«Ты на земле своя, родная!» Урок знакомства со словарным словом «земляника»

Светлана Сальникова
«Ты на земле своя, родная!» Урок знакомства со словарным словом «земляника»

Тема: «Ты на земле своя, родная» (знакомство со словарным словом земляника)

Цели: 1. Ознакомление младших школьников со словарным словом земляника, работа как над написанием слова, так и над его значением.

2. Обогащение словарного запаса детей лексико- тематической группой слов.

3. Воспитание вкуса к художественному слову, развитие речи и мышления детей.

Ход урока:

1. Организационная часть

2. Самоопределение к деятельности

• Работа с текстом

На слайде дан текст, в котором пропущены слова:

Летнее солнышко пригрело лес. На низких кустиках с тройчатыми листьями появились беленькие глазки цветов (земляники). Чуть позже …. (земляника) протянет тебе похожие на алые капельки продолговатые душистые ягоды. Вкусные, ароматные, они просто тают во рту!

- О какой ягоде идет речь в тексте? (Вставляем слова)

- Прочитайте текст еще раз.

-Каким вы представили себе кустик земляники? (тройчатые листья) 1

-С чем сравниваются цветки земляники? (беленький глазок) 2

- Ягоды земляники? (алые капельки) 3

- Удачны ли сравнения, как вы думаете? 4- картинка

(Открывается картинка и опорные слова к тексту) слайд

• Работа с предложением

-Что же мы называем словом земляника? Давайте дадим краткий ответ, и в этом нам поможет предложение, в котором пропущены главные слова, определяющие значение слова земляника.

Слайд: Земляника- это травянистое (растение) и (ягоды) этого растения.

Слайд со словами растение и ягоды

- Обратите внимание как написано слово земляника. Произнесите слово и определите в нем орфограммы. (Ставим ударение и подчеркиваем безударные гласные)

- Можно ли проверить безударные гласные в этом слове? Значит это какое слово? (словарное)

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сформулируйте тему урока (Знакомство со словарным словом земляника)

- Сегодня на уроке будет много заданий в которых речь будет идти именно о землянике.

- Спишите предложении, обратите внимание на написание безударных гласных в слове земляника, подчеркните их.

4. Этимологическая справка.

В разных языках название ягоды земляники связывается с понятием «земля». В немецком языке название этой ягоды имеет значение «земляная ягода». В польском языке она именуется «позёмка». А как хорошо сказал о названии земляники поэт Ю. Кушак:

(Читает ученица)

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица.

5. Работа над стихотворением

- Как автор говорит о землянике? (капелька лета на тоненькой ножке, имя дала мне родная землица)- добавляется к опорным словосочетаниям

6. Анализ предложений с пропуском слов.

Слайд:

-Прочитайте стихотворение. Подумайте какие слова, обозначающие признак предмета по цвету и форме пропущены? Восстанови пропущенные слова:

Земляничка, земляничка-

(красненькая) невеличка,

(беленький) цветочек

И (тройной) листочек.

- Что автор называет словом невиличка?

- как вы думаете, почему больше подходят по смыслу слова красненькая, а не красная, беленький, а не белый, тройной, а не тройчатый?

- Почему в этом предложении слова расположены на нескольких строчках? (стихотворение)

-Подготовьтесь писать это предложение под диктовку. Обратите внимание на выделенные орфограммы.

Предложение записывается под диктовку, затем сверяется с записью на слайде.

7. Физкультминутка.

Земляничина у пня

Прошептала:

«Нет меня!»

Оглянулась

И потом

Притаилась под листом.

Солнца луч ее нашел,

Закричал:

«Нехорошо!

Обманула!

Ай- ай- ай!

Земляничка,

Вылезай!»

Покраснела ягода

И сказала:

«Ябеда!»

Давайте прочитаем это стихотворение по ролям: автор- я, земляника- девочки, лучик солнца- мальчики.

8. Составление предложений из слов, запись предложений по вопросам.

Слайд:

Из, краснеет, рядом, ягодка, глазок, травы,

душистая, беленький, глядит, земляники.

- Что надо сделать, чтобы из данных слов составить предложения?

- Помогут вам в этом вопросы:

1) Откуда? Что делает? Какой? Что? Чего? (карточки, на обратной стороне- слова)

2) Где? Что делает? Какая? Что? (карточки, на обратной стороне- слова)

Из травы глядит беленький глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка.

-Как оформляется предложение на письме? (начало… конец)

- Дополнительно: составьте предложение, которое было бы продолжением записанных. В этом предложении вы можете выразить свое отношение, может быть восхищение земляникой. А помогут вам в этом опорные слова.

9. Рефлексия

Слайд:

1) Под кустик загляни- ка! В укромном уголке алеет земляника на тонком стебельке. (В. Рождественский)

2) Земляника любит расти на лесной вырубке, в светлом месте. (Н. Надеждина)

- Прочитайте. В каком предложении говорится о землянике как о растении, а в каком- о землянике как ягоде?

10. Итог урока

- Покажите смайликом, понравился ли вам урок?

- Что запомнили о землянике?

Слайд: Земляника- это (ответы детей)

11. Дома: подготовить страничку к книжке- малышке.

Публикации по теме:

Дидактические игры по лексическим темам. Тема: «Грибы. Ягоды.»Дидактические игры по лексическим темам. Тема: «Грибы. Ягоды.» Дидактическая игра «Скажи по- другому». Цель. Учить детей образовывать относительные прилагательные. Материал. Мяч. Ход игры Суп из.

Ознакомление с окружающим миром 3–4 года: «Ягоды». Ознакомление с окружающим миром 3-4 года «Ягоды» Цель: Уточнить представления о ягодах, особенностях их внешнего вида, местах произрастания.

Библиотека изображений:
  • Орфография
  • Орфография
  • Дикие животные
Автор публикации:
«Ты на земле своя, родная!» Урок знакомства со словарным словом «земляника»
Опубликовано: 28 января 2014 в 19:09
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...
Наши развивающие планшеты
Здравствуйте уважаемые коллеги. В нашем детском саду объявлен конкурс ноябрь - январь "Развивающие пособия для детей раннего возраста". Вот,...
Присоединились к акции «Гирлянда дружбы».
Гирлянда дружбы. ( Фотоотчет) 2 декабря воспитанники старшей группы МКДОУ «Терновский детский сад №1» стали участниками Международной миротворческой...
Фотоочет «Зимняя прогулка подготовительной группы».
Фотоочет «Зимняя прогулка подготовительной группы». Планирование прогулки с детьми подготовительной группы производится нами регулярно. Планируем...