Получи документы

Конспект классного часа для учащихся начальной школы «Толерантность… или Как жить в мире с другими людьми?»

Титушина Наталья Валерьевна
Конспект классного часа для учащихся начальной школы «Толерантность… или Как жить в мире с другими людьми?»

Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.

Задачи:

1. Обучающая:

- познакомить учащихся с понятием «толерантность»;

- раскрыть характеристики толерантного человека;

- сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;

2. Воспитательная:

- воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;

- воспитывать внимательное отношение к себе и другим.

3. Развивающая:

- развивать навыки рефлексии;

Публикация «Конспект классного часа для учащихся начальной школы „Толерантность… или Как жить в мире с другими людьми?“» размещена в разделах

- развивать способность осознавать свои чувства;

- развивать коммуникативные навыки.

Возраст участников: 8 -11 лет

Оборудование и материалы:

1. Мультфильмы: «Ёжик должен быть колючим» ,«Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»

2. Компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Структура занятия:

I. Первый этап - организационный: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания учащихся.

II. Второй этап – основное содержание занятия.

1. Формулирование темы занятия, основных целей.

2. Система упражнений.

III. Заключительная часть:

1. Просмотр мультфильма.

2. Рефлексия занятия.

I. Организационный этап занятия.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наша встреча посвящена важной теме, и вы ее узнаете чуть позже. Сначала мы проведем упражнение.

1. Разминка.

Упражнение «Кто быстрее и дружнее»

Цель: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания.

Ребята делятся на 2 группы по 5 человек. Выполняют команду, не общаясь друг с другом :

- Построиться по росту;

- Построиться в алфавитном порядке по первой букве имени.

Обобщение: Обе команды проявили сплоченность, взаимопонимание, одобрите друг друга аплодисментами.

II.Основное содержание занятия.

1. Сообщение темы и цели занятия.

Мы все отличаемся по внешнему виду, возрасту, по вкусам и убеждениям. Если мы с другом мало чем отличаемся, то нам с ним проще общаться. Все нам видится одинаково. Но если друг не похож на меня, то разговор становится более сложным, но одновременно и более содержательным. Сегодня мы будем говорить о том, как находить общий язык с другими людьми. Тема нашего занятия «Толерантность…или как жить в мире с другими людьми

Мы живем в поликультурном обществе. Что это означает? Рядом с нами можно найти представителей:

- разных культур и национальностей:

- разных вероисповеданий: христиане, мусульмане, буддисты.

- разных убеждений: активисты политических партий, экологического движения., фанаты спортивные и музыкальные и так далее.

-разных интересов: филателисты, книголюбы, художники, музыканты, кладоискатели, альпинисты и так далее.

Каждый человек интересен сам по себе, но одновременно он является и представителем группы. Изучая, Другого, общаясь с ним, вы лучше поймете не только позицию человека, но и историю его группы. Речь идет о важности толерантного, миролюбивого отношения к представителям других национальностей, вероисповеданий, убеждений.

А что такое толерантность? Давайте посмотрим значение данного слова.

(Слайд № 2)

Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Обобщение : Таким образом, толерантность это в первую очередь уважение к различиям и правам других людей и себя.

Вопрос толерантности имеет важное значение, потому как сейчас в мире происходят межнациональные конфликты, приводящие к войнам, терроризму, гибели невинных людей. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами.

(Слайд № 3)

Они уезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь.

Все вы помните, что недавно в нашей стране на Дальнем Востоке в результате стихийных бедствий пострадали люди. Жители вынуждены были покинуть свои дома, свое хозяйство.

(Слайд № 4)

Каждый, кто считает себя толерантным человеком, откликнулся на призыв о помощи пострадавшим. А вы считаете себя толерантным? Кто из вас участвовал в помощи?

(Участие в школьной акции «Помоги ближнему», Всероссийской акции «Мы вместе»)

Молодцы!

2. Практическая часть.

1)Решение практической ситуации.

Ребята, давайте сформулируем правила толерантного поведения. Мы сейчас посмотрим отрывок из мультфильма «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». Вам предстоит выполнить задание.

Задание для ребят.

- Подумай, что нужно делать, как вести себя, чтобы, установить взаимопонимание и добрые отношения с новым человеком, человеком другой культуры.

(Слайд № 5) Правила толерантного поведения.

-Как должен вести себя толерантный человек?

2) Сочини конец истории. «Кто из них прав?»

-А сейчас вам предстоит сочинить конец истории. Придумать свое завершение проблемы отношений между животными, которые являются героями литературного произведения.

(Чтение по ролям. Распределение ролей)

Обсуждение

- Ребята давайте поможем зверям ответить на вопрос: «Какая еда лучше?»

Подводится итог, что нет «лучшей» еды для всех, каждому нравиться что – то своё.

-- Чему учит нас, людей эта история с животными?

Эта история учит нас решать проблемы, разрешать конфликты. Мы все разные, но надо воспринимать человека таким, какой он есть.

- Давайте посмотрим на себя разные ли мы?

И в этом нам поможет разобраться игра «Кто есть кто…»

3) Игра «Кто есть кто…»

Цель: Участники получают богатую информацию друг о друге.

Этапы игры:

1. Ребята рассаживаются по кругу.

2. Сообщение участникам об игре, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга.

3. Ход игры.

Учитель называет личностное качество или описывает ситуацию и просит участников, по отношению к которым справедливо данное высказывание, выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: "Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!"

• у кого голубые глаза - трижды подмигните;

• тот, кто любит вкусно покушать, пусть погладит себя по животу;

кто похож на маму, пусть себя обнимет;

кто похож на папу, пусть похлопает в ладоши;

• кто любит собак, должен дважды пролаять;

• любящие кошек скажут "Мяу!" и подтянуться;

• кто любит читать, пусть пожмет руку соседу;

• кто рад, что учится в данном классе, громко скажет "Ура!";

• кто считает себя любознательным человеком, пусть заглянет под свой стул;

• кто мечтал стать невидимым, спрячется за стул;

• кто занимается спортом, тот приложит ладонь правой руки к сердцу.

4. Итог игры: - Что вы узнали интересное о своем однокласснике?

Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность. Вы разные, но вместе вам хорошо.

Каждый человек и внутренне, и внешне уникален и неповторим. Чтобы это понять, нужно больше общаться и дружить с разными людьми.

III. Итог занятия.

В заключении нашего занятия давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Ежик должен быть колючим».

1. Просмотр мультфильма «Ежик должен быть колючим».

2. Рефлексия.

- А сейчас я предлагаю вам украсить нашу планету хороводом ладошек, на которых вы напишите правила толерантного поведения. Начало предложения звучит так «Чтобы жить в мире с другими людьми…» (Дети читают свои записи на ладошках и прикрепляют на доску).

(Уважение, доброта, дружба, понимание, поддержка, терпимость,доверие. чуткость)

Проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему. Необходимо понимать, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть. Ведь в многообразии заключается наша сила и гармония.

Четыре угла — четыре выбора".

Цель: Повышение уровня сплоченности участников.

Время проведения : 30 минут.

Этапы игры :

1. Информирование. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. На время игры для каждого раунда Вам понадобятся по четыре больших листа бумаги (формат A3) и скотч. Прикрепите в четырех углах комнаты листы бумаги и напишите на них названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Листы крепятся на видных местах.

2. Члены группы становятся на середину комнаты.

3. Объявите участникам, что в ходе игры они смогут лучше узнать друг друга. Сначала все ходят по комнате, затем каждый останавливается у того листа бумаги, который кажется ему самым подходящим.

4. Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу, почему они выбрали именно этот цвет. Каждый должен запомнить всех, кто находится в том же углу (3 минуты).

5. Во втором раунде можно написать на новых листах четыре времен года.

6. В третьем раунде Вы можете использовать названия четырех музыкальных инструментов, например: скрипка, саксофон, арфа, барабан.

7. В четвертом нарисуйте на бумаге геометрические фигуры (по одной на каждом листе, например, треугольник, квадрат, круг и фигуру неправильной формы.

8. После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Порядок игры соблюдается четко: участники должны останавливаться возле того листа бумаги, надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом.

Обсуждение игры:

• Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе?

• Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу?

• Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы?

Замечания:

инструменты: молоток, пила, клещи, игла;

города: Париж, Рим, Москва, Шанхай;

напитки: кофе, чай, кока-кола, молоко;

животные: лев, антилопа, змея, орел;

здания: вилла, бунгало, замок, храм;

знаменитые люди: А. Эйнштейн, Дж. Пуччини, В. Шекспир, Билл Гейтс

Часть 4. Заключение. Рефлексия. 10 минут.

Черты толерантной личности

1. Расположенность к другим

2. Снисходительность

3. Терпение

4. Чувство юмора

5. Чуткость

6. Доверие

7. Альтруизм

8. Терпимость к различиям

9. Умение владеть собой

10. Доброжелательность

11. Умение не осуждать других

12. Гуманизм

13. Умение слушать

14. Любознательность

15. Способность к сопереживанию

14 шагов к толерантности

1. Желание быть толерантным.

2. Стремление человека стать лучше. Постоянное саморазвитие (личностный рост). Умение ставить себя на место других.

3. Не осуждать.

4. Замечать мелочи и тонкости; замечать особенности ситуации;

5. Расширять свой круг общения. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).

6. Знакомиться с другими культурами, традициями: язык, рисунки, литература, архитектура; костюмы (одежда, кухня, музыка, танцы, песни.

7. Наблюдать.

8. Улучшить самоконтроль.

9. Развить в себе умение молчать/слушать.

10. Менять точки зрения.

11. Сопереживать.

12. Не зацикливаться.

13. Быть активным.

14. Не оценивать.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.

2. Асмолов А. Г. Толерантность : различные парадигмы анализа// Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб., 2001.

4. Други и другие в языке, истории, традициях…/Авт. : К. Г. Митрофанов, Е. В. Власова, В. В. Шаповал. – М. : Прометей, 2002.

5. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.

6. Солдатова Г. У., Шалгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.

7. Толерантность в общественном сознании. России. М., 1997.

8. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. СПб., 2001.

9. Шаповал В. В. и др. Мозаика культур. / Под ред. А. П. Шевырева, Т. Н. Эйдельман. -М. : Локус/Пресс. 2005

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия «Мы в мире, дружбе будем жить» (поликультура) КОНСПЕКТ организации образовательной деятельности в старшей группе «Мы в мире, дружбе будем жить» Цель: Продолжать формировать у детей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе «Мы в мире дружбы будем жить» Тема: «Мы в мире дружбы будем жить» Цель: познакомить детей с явлениями общественной жизни. Задачи: дать сведения о Празднике единства и.

«Ребёнок в общении с другими людьми». Мнемотехника по ОБЖ (старший возраст)«Ребёнок в общении с другими людьми». Мнемотехника по ОБЖ (старший возраст) Данная методика значительно облегчает детям запоминание. Я составила мнемотаблицы по стихам к разделу "Ребёнок и другие люди". Взрослые.

Праздничный досуг, посвященный Дню матери и Дню толерантности: «Будем дружно в мире жить, будем мам своих любить» Цель: Воспитание нравственных чувств у детей подготовительной группы посредством музыкально- театральной деятельности. Через разучивание.

Психологический практикум по ликвидации конфликтов среди подростков «Жить в общении с другими» Цель занятия: пробуждать интерес ребенка к самому себе, помогать в формировании адекватной самооценки, чувства уважения к другим, закреплять.

Сценарий праздника «В мире, дружбе будем жить» ПРАЗДНИК «В МИРЕ, ДРУЖБЕ БУДЕМ ЖИТЬ» (СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА). Дети вместе с ведущей входят в зал. ВЕДУЩАЯ: Есть одна страна.

Сценарий выпускного вечера в детском саду «Путешествие с Машей и другими героями» «Путешествие с Машей и другими героя 1 ведущий: Дорогие гости, дорогие родители! Сегодня у нас торжественный и немного грустный день – выпускной.

«Мы в мире, дружбе будем жить». Формирование у дошкольников толерантного отношения к разным национальным культурам«Мы в мире, дружбе будем жить». Формирование у дошкольников толерантного отношения к разным национальным культурам «Мы в мире, дружбе будем жить»Цель: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным.

Утренник для детей подготовительной к школе группы посвящённый празднованию первого мая «Мы в мире, дружбе будем жить» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 Утренник для детей подготовительной.

Вместе научим ребенка безопасно жить в этом мире! (фотоотчёт)Вместе научим ребенка безопасно жить в этом мире! (фотоотчёт) С 25 августа по 15 сентября прошла Общероссийская акция по безопасности дорожного движения «Безопасность детей – забота родителей!». Наш.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект классного часа для учащихся начальной школы «Толерантность… или Как жить в мире с другими людьми?»
Опубликовано: 21 октября 2015 в 16:31
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД