«Тула — наш родной город»

Татьяна Агапова
«Тула — наш родной город»

«Тула — наш родной город»

Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностях. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей. Учить сравнивать и обобщать пройденный материал. Воспитывать патриотические чувства к культурному прошлому города, формировать чувства привязанности и любви к своему краю, чувство гордости за тульских умельцев.

Демонстрационный материал: разрезные карты на тему: тульский кремль, самовар, пряник; 3 минифланелеграфа; образцы самоваров современных и старинных; фото разных по форме самоваров; фотографии с видами башен Тульского Кремля; фотографии с видами города, виды тульских пряников.

Для коллективной работы: соленое тесто, доски, салфетки, стеки, специи гвоздика и горошек.

Ход занятия

В. –Сегодня мы отправимся путешествовать. Для того, чтобы узнать, далеко ли мы отправимся, отгадайте загадку.

Ты пешком его не обойдешь,

Здесь дома – и не многоэтажные.

И заводы есть и фабрики.

3 реки большие, очень важные.

Здесь живут и стар и молод.

Это наш любимый (город)

Д. – город

В. – Сегодня мы будем путешествовать по нашему городу. Кто скажет, как называется город, в котором мы живем?

Д. – Мы живем в городе Туле.

В. – Как можно назвать людей, которые живут в городе?

Д. – горожане, городские жители, земляки

В. – А если мы с вами живем в городе Туле, то как можно нас назвать?

Д. – мы туляки.

В. – Что вы можете сказать о нашем городе? Какой он?

Д. – Наш город большой, современный, родной, любимый, старинный, замечательный и т. д. В нашем городе много парков, улиц, туляков, школ, детских садов, памятников, машин, музеев и т. д.

В. – Все правильно вы сказали. Отгадайте загадку.

Что за башенка стоит,

А в окошке свет горит?

В этой башне мы живем.

И она зовется (дом)

Д. – дом

В. – Поиграем в игру «Скажи наоборот» и узнаем, в каких домах живут туляки.

Маленький – большой

Тесный – просторный

Темный – светлый

Низкий – высокий

Холодный – теплый

Грустный – радостный

Некрасивый – красивый

Старинный – современный

Старый новый

Грязный – чистый

Далекий – близкий

Панельный – кирпичный

Нежилой – жилой

В. – Как вы думаете, туляки гордятся своим городом?

Д. – да. Наш город очень знаменитый. В нашем городе много интересных мест и достопримечательностей.

В. - Чем знаменит наш город, мы узнаем, когда вы соберете разрезные картинки. (дети делятся на 3 группы и каждая собирает свою картинку на фланелеграфе. Затем каждая группа рассказывает, что у них получилось, выступают в качестве экскурсоводов)

1. Что получилось у вас?

- Бойниц глазниц предо мною.

Их ряд и строг, и горд, и свят.

Зубцы. Как братья, над стеною

За Русь плечом к плечу стоят.

Это Тульский Кремль.

В. – Почему тульский Кремль называют главной достопримечательностью города?

Д. – Тульский Кремль называют сердцем города. Именно здесь люди стали начали строить свои дома. Люди селились там, где была вода. А вода нужна для питья. Для приготовления пищи. Воду можно было найти в реке. В лесу много дичи, ягод, грибов. Около рек – Тулицы и Упы шумели богатые леса. И земля здесь тоже была хорошей и богатой: можно было выращивать пшеницу. Поэтому люди и выбрали это место.

В. – Как же кремль помогал людям?

Д. – Кремль помогал защищаться от нападения врагов. Его стены служили надежной защитой. Людям приходилось защищаться от врагов, и они стали окружать свое селение высокими стенами. Делали эти стены из дерева. И маленькое селение превратилось в крепость.

В. – Но население росло, места внутри крепости не хватало. Где строили новые дома?

Д. – Люди стали строить свои дома за крепостными стенами. (рисует на листе бумаги расположение домов)

В. - Что делали жители, если нападал враг?

Д. – А когда нападал враг, все жители уходили в крепость и сражались с врагом. Такая крепость внутри, в центре города, называется кремль.

В. – Всегда ли кремль был кирпичным?

Д. – нет. Сначала кремль был деревянный. Но после пожара, его построили из кирпича, чтобы он был прочнее.

В. – Сколько башен у кремля?

Д. – У кремля 9 башен.

В. – Кремль помогал людям защищаться от нападения врагов. Зачем же нужен кремль сегодня?

Д. – Кремль – прекрасное место отдыха для взрослых и детей (показ фото)

В. – Почему вы так думаете?

Д. – Потому что на территории ТК есть музей оружия, а возле стен кремля есть Кремлевский сад, музей самоваров.

В. – Вы правы. Кремль сегодня – это место отдыха для туляков и гостей нашего города, он напоминает нам о наших предках.

В праздники на улицах в руках у детворы

Горят, переливаются воздушные… (шары)

Когда в городе праздник, взрослые покупают детям воздушные шары.

Игра «Летит, летит по небу шар» (дети показывают действия в соответствии с текстом)

Летит, летит по небу шар.

По небу шар летит.

Но знаем мы по небу шар

Никак не долетит.

2. Что же получилось у вас?

Д. Загадка о самоваре.

Сверху дыра. Снизу дыра.

А в середине огонь да вода.

Это самовар.

Д. – Хлебом солью всех встречаем,

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем.

Говорим о том, о сем.

В. – Почему тульский самовар тоже знаменит?

Д. – Тулу называют самоварной столицей. Тула прославилась лучшими самоварами. Самовары из Тулы награждались не только на российских, но и на зарубежных выставках золотыми и серебряными медалями. Поэтому появилась поговорка: «В Тулу со своим самоваром не ездят».

В. – Ребята, расскажите, что такое самовар?

Д. – Самовар – это высокий металлический сосуд для кипячения воды с крышкой, краником. По бокам на корпусе две ручки, чтобы можно было взять самовар и перенести его на другое место. Тульские мастера делали самовары разных форм: вазой, рюмкой, в форме чайника, шаром, сувенирные, дорожные, шарообразные, грушевидные. И краники были разные – в виде листика, змеи, сказочного дракона, в виде гирлянды цветов.

В. – Как вы думаете, отличаются современные самовары от старинных?

Д. – Да. Современные самовары электрические, воду нагревает спираль внутри самовара. Раньше электричества не было. В самовар была вставлена металлическая труба. В которую насыпали деревянные щепки, лучины, шишки, угольки и раздували огонь. Эта труба и нагревала воду.

В. – Какой чай из самовара?

Д. – Вкусный, душистый, загадочный, замечательный, превосходный и т. д.

Д. – А вы ребята дружные?

Д. – Да.

В. – Сейчас проверим, поиграем в игру «Это ты, это я, это все мои друзья». Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Если ответ правильный, будете показывать и говорить: Это ты, это я, это все мои друзья.

* кто ватагою веселой каждый день шагает к нам?

* знает кто, что красный цвет означает хода нет?

* кто одежду бережет, под кровать ее кладет7

* Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

* Кто ложится рано спать в ботинках грязных на кровать?

* кто любит четко отвечать, аплодисменты получать?

В. – Да, ребята вы дружные.

3. Посмотрим, что получилось у вас?

Д. – У нас получился тульский пряник.

Пряники печатные до того нарядные.

Мы не сразу их съедим, а сначала поглядим.

В. – Почему тульский пряник тоже знаменит?

Д. – Тула прославила Россию не только самоварами, оружием, гармониками, но и пряниками.

В. – Что такое пряник?

Д. – лакомство, подарок, сладость, угощение, лакомство с начинкой, сувенир.

В. – Вы знаете, почему пряники называются печатными?

Д. – Пряники с рисунком делают с помощью досок. Поэтому и называют их печатными.

В. – Какой формы бывают пряники?

Д. – пряники бывают овальной, прямоугольной, квадратной формы, к новому году – елочкой, в форме животных. Сердца, самовара, гармони и т. д.

В. – Что обычно изображают на тульском прянике?

Д. – На тульском прянике изображают слова поздравления с днем рождения, днем города, с новым годом, с пожеланиями здоровья, счастья, с праздником

В. – Где в городе сегодня делают пряники?

Д. – Пряники делают на фабрике «Ясная Поляна» и «Старая Тула».

В. - Как называют умельцев, которые изготавливают пряники?

Д. - Их называют пряничники.

В. – Если бы вы были пряничниками, чтобы вы изобразили на прянике?

Д. - …. (ответы детей)

В. - Вы хотите превратиться в пряничников? Тогда закройте глаза: 1,2,3. (дети с закрытыми глазами показывают как моют руки, надевают фартуки, надевают колпак). Дорогие пряничники, предлагаю вам сделать самый необычный пряник.

Коллективная работа «Тульский пряник».

В. – если бы у вас была возможность обратиться ко всем жителям нашей страны, что бы вы могли сказать о нашем городе? (дети по очереди читают стихотворение)

Тула – город-герой.

Тула – мой город родной.

Хоть не велик, как Москва

Но у него своя краса.

Вкусен Тульский пряник, да хорош самовар.

Для тех, кто еще не в курсе

Ружья знамениты там.

От Тулы до Ясной Поляны всего лишь подать рукой.

Родился и жил в Ясной Поляне

Знаменитый наш Лев Толстой.

Тула причудливый город, вот что скажу вам я,

Он нам очень дорог, приезжайте сюда, друзья.

В. – Наше путешествие окончено. Вам понравилось? Нас ждут еще много встреч с нашим любимым городом.

Публикации по теме:

Перспективный план работы по ознакомлению детей подготовительной группы с родным городом. СентябрьПерспективный план работы по ознакомлению детей подготовительной группы с родным городом. Сентябрь 1. Наблюдение за детьми в группе, выявление знаний о родном городе, его достопримечательностях, туляках. Определение уровня знаний детей.

Самара-край родной! Самара-край родной! Цель:Знать родной край, достопримечательности родного города. Особенности края:река Волга, как она красива, какой транспорт.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Судоку
Автор публикации:
«Тула — наш родной город»
Опубликовано: 30 ноября 2012 в 20:04
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимний декор группы. Фотоотчет.
Поздняя осень своим грязным унылым одеянием, частыми дождями наводит скуку, депрессию, а зима, едва вступив в свои права, накрывает безжизненную землю легким...
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Мастер-класс «Символ года. Петушок»
Уважаемые коллеги, поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Петушок пускай примчится, В двери клювом постучится, Много счастья принесет, Чтоб хватило на...
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....