и диапазон сюжетов и ролей театрализованных игр;

- у детей сформируется представление о правилах поведения в театре;

- родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

- у родителей сформируются представления о театрализованной игре - важном виде деятельности детей в дошкольном возрасте;

- повысится культурный уровень дошкольников.

В процессе работы по теме я убедилась, что театрализация русских народных сказок погружает малышей в старину, переносит в давние – давние времена. В играх-драматизациях дети используют язык сказок, этот язык становится их достоянием. Именно здесь ребёнок «проникается гармонией русского слова» (Белинский).

Слушая сказки, дети получают блестящие образцы родного языка. Перед умственным взором ребёнка предстоят образы коварной и хитрой лисы, доверчивого петушка, домовитого котика-братика, неуклюжего медведя. Эти образы входят в его жизнь. Драматизируя сказку, дети переводят образы воображения на язык жестов, мимики, слов; учатся словесному перевоплощению, стремятся к тому, чтобы характер персонажа, его привычки, голос легко узнавались всеми. Предлагаю ребё нку: попроси петушка выглянуть в окошко, как просила его лиса; попросись в теремок, как просилась мышка-норушка, как просился зайка; произнеси с разной интонацией (грубо, ласково, небрежно) самые обыкновенные слова: возьми, дай, помоги; пройдись, как ходит лисонька-лиса, всего леса краса; как трусит зайка, как идет-переваливается медведюшка, как рыщет по полю серый волчище. В эти моменты ребёнок упражняется в творческом воображении.

В театрализованных играх, решая сказочные задачи, я рассказываю детям о физических и природных явлениях: о таянии льда, о морозе, о временах года. Например, весёлый Гном, пригласив детей на экологическую прогулку в весенний лес, просит помочь отыскать весну по её следам; Буратино зовет их помочь расколдовать заколдованных героев сказок, нарисовав их; Лисичка-сестричка просит правильно выложить иллюстрации к сказкам, используя цифры, чтобы по ним можно было пересказать сказку в соответствии с сюжетом; добрый Зайка приглашает на сказочную поляну, где дети попадают в сказку, становятся участниками театрализованного представления : делают гимнастику с зайкой, ищут заячью капусту, а потом помогают ему прогнать хитрую и коварную лису, отнявшую у зайки избушку.

Я считаю, что развитие речи связано с качественной стороной общения. Характер общения определяет содержание и уровень речевого развития детей : меткие жесты помогают детям усвоить значение слов; мимика и фонация уточняют значение слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, формируют навыки конструктивного выражения эмоций.

Именно поэтому, я решила построить содержание своей работы на ос– модели интеграции образовательных областей: музыки, коммуникации, познания, художественного творчества; новой модели воспитательно – образовательного процесса в ДОУ с использованием психодинамических медитаций, направленных на развитие разного рода чувствительности, получение позитивного двигательного опыта по методу сказкотерапии Васьковой О. Ф., Политыкиной А. А.

. Такая модель – один из способов достижения качества образования, его обновления и эффективности. Работу по развитию речи посредством театрализованной деятельности строю на следующих принципах:

- принцип интегративности объединяет все образовательные области, служит простраиванию межпредметных связей, необходимых для единства образования, развития и воспитания детей;

- принцип рационального сочетания разных видов деятельности, при котором соблюдается баланс между интеллектуальными и двигательными нагрузками;

- принцип гуманности обеспечивает психолого – педагогическую поддержку каждому ребёнку в процессе творческого развития детей;

- принцип дифференцированного подхода к каждому ребёнку с учётом его психологических особенностей, возможностей и интересов.

Считаю, что важным фактором успешной реализации планируемой работы являются следующие условия:

-приоритетность театрализованной деятельности : создание предметно – развивающей среды, обеспечивающей совместную театрализованную деятельность детей, которая также служит основой самостоятельного творчества каждого ребёнка, позволяет вести поиск и экспериментирование, моделирование; учитывает возрастную и полоролевую адресованность оборудования и материала;

- интегративность знаний: реализация этого условия обеспечивает познание детьми целостной картины мира; составлен учебно – тематический план проведения интегрированных занятий с дошкольниками;

– удовлетворение потребностей ребё нка в познании искусства и литературы: подобраны книги по изготовлению театральных кукол, в группе представлены различные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый театр, конусный, настольный театр, театр на ложках, театр «живая рука», перчаточный театр, фланелеграф, декорации, костюмы; подобраны иллюстрации к сказкам; собрана библиотека сказок: книжки-малышки, сборники русских народных сказок, сказки народов мира, сказки мультимедийные;

- развитие ребёнка в деятельности : по запросу родителей и желанию детей организовала работу театрального кружка «Путешествие в страну сказок», где созданы условия для развития детского творчества, знакомства с театральными жанрами, видами кукольных театров;

- развитие эмоционально – чувственной сферы детей : обеспечена взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами художественной деятельности в едином педагогическом процессе;

-уважительное отношение к результатам творчества детей : поощрение детей за исполнительское творчество; пропаганда детского творчества.

- взаимосвязь и взаимодействие ДОУ с родителями: предоставление фото и видеоматериалов на сайте ДОУ для детей и родителей; благоприятные отзывы о театральных представлениях в родительском уголке; подготовка и проведение театрализованных представлений; конкурсы по изготовлению костюмов и театральных кукол; консультации, выставки, посещение театра.

Практика показывает, что игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, поэтому начинаю знакомство детей с театрализованной игрой во второй младшей группе и продолжаю его до школы: это просмотр кукольных спектаклей, мультфильмов и беседы по ним; рассказывание сказок с элементами драматизации, игры-драматизации; дикционные упражнения, знакомство с костюмом, декорацией, мизансценой; самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

В игре ребёнок анализирует речь педагога. Принимая участие в детских играх, обсуждая с детьми замысел и ход игры, привлекаю внимание детей к слову, даю образец лаконичной и точной речи, применяю систему упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, что способствует развитию речи.

По моим наблюдениям, встреча с театральной куклой создаёт радостную атмосферу, вызывает положительные эмоции, желание общаться с куклой, что служит началом театрализованной игры.

Наблюдая за детьми, вижу, что куклы помогают детям освоиться в новой группе при переходе из другой группы или другого ДОУ (например, ребенок утром капризничает, трудно расстаётся с мамой. Появляется Карлсон и предлагает ему полететь, поискать, где же спрятался злой Капризка, который учит детей капризничать. Нужно найти Капризку и прогнать. Ребёнок включается в игру, забывает о своих переживаниях, играя с «живой» куклой.)

Заметила, что в играх - драматизациях дети «присваивают» положительные качества персонажа, психологически переживают свою роль, отвечают на вопросы: каково это быть добрым или злым, смелым или трусливым, умным или глупым. Ребёнок учится самостоятельно делать выбор в пользу того или иного, стремится контролировать своё поведение. Это важный фактор нравственного развития личности.

Считаю, что важную роль в осмыслении материала играют иллюстрации из детских книг, а также видеофильмы по различным произведениям; поэтому, при рассматривании с детьми иллюстраций, особое внимание уделяю анализу состояний персонажей, изображенных на картинках «Что с ним?», «Почему он плачет?» и др».

После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений вновь возвращаюсь к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем никогда не прошу буквального воспроизведения содержания. При необходимости тактично поправляю ребенка, и игра – драматизация продолжается. Когда текст достаточно хорошо усвоен, поощряю точность и выразительность его изложения - это важно, чтобы не потерять авторские находки.

Средства выразительности, используемые в театрализованной деятельности :

2-я младшая группа: формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);

средняя группа: обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомимике);

старшая группа: совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

подготовительная к школе группа: развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Ребёнок связывает слово с действием, с образом, поэтому стремлюсь приобщить к драматизации всех детей, используя индивидуальный подход; дать каждому ребёнку возможность проявить себя в какой-то роли.

Приемы, используемые в театрализованной деятельности :

— выбор детьми роли по желанию;

— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

— распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

— проигрывание ролей в парах.

При организации театрализованной деятельности возникают две основные проблемы:

— что делать, если ролей не хватает на всех детей;

— кто будет играть отрицательных персонажей?

Первая проблема решается при введении подгрупповой организации занятий по театрализованной деятельности (по 10—12 детей в подгруппе, парном проигрывании ролей. Кроме того, чтобы охватить всех детей, можно придумать дополнительные роли.

Вторая проблема — исполнение ролей отрицательных персонажей — несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях обращаю внимание на то, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Оказывается, сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Схема занятия по театрализованной деятельности :

— введение в тему, создание эмоционального настроения;

театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

В театрализованных играх дети бывают и артистами, и зрителями, что помогает им вырабатывать определённые нормы поведения; воспитывать силу воли, уважение к сверстникам, желание участвовать в театрализованных представлениях. Развлечения объединяют все виды искусства, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. В ДОУ я провожу развлечения, посиделки с детьми и родителями, педагогами, применяя разработанную мною программу «Круглый год» (праздники как средство развития речи детей).

Начиная со второй младшей группы, организую яркие народные праздники в стиле театрализованного действа с участием сказочных персонажей; знакомлю с обрядами и традициями русского народа.

Совместная деятельность :

- организация и проведение праздников, театрализованных представлений для детей ДОУ;

- организация и проведение концертов для родителей;

- организация и проведение праздников, театральных вечеров с участием родителей в спектакле; -

- организация и проведение конкурсов по изготовлению театральных костюмов для детей и родителей;

- консультации и творческие отчёты для педагогов ДОУ;

- консультации и творческие отчёты для родителей;

- организация и проведение праздников, театрализованных представлений совместно со Школой Искусств № 2;

- организация и проведение праздников, театрализованных представлений совместно с Картинной Галереей;

- участие в мероприятиях Дома Культуры «Дружба» совместно с хором «Сибирь».

Результаты работы по теме «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей» :

- дети приобщились к истокам русской культуры, исторического прошлого народа: участвуют в играх, хороводах, обрядовых действах;

-приобрели навыки художественного восприятия различных видов искусства: проявляют все свои актёрские качества, у детей развита образная, выразительная речь;

- научились использовать выразительные средства для создания художественного образа, получили возможность к самореализации через театрализованные игры : репетируют роли и становятся яркими персонажами действа (Весной, Зимой, Велесом, Птицами, Лисой, Бабой Ягой, Лешим, Солнцем и др.);

- у детей сформированы нравственно-эстетические чувства: от театрализованных игр дети получают яркие впечатления, радость от творчества;

- усвоили нормы поведения при проведении праздничных представлений: научились держаться свободно и непринужденно;

- появилась потребность видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному;

- повысился интерес родителей к театрализованной деятельности : родители стали активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, театральных вечерах; активно помогают детям в работе над объёмными текстами персонажей;

- родители принимают активное участие в конкурсах по изготовлению костюмов для детей.

Такие праздники, как Святки, Масленица, Васильев вечерок, Яблочный Спас и др., являются связующим звеном настоящего с историческим прошлым, раскрывают красоту, самобытность нашего народа, закладывают основы гражданственности, патриотизма.

Для того, чтобы праздник был эффективной формой организации театрализованной деятельности детей, провожу с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение детьми определённых навыков.

Критерии отслеживания:

- обогащение речи детей, развитие речевого творчества, выразительности речи;

- уровень коммуникативных взаимоотношений в группе;

- сформированность знаний о театрализованных играх, проявляющаяся в самостоятельной деятельности детей.

Для реализации поставленной выше цели и задач программы театрального кружка в начале и в конце года было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.

Таким образом, модель интеграции образовательных областей, используемая в театрализованной деятельности, способствовала самореализации каждого ребенка и взаимообогащению детей и взрослых, т. к. и взрослые, и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. В общих спектаклях, концертах произошло естественное и непринужденное усвоение богатейшего опыта взрослых. Кроме того, в развлечениях и праздниках мы лучше узнали детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Стремилась создать микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Произошло обогащение словарного запаса, речь детей стала образной, выразительной; мимика и жесты – артистичными; повысилась познавательная активность; увеличился объём знаний о художественной литературе, театре; у детей появилась уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развита логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи, пробуют складывать стихи.

Театрализованная деятельность - уникальная возможность к раскрытию детских талантов, в налаживании отношений с детьми и взрослыми.

Распространение опыта работы:

- в адаптированной программе «Круглый год» (праздники как способ развития речи детей, которая утверждена городским экспертным советом по инновационной деятельности 11 апреля 2007 года; автор Малосилкина Татьяна Николаевна – воспитатель;

- во Всероссийском конкурсе «Форум» в номинациях:

- «В гостях у Матроскина. Современная сказка.»;

- «Золотой ключик. Обучение грамоте и счёту на занятиях в ДОУ»;

- «Моё сердце для детей»;

- «Мы познаём мир, играя».

- в городском конкурсе «Педагогическое вдохновение» (занятие по ознакомлению с художественной литературой);

- в работе городского круглого стола «Современные технологии и методы воспитательно – образовательного процесса в ДОУ»;

- во Всероссийской научно – практической конференции «Актуальные проблемы образования: теория и практика»;

- на сайте ДОУ.

Перспективы работы:

- участие в пополнении мини – музея «Мир театра»;

- размещение своего опыта на городском портале, средствах массовой информации;

- проведение круглого стола с педагогами ДОУ по теме «Развитие речи и творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности»;

- организация лекций, семинаров – практикумов с целью повышения компетентности педагогов и родителей в области знаний об искусстве и литературе;

- организация театральной студии при Театре драмы и комедии г. Усть – Илимска.

Публикации по теме:

«Детское книгоиздательство» как способ развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста.«Детское книгоиздательство» как способ развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. «Детское книгоиздательство» как способ развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. В настоящее время проблема развития.

«Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста». В помощь музыкальным руководителям«Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста». В помощь музыкальным руководителям «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. А. Сухомлинский «Театрализованная деятельность.

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста» В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает.

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста» План работы по самообразованию на тему "«Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста» Цель: создать условия.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский сад куколь- ного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли.

Консультация «Театрализованная деятельность как способ активизации словаря детей младшего дошкольного возраста» Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи,.

Театрализованная деятельность как средство формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста Чтобы интересно, эмоционально.

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Под этим подразумевается развитие личности каждого ребенка, его.

Проектная деятельность как способ развития познавательной активности детей 5–6 лет 1. Проблема развития познавательного интереса в отечественной и зарубежной науке. Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников.

Творческий проект «Театрализованная деятельность для детей дошкольного возраста 6–7 лет» Творческий проект: «Театрализованная деятельность для детей дошкольного возраста 6-7 лет». Автор: Мешкова Лариса Анатольевна, воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как способ развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2016 в 10:17
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД