Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества»

Ольга Струцкая
Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №14

г. Кропоткин муниципального образования Кавказский район.

Конспект занятия

в подготовительной группе

«Традиции и быт кубанского казачества»

Воспитатель: Струцкая О. В.

2012г.

Цель: 1. Воспитывать любовь к малой Родине;

2. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;

3. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, хата, ручник, самовар, колодец, чугун.

Ход занятия:

Звучит гимн Кубани, воспитатель в кубанском костюме входит вместе с детьми.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт сегодня речь в нашей беседе?

Дети: о родном крае, Кубани.

Воспитатель: Правильно. А теперь послушайте стихотворение «Кубань» Владимира Нестеренко.

Степные просторы,

Высокие горы,

Два ласковых моря-

Всё это Кубань

Родная станица,

Открытые лица,

Густая пшеница –

Всё это Кубань. Вова. А

И хутор, и город

Имеют свой норов,

Особенный говор –

Всё это Кубань.

Не смотрят здесь хмуро,

Не ходят понуро.

Своею культурой

Гордится Кубань. Никита. А

Народ-православный,

А путь его - славный.

Здесь мыслят о главном

И любят Кубань.

Быт улочек старых,

И новь Краснодара,

И щедрость базаров-

Всё это Кубань.

А песня, что плачет!

А дух наш казачий!

Как много ты значишь

Для всех нас, Кубань! Арсений. К

Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты не ездил, всегда будешь вспоминать свою Родину.

-Ребята как называется край, в котором мы с вами живём? (Краснодарский).

-А кто знает, как ещё называют наш край? (Кубань).

- А как называется город, в котором мы живём? (Кропоткин).

- А куда мы попали с вами, посмотрите внимательно. (В хату казака).

- А что такое хата?

Дети: это дом где жили казаки.

Воспитатель: А как вы думаете, из чего строили хаты? (из глины).

Делались хаты из глины, стены и пол в хате были глиняные, стены снаружи и внутри белили известью.

- Какого цвета хата? Почему белая?

В хате было два, три окна и двери, посреди хаты стояла большая печь. Хата была разделена на две половины, в одной жили и готовили пищу, а в другой принимали гостей. Это была светлица, светелка.

- Как называлась половина, где принимали гостей? Повтори.

- Как вы думаете, для чего в хате была нужна печь? (Чтобы было тепло, зимой на ней спали).

- А еще для чего? (на ней готовили).

- Ребята, посмотрите на крышу, из чего она сделана? (Из соломы)

-Верно, крышу накрывали соломой связанной в снопы или камышом.

- Посмотрите, а что находиться справа от хаты? (печь) Угадали, это летняя печь.

- В Кубанских подворьях летом готовили пищу не в домах, а под навесом на улице, где была печь, которую называли кабица. Давайте повторим. Это трудное слово ка-би-ца. Ведь если летом затопить в доме печь, то там будет очень жарко. Для того, чтобы в доме было прохладно, летом во дворе топили кабицу.

- Что такое кабица? (Летняя печь).

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался?

Дети: Казак добывал пищу для семьи. Работал в поле. Защищал границу от врагов.

Воспитатель: - А как называли жену казака? (Казачка). Чем она занималась дома?

Дети: Ходила к колодцу – принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб.

Воспитатель: Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду?

Дети: В чугуне, в нем варили кашу, борщ.

Воспитатель: Правильно, хозяйка, чтобы поставить чугунок в горячую печь или достать из печи использовала, что? (Ухват)

Ухват - это палка, с надетой на нее металлической рогаткой.

- А молоко в чем хранили?

Дети: В глиняном сосуде глэчик.

Воспитатель: Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто?

Дети: Макитра – это горшочек из глины. В нем еще делали засолку огурцов, помидор.

Воспитатель: - Ну а чаем поили гостей из (Самовара). Правильно! Давайте ребята вместе накроем гостям нашим стол. Что для этого нам понадобиться? (Скатерть, самовар, бублики, пирог, варенье, кружки и чайные ложки, салфетки). Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали. Что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканые изделия? (Рубель и каталка).

Рубель – это деревянный брусок с поперечными желобками для прокатывания (глажения) белья.

- Давайте ребята немного отдохнем и соберем картинки, которые вы уже вместе со мной красили?

- Что там изображено? (Казак с казачкой; Посуда: самовар, глэчик, чугунок, ложка ; казачка идет по воду с ведрами и коромыслом) .

- А сейчас мы с вами послушаем кубанские частушки, которые споют нам ребята:

1. Мы с веселой песней дружим,

По-кубански говорим.

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим. Артур. П.

2. Старину мы уважаем, старину мы бережем.

О кубанском нашем крае

Песни звонкие поем. Вова. А

3. Ты играй, играй, гармошка,

Гармошка кубанская.

Я девчонка боевая

С края Краснодарского. Дарья. Л

4. Мы – певцы и музыканты,

Выступать нам нравится!

Мы – народные таланты,

Нами край наш славится! Кристина. Б

5. Чтоб гордиться мне фигурой,

Занимаюсь физкультурой.

Упражнения и бег

Гарантируют успех. Марина. П.

6. Мы вам пели и плясали,

Каблучками топали.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали. Лера. Г

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть вам действия, а вы мне будете это изображать. Дети имитируют движения.

- копать.

- нести коромысло.

- хлеб класть в печь.

- месить тесто.

- класть яблоки в корзину.

-гладить.

-Какие Молодцы! А теперь давайте немного поиграем. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его. За правильный ответ вы будете получать магнит.

- Дом, в котором жили казаки. (Хата).

-Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (Глэчик).

- С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (Рубель и каталка).

-В чем замешивали тесто? (Макитра).

- Воду приносили из (Колодца).

-Вкусный чай пили из (Самовара).

- В этом предмете готовили вкусную кашу, и он был очень тяжелый? (чугун).

- Где казаки принимали гостей? (светлица, светелка).

- Молодцы ребята! Давайте с вами на память подарим нашим гостям подарки!

- Поем и слушаем гимн России.

Публикации по теме:

Посвящение в казачатаПосвящение в казачата «Хороши кубанские просторы. Плодородна щедрая земля. Нивы необъятные, как море, край казачий, Родина моя!» С этих слов начался праздник.

Отчет о проделанной работе ко Дню семьи, любви и верностиОтчет о проделанной работе ко Дню семьи, любви и верности Муниципальное автономное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 18 города Кропоткин муниципального образования.

Библиотека изображений:
  • Дом, предметы быта
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества»
Опубликовано: 2 октября 2013 в 21:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «День здоровья!»
День Здоровья Нельзя представить себе жизнь ребёнка без весёлых развлечений, праздников, соревнований, интересных игр! В детском саду номер 10 прошёл...
Фотоотчет о тематической неделе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»
Лето - удивительное время года, когда детям позволительно практически все. Прошедшая неделя была посвящена этой теме. То, что солнце, воздух и вода - наши...
Фотоотчет «Мои матрёшки»
Добрый день, уважаемые коллеги! Наверное, многие гости моей странички давно заметили мою любовь к загадочной русской куколке-матрёшке. Она просто -воплощение...
Сценарий выступления агитбригады «Сохраним первоцветы!»
Агитбригада «Первоцветы» Перед вами выступает Слов на ветер не бросает, Суть проблемы понимая, Агитбригада «Первоцветы»...
Экологическая сказка «Спасём речку Турью»
Сценарий экологической сказки «Спасем реку Турью! » Ведущий. На планете год от года Человек вредит природе. Даже не поймет, чудак, Что природа –...