Лучший педагог года

Театрализованная игра как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Надежда Войнова
Театрализованная игра как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста

«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»

А. С. Макаренко

[/i][/b]

[/b]

Сегодня развитие связной речи у старших дошкольников находится под стихийным, а потому негативным, влиянием зрительной наглядности, динамической и статической, избытка иллюстраций в книгах, видеоматериалов – фильмов и мультфильмов, телевидения, компьютерных игр. Наряду с увеличением нагрузки на зрительное восприятие уменьшается время общения как взрослых с детьми, так и детей между собой; кроме того, снижается качество общения, о чем свидетельствует упрощение словарного состава и грамматического содержания речи, а также снижение ее выразительного и действенного потенциала. Повсеместно констатируется спад культуры общения, в том числе потеря интереса к чтению, что также негативно сказывается на речевом развитии дошкольников, а затем и школьников. В то же время, в условиях активного социального и научного прогресса требования к речевому общению специалистов разных областей исключительно велики.

Публикация «Театрализованная игра как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.

Л. С. Выготский рассматривал игру, как ведущую деятельность в дошкольном возрасте, составляющую основное содержание жизни самих детей.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей и коммуникативных умений.

В активизации речевой деятельности дошкольников играют огромную роль театрализованные игры. Театрализованная игра один из самых эффективных способов воздействия на детей, оказывают большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Совместная игра ребенка и ребенка создает условия для возникновения “детского общества” и реальных отношений в нем между детьми. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета (Л. В. Артемова, Е. Л. Трусова).

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы. Л. В. Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е. Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т. е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В. В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Важнейшими источниками развития связной речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы. Наиболее плодотворно данная работа осуществляется в процессе театрально-игровой деятельности. Практика развития речи, основываясь на достижениях общепсихологической теории речи, нуждается в новых разработках, как теоретических, так и прикладных, в психологически и методически обоснованном использовании театрализованной игры.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих.

Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения.

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детейТеатрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детей «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детей дошкольного возраста» «Дети должны жить.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение.

Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Моделирование как метод формирования экологических представлений у дошкольников. Презентация» «Модель - это предметное, графическое или.

Рабочая программа на тему «Дидактические игры как средство развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Пояснительная записка В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских.

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляются результаты работы на тему «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных.

Театрализованная игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста МАДОУ детский сад №83 общеразвивающего вида Винокурова Ольга Владимировна Театрализованная игра как средство нравственного воспитания детей.

Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста Театрализованные игры – это своеобразная приобщения форма ребенка будущей взрослой жизни, это школа, где ребенок познает себя и свои возможности,.

«Ежики». Дидактическая игра для формирования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста«Ежики». Дидактическая игра для формирования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста УРА! УРА! — идёт парад. Параду рад мой младший брат. Кричит парад: — УРА! УРА! А младший брат: — УА! УА! Для чего и зачем обучать грамоте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная игра как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 марта 2017 в 13:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД