«Тула — наш родной город»

Татьяна Агапова
«Тула — наш родной город»

«Тула — наш родной город»

Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностях. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей. Учить сравнивать и обобщать пройденный материал. Воспитывать патриотические чувства к культурному прошлому города, формировать чувства привязанности и любви к своему краю, чувство гордости за тульских умельцев.

Демонстрационный материал: разрезные карты на тему: тульский кремль, самовар, пряник; 3 минифланелеграфа; образцы самоваров современных и старинных; фото разных по форме самоваров; фотографии с видами башен Тульского Кремля; фотографии с видами города, виды тульских пряников.

Для коллективной работы: соленое тесто, доски, салфетки, стеки, специи гвоздика и горошек.

Ход занятия

В. –Сегодня мы отправимся путешествовать. Для того, чтобы узнать, далеко ли мы отправимся, отгадайте загадку.

Ты пешком его не обойдешь,

Здесь дома – и не многоэтажные.

И заводы есть и фабрики.

3 реки большие, очень важные.

Здесь живут и стар и молод.

Это наш любимый (город)

Д. – город

В. – Сегодня мы будем путешествовать по нашему городу. Кто скажет, как называется город, в котором мы живем?

Д. – Мы живем в городе Туле.

В. – Как можно назвать людей, которые живут в городе?

Д. – горожане, городские жители, земляки

В. – А если мы с вами живем в городе Туле, то как можно нас назвать?

Д. – мы туляки.

В. – Что вы можете сказать о нашем городе? Какой он?

Д. – Наш город большой, современный, родной, любимый, старинный, замечательный и т. д. В нашем городе много парков, улиц, туляков, школ, детских садов, памятников, машин, музеев и т. д.

В. – Все правильно вы сказали. Отгадайте загадку.

Что за башенка стоит,

А в окошке свет горит?

В этой башне мы живем.

И она зовется (дом)

Д. – дом

В. – Поиграем в игру «Скажи наоборот» и узнаем, в каких домах живут туляки.

Маленький – большой

Тесный – просторный

Темный – светлый

Низкий – высокий

Холодный – теплый

Грустный – радостный

Некрасивый – красивый

Старинный – современный

Старый новый

Грязный – чистый

Далекий – близкий

Панельный – кирпичный

Нежилой – жилой

В. – Как вы думаете, туляки гордятся своим городом?

Д. – да. Наш город очень знаменитый. В нашем городе много интересных мест и достопримечательностей.

В. - Чем знаменит наш город, мы узнаем, когда вы соберете разрезные картинки. (дети делятся на 3 группы и каждая собирает свою картинку на фланелеграфе. Затем каждая группа рассказывает, что у них получилось, выступают в качестве экскурсоводов)

1. Что получилось у вас?

- Бойниц глазниц предо мною.

Их ряд и строг, и горд, и свят.

Зубцы. Как братья, над стеною

За Русь плечом к плечу стоят.

Это Тульский Кремль.

В. – Почему тульский Кремль называют главной достопримечательностью города?

Д. – Тульский Кремль называют сердцем города. Именно здесь люди стали начали строить свои дома. Люди селились там, где была вода. А вода нужна для питья. Для приготовления пищи. Воду можно было найти в реке. В лесу много дичи, ягод, грибов. Около рек – Тулицы и Упы шумели богатые леса. И земля здесь тоже была хорошей и богатой: можно было выращивать пшеницу. Поэтому люди и выбрали это место.

В. – Как же кремль помогал людям?

Д. – Кремль помогал защищаться от нападения врагов. Его стены служили надежной защитой. Людям приходилось защищаться от врагов, и они стали окружать свое селение высокими стенами. Делали эти стены из дерева. И маленькое селение превратилось в крепость.

В. – Но население росло, места внутри крепости не хватало. Где строили новые дома?

Д. – Люди стали строить свои дома за крепостными стенами. (рисует на листе бумаги расположение домов)

В. - Что делали жители, если нападал враг?

Д. – А когда нападал враг, все жители уходили в крепость и сражались с врагом. Такая крепость внутри, в центре города, называется кремль.

В. – Всегда ли кремль был кирпичным?

Д. – нет. Сначала кремль был деревянный. Но после пожара, его построили из кирпича, чтобы он был прочнее.

В. – Сколько башен у кремля?

Д. – У кремля 9 башен.

В. – Кремль помогал людям защищаться от нападения врагов. Зачем же нужен кремль сегодня?

Д. – Кремль – прекрасное место отдыха для взрослых и детей (показ фото)

В. – Почему вы так думаете?

Д. – Потому что на территории ТК есть музей оружия, а возле стен кремля есть Кремлевский сад, музей самоваров.

В. – Вы правы. Кремль сегодня – это место отдыха для туляков и гостей нашего города, он напоминает нам о наших предках.

В праздники на улицах в руках у детворы

Горят, переливаются воздушные… (шары)

Когда в городе праздник, взрослые покупают детям воздушные шары.

Игра «Летит, летит по небу шар» (дети показывают действия в соответствии с текстом)

Летит, летит по небу шар.

По небу шар летит.

Но знаем мы по небу шар

Никак не долетит.

2. Что же получилось у вас?

Д. Загадка о самоваре.

Сверху дыра. Снизу дыра.

А в середине огонь да вода.

Это самовар.

Д. – Хлебом солью всех встречаем,

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем.

Говорим о том, о сем.

В. – Почему тульский самовар тоже знаменит?

Д. – Тулу называют самоварной столицей. Тула прославилась лучшими самоварами. Самовары из Тулы награждались не только на российских, но и на зарубежных выставках золотыми и серебряными медалями. Поэтому появилась поговорка: «В Тулу со своим самоваром не ездят».

В. – Ребята, расскажите, что такое самовар?

Д. – Самовар – это высокий металлический сосуд для кипячения воды с крышкой, краником. По бокам на корпусе две ручки, чтобы можно было взять самовар и перенести его на другое место. Тульские мастера делали самовары разных форм: вазой, рюмкой, в форме чайника, шаром, сувенирные, дорожные, шарообразные, грушевидные. И краники были разные – в виде листика, змеи, сказочного дракона, в виде гирлянды цветов.

В. – Как вы думаете, отличаются современные самовары от старинных?

Д. – Да. Современные самовары электрические, воду нагревает спираль внутри самовара. Раньше электричества не было. В самовар была вставлена металлическая труба. В которую насыпали деревянные щепки, лучины, шишки, угольки и раздували огонь. Эта труба и нагревала воду.

В. – Какой чай из самовара?

Д. – Вкусный, душистый, загадочный, замечательный, превосходный и т. д.

Д. – А вы ребята дружные?

Д. – Да.

В. – Сейчас проверим, поиграем в игру «Это ты, это я, это все мои друзья». Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Если ответ правильный, будете показывать и говорить: Это ты, это я, это все мои друзья.

* кто ватагою веселой каждый день шагает к нам?

* знает кто, что красный цвет означает хода нет?

* кто одежду бережет, под кровать ее кладет7

* Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

* Кто ложится рано спать в ботинках грязных на кровать?

* кто любит четко отвечать, аплодисменты получать?

В. – Да, ребята вы дружные.

3. Посмотрим, что получилось у вас?

Д. – У нас получился тульский пряник.

Пряники печатные до того нарядные.

Мы не сразу их съедим, а сначала поглядим.

В. – Почему тульский пряник тоже знаменит?

Д. – Тула прославила Россию не только самоварами, оружием, гармониками, но и пряниками.

В. – Что такое пряник?

Д. – лакомство, подарок, сладость, угощение, лакомство с начинкой, сувенир.

В. – Вы знаете, почему пряники называются печатными?

Д. – Пряники с рисунком делают с помощью досок. Поэтому и называют их печатными.

В. – Какой формы бывают пряники?

Д. – пряники бывают овальной, прямоугольной, квадратной формы, к новому году – елочкой, в форме животных. Сердца, самовара, гармони и т. д.

В. – Что обычно изображают на тульском прянике?

Д. – На тульском прянике изображают слова поздравления с днем рождения, днем города, с новым годом, с пожеланиями здоровья, счастья, с праздником

В. – Где в городе сегодня делают пряники?

Д. – Пряники делают на фабрике «Ясная Поляна» и «Старая Тула».

В. - Как называют умельцев, которые изготавливают пряники?

Д. - Их называют пряничники.

В. – Если бы вы были пряничниками, чтобы вы изобразили на прянике?

Д. - …. (ответы детей)

В. - Вы хотите превратиться в пряничников? Тогда закройте глаза: 1,2,3. (дети с закрытыми глазами показывают как моют руки, надевают фартуки, надевают колпак). Дорогие пряничники, предлагаю вам сделать самый необычный пряник.

Коллективная работа «Тульский пряник».

В. – если бы у вас была возможность обратиться ко всем жителям нашей страны, что бы вы могли сказать о нашем городе? (дети по очереди читают стихотворение)

Тула – город-герой.

Тула – мой город родной.

Хоть не велик, как Москва

Но у него своя краса.

Вкусен Тульский пряник, да хорош самовар.

Для тех, кто еще не в курсе

Ружья знамениты там.

От Тулы до Ясной Поляны всего лишь подать рукой.

Родился и жил в Ясной Поляне

Знаменитый наш Лев Толстой.

Тула причудливый город, вот что скажу вам я,

Он нам очень дорог, приезжайте сюда, друзья.

В. – Наше путешествие окончено. Вам понравилось? Нас ждут еще много встреч с нашим любимым городом.

Публикации по теме:

Перспективный план работы по ознакомлению детей подготовительной группы с родным городом. СентябрьПерспективный план работы по ознакомлению детей подготовительной группы с родным городом. Сентябрь 1. Наблюдение за детьми в группе, выявление знаний о родном городе, его достопримечательностях, туляках. Определение уровня знаний детей.

Самара-край родной! Самара-край родной! Цель:Знать родной край, достопримечательности родного города. Особенности края:река Волга, как она красива, какой транспорт.

Автор публикации:
«Тула — наш родной город»
Опубликовано: 30 ноября 2012 в 20:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Аппликация «Веселый зонтик» — фотоотчет
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Вот и наступила осень, а значит пришло время дождей. И первая...
Фотоотчет о проведении Дня знаний
1 сентября 2017 года в нашем детском саду прошел замечательный праздник Квест "В поисках клада Знаний". Музыкальный руководитель Малых Н. В. совместно с...
Конспект экскурсионного занятия «Прогулка по осеннему парку» для детей младшего возраста
Конспект экскурсии «Прогулка по осеннему парку» для детей младшей группы. Цель : формировать у дошкольников представления о состоянии природы осенью,...
Фотоотчет о работе над длительным проектом в рамках Года экологии в России
У нас в группе начался длительный проект по экологии. Очень много работы. Разные темы. Даже не знаешь, что взять. Пока мы с напарницей выбрали поэтапное...
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки»
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки» Цель: Учить создавать овечку, аккуратно наклеивая комочки из салфеток на готовый силуэт...