МААМ-картинки

Технология исследовательской деятельности в позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста

Наталья Бойцова
Технология исследовательской деятельности в позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста

Сегодня перед ДОУ государством поставлена задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, стремящееся к поиску. И дошкольное учреждение, как первая ступень в образовании обязано создать условия для реализации познавательной активности дошкольников.

В требованиях к результатам освоения ООП определены целевые ориентиры ДО: «ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности».

Публикация «Технология исследовательской деятельности в позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Социализация дошкольника - это целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий для духовно-нравственной адаптации индивида к традициям социума, формирование у ребенка потребности в саморазвитии. Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям. Напротив, негативная социализация связана с получением нового опыта путем наказаний, суровой критики, излишней строгости – то есть, негативных реакций окружающих.

Позитивная социализация является базой для развития ребенка, потенциал которого может быть максимально раскрыт только в благоприятных условиях, при помощи механизмов позитивной социализации – а именно, в первую очередь, прочной и безопасной привязанности между ребенком и родителями, которая выступает надежной базой для гармоничного развития и своевременного освоения различных навыков, в том числе, социальных.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте определяется на основе главных целей, стоящих в сфере дошкольного образования. А именно, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Ключевые компетенции в дошкольном возрасте определяются основными видами деятельности ребенка, позволяющими ему овладеть социальным опытом и получить жизненно важные навыки в практической деятельности. Таким образом, мы можем назвать ключевые компетенции, которые необходимо и возможно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте :

- Социальная;

- Коммуникативная;

- Информационная;

- Здоровье сберегающая;

- Когнитивная;

- Эмоциональная.

Социальная компетенция включает способы взаимодействия дошкольника с окружающими людьми, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты. Например, осуществляя исследование «Где быстрее прорастет лук», воспитанники договаривались о местах расстановки лука – севка, о способах регистрации изменений, происходящим с ним, напоминали друг другу о необходимости зарисовывать результаты наблюдений.

В процессе исследовательской деятельности углубляются представления о ребенке, его правах и социальной роли, о семейных отношениях, о профессиях, о родном крае, российской армии.

Коммуникативная компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности.

Участвуя в различных исследованиях, совершенствуются формы речи, дети учатся отстаивать свою точку зрения, осваивает формы речевого этикета, прививается любовь к познавательной литературе.

Во время проведения эксперимента «Магнетизм» с шариками, дети описывали свои действия, учились формулировать гипотезы, выводы, понимая необходимость выслушивать сверстника.

Информационная компетенция направлена на формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов.

Данная компетенция обеспечивает формирование способов получения ребенком информации из разных источников и ее хранения, навыки деятельности ребенка по отношению к информации, содержащейся в окружающем мире.

Компетентность здоровьесбережения – это знание и соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников, ответственность за свое здоровье. Осуществляя исследования, с воспитанниками повторяем правила техники безопасности работы с увеличительным стеклом (близко к глазам не подносить, колбами (ставить на подставки, не размахивать, ставить устойчиво, ножницами и т. д.

Когнитивная компетенция формируется в познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией, умение самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.

Ребенок по отношению к изучаемым объектам овладевает креативными навыками продуктивной деятельности : добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Формирование когнитивной ключевой компетенции происходит в исследовательской деятельности дошкольников. В группе оформлен центр «Юный исследователь». Под руководством воспитателей дети проводят различные опыты, эксперименты, с водой и снегом, глиной и песком, знакомство с камнями, почвой и т. д.

Эмоциональная компетенция:

- осознание своих чувств, эмоций и управление ими,

- это осознание чувств и эмоций других людей,

- это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.

Прекрасной иллюстрацией формирования эмоциональной компетенции в исследовательской деятельности у дошкольников являются эмоции воспитанников, возникающие при осуществлении исследования, проведения экспериментов, когда результат опыта неожиданнен для ребенка и сопровождается эмоциями удивления, радости открытия, гордости за самостоятельное проведение опыта, у детей формируется уверенность в собственных силах – что является основой позитивной социализации.

Выделяют следующие этапы становления исследовательской деятельности :

- ориентировка - выделение предметной области осуществления исследования;

- проблематизация - определение способов и средств проведения исследования;

- планирование – формулировка последовательных задач исследования, определение последовательности действий;

- эмпирия – сбор эмпирического материала, проведение исследования, первичная систематизация полученных знаний:

- анализ – обобщение, сравнение, интерпретация данных;

- рефлексия – соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с существующими ранее знаниями и данными.

Например, исследование «Подбираем предметы для выдувание мыльных пузырей» с детьми старшего дошкольного возраста.

1 этап. Выявление проблемы, которую можно исследовать – играть с мыльными пузырями всегда весело, родители рассказывали, что в их детстве купить мыльные пузыри было большой трудностью и они самими разводили мыльную жидкость и использовали соломинки.

2 этап. Выбор темы исследования. «Подбираем предметы для выдувание мыльных пузырей»

3 этап. Определение цели исследования. Дети решили узнать, можно ли подобрать среди окружающих ненужных предметов, предметы для выдувания мыльных пузырей.

4 этап. Выдвижение гипотезы. Из некоторых окружающих предметов можно выдувать мыльные пузыри.

5 этап. Составление предварительного плана исследования. Приготовить раствор для выдувания мыльных пузырей. Нарисовать таблицу для записи результатов эксперимента. Подумать, какими должны быть предметы, из которых может получиться выдувать мыльные пузыри, подобрать предметы, по очереди опускать в жидкость, пробовать выдувать, результат записывать в таблицу «Результаты эксперимента»

6 этап. Проведение эксперимента. Стараюсь развивать у детей самостоятельность, если требуется помощь, побуждаю детей помогать друг другу, тем самым повышая самооценку детей. Формулирование вывода - трудный процесс. Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы. В данном исследовании вывод : из ненужных предметов: трубочек, небольших предметов с отверстием, можно выдувать мыльные пузыри.

7 этап. Определение возможных путей дальнейшего изучения проблемы. Узнать, из каких других предметов можно выдувать мыльные пузыри, посмотреть шоу мыльных пузырей, подумать, как можно самим сделать очень большие пузыри.

Тему для детского исследования подбираю, исходя из интересов детей. При исследовании детских интересов использовала следующие методы - наблюдение, интервью, опрос.

Выявила, что дети, в основном, проявляют интерес к игрушкам, созданным на основе мультфильмов, к широко рекламируемым игрушкам. Такой интерес стимулирует к созданию коллекций персонажей мультфильма, сбору информации - приобретение журналов, внимательный просмотр мультфильмов, беседы со сверстниками, к творческой деятельности - играм, художественной деятельности.

После прочтения энциклопедий, просмотра иллюстраций, дети часто проявляют интерес: про динозавров, заинтересовались темой древних видов животных, мы решили расширить знания по данной теме – искали информацию в познавательной литературе, в Интернете, делились полученными знаниями друг с другом, создали выставку «Динозавры хищные и травоядные».

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое связывается с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но побуждающее к размышлению.

Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах своей коллекции. Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. А, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению.

Дети нашей группы собирают:

- наклейки,

- наборы машинок, игрушек,

- фигурки героев мультфильмов,

- открытки,

- фантики.

Эффективным средством организации исследовательской деятельности является создание центра «Юный исследователь»в группе. Задачи Центра детского исследования :

• развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

• формирование умений комплексно обследовать предмет.

В Центре экспериментальной деятельности выделены :

1) место для хранения материалов (природного, «бросового»)

2) место для проведения опытов

3) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

4) основное оборудование:

- Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;

- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

- Утилизованный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

- Технические материалы : гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;

- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

- Микроскоп.

5) Карточки – схемы проведения экспериментов.

6) Карточки с правилами работы с материалом.

Материал, находящийся в Центре экспериментирования соответствует среднему уровню развития детей.

Во взаимодействии с родителями создаю единое оптимальное социально–образовательное пространство, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности, У детей повышается самооценка, значит, ощущение успешности и значимости останется в памяти и позволит выбрать такую жизненную позицию, которая всегда будет конструктивной, позитивной, созидательной.

Привлекаю родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Подготовила консультации для родителей:

- «Коллекционирование в детском саду и дома»,

- «Учите детей сомневаться»,

- «Игры, которые развивают»,

- «Детское экспериментирование, его значение для развития детей дошкольного возраста»

Рекомендации: «Проведите с детьми дома».

На родительских собраниях родители узнают о проводимой в группе исследовательской работе, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

Оформила фото-коллаж «Экспериментируем в детском саду».

В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе были подготовлены и проведены следующие исследования : «Генеалогическое древо моей семьи», «Игры с камнями», «Фильтры для воды», «Раствор для мыльных пузырей», «Подушки, на которых мы спим» и др.

Пришла к выводу, что в исследовательской деятельности педагог должен стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в фактически осуществляемый ребёнком эксперимент.

Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты эксперимента являются достоверными, если при повторении исследования они не изменяются.

Старший возраст - яркий период открытий, увлечений, любознательности. Потенциал дошколят растет и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития ребенка.

И так, в процессе исследовательской деятельности у детей формируется специфическое личностное образование – исследовательские способности, которые рассматриваются в трех составляющих:

- поисковая активность, главный двигатель исследовательского поведения, определяется высокой мотивацией, эмоциональной включенностью, интересом.

- дивергентное мышление, определяет способность находить и формулировать проблемы, способность генерировать максимально большее количество оригинальных идей в ответ на проблемную ситуацию.

- конвергентное мышление связано со способностью решать проблему на основе логики, способность анализировать, анализировать, оценивать ситуацию, вырабатывать суждения, выводы.

Публикации по теме:

«Педагогическая песочница» — как технология развития творческой активности и социализации детей раннего и дошкольного возраста Тема: «Педагогическая песочница» - как технология развития творческой активности и социализации детей раннего и дошкольного возраста в условиях.

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Тема: «Путешествие в сладкую страну» Орлова Ольга Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Волшебные краски радуги» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Волшебные краски радуги». Подготовила.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный магнит» Цель: развивать.

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,.

Опыт работы на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской.

Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщения их к культурной жизни Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщение их к культурной жизни Понятие «социокультурные.

Перспективный план работы по полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста ^ Время проведения Тема Занятия Предметно-развивающая.

Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности для старшего дошкольного возраста. При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением.

Технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР Подготовили: Учитель-логопед Нечаева Екатерина Владимировна Музыкальный руководитель Голубева Екатерина Юрьевна Актуальность: В коррекционной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология исследовательской деятельности в позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 ноября 2016 в 21:38
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД