«У самовара» Комплексное занятие во второй младшей группе

Людмила Чернова
«У самовара» Комплексное занятие во второй младшей группе

МДОБУ "Медведевский детский сад №3 "Золотой ключик"

Комплексное занятие во второй младшей группе.

Разработала: Чернова Л. Ю.

Тема: «У самовара»

Задачи:

-продолжать знакомить детей со старинными предметами быта русского народа (самовар);

-вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого;

-учить детей отгадывать загадки;

-закрепить приемы лепки из соленого теста;

-развивать у детей процессы мышления;

-воспитывать интерес к народному творчеству, к истории.

Словарная работа:

-обогащение: самовар, лукошко;

-активизация: чаепитие, чайник, чай, баранки, калачи;

Предварительная работа:

-посещение мини-музея «Русская горница»;

-знакомство с предметами быта – деревянными ложками, ухватом, чугунком, горшком;

-разучивание пальчиковой гимнастики «Бай-качи-качи-качи»;

-разучивание хоровода, «Самовар»

Оборудование: русский народный костюм, лукошко, деревянные ложки, тарелка, чашка, полотенце, ухват, самовар (большой и маленький, картинки с разными самоварами, куклы, кукольная посуда, соленое тесто, доски для лепки, стеки, печатки, тарелка с конфетами для детей и гостей.

Ход занятия.

Входит воспитатель в русском народном костюме:

-Здравствуйте дети! Вы были у меня в горнице в гостях, а сегодня я к вам в гости пришла, да не с пустыми руками, а с интересными вещами. У меня в лукошке лежат разные предметы. Чтобы их достать надо загадки отгадать. Справитесь? (дети отгадывают, а воспитатель достает отгадки):

1. Можно в нем носить цветы

И орехи, и грибы.

Потрудись-ка ты немножко,

Из лозы сплети (лукошко)

2. Говорит дорожка

Два вышитых конца:

«Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица.

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня.» (полотенце)

3. По моей тарелочке

Лодочка плывет.

Лодочку с едою

Отправляю в рот. (ложка)

4. Рядом разные подружки,

Но похоже друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрешка)

5. Стоит пузачок,

Блестит бачок.

Шипит, ворчит,

Всем чай пить велит. (самовар)

-Какие вы молодцы, все мои загадки отгадали. А я хочу вам рассказать о самоваре. В давние времена ни одна семья не могла без самовара обойтись. Все собирались за столом. Ставили в центр самовар и хозяйка всем наливала чаю из него. Но что бы чаю попить, самовар надо было затопить заранее. Посмотрите, в нутрии самовара есть труба. Она называется кувшин. В него закладывали щепки, маленькие палочки, уголь, шишки и поджигали. Вокруг кувшина была вода. Ее наливали в стенку. Щепочки горели, нагревали воду и вода закипала. Самовар начинал ворчать, шуметь, гудеть. И вся семья знала, что можно начинать чаепитие. Воды наливали в чашку через кран. Ручка у крана называется веточка. Самовары были разные. Я сейчас вам покажу, посмотрите: самовар-шар, самовар-ваза, самовар-бочонок, самовар-теремок. Были самовары, которые брали с собой в поход. Самовары, которые ставили на пол, а не на стол.

Когда в Россию приезжали иностранцы, они наши самовары называли «чайной машиной». А теперь вы мне расскажите из чего вы дома пьете чай. (ответы нескольких детей)

Наша жизнь изменилась, изменилось время, люди стараются везде успеть и теперь мы пьем с вами чай из чайника или из электрического чайника (показ). А самовары стоят в музеях или сохранились где то у бабушек. Давайте мы с вами нашему гостю дорогому самовару споем хороводную песню.

Дети встают вокруг самовара и поют:

Как на ярмарку, на праздник

Привезли нам самовар.

Вот такой вышины,

Вот такой низины.

Вот такой ширины,

Вот такой узины.

Самовар, самовар!

Вот так чудо-самовар!

Посмотрите, ребята, наши куклы тоже решили чаепитие устроить. Они приготовили чашки, ложки, блюдца и даже самовар. Но все-таки, я думаю, на столе чего-то не хватает. (Дети догадываются, что куклам не с чем пить чай. Они предлагают помочь им.)

У меня в лукошке есть тесто. Давайте мы слепим из него для наших кукол баранки и печенье. Но сначала давайте вспомним потешку про баранки (дети произносят слова и выполняют движение пальчиками по тексту):

Бай-качи-качи-качи!

Глянь, баранки, калачи.

Глянь, баранки, калачи

С пылу, с жару из печи.

Налетели тут грачи,

Похватали калачи,

Нам остались лишь бараночки.

Дети садятся за столы, вспоминают как лепить баранки, печенье.

Приступают к самостоятельной работе. Украшают свои работы печатками, складывают в тарелочки, угощают кукол.

-Что то у наших кукол из самовара чай не льется. Что случилось с самоваром? Давайте мы в него заглянем. (заглядывают)

Посмотрите, а это не простой самовар, он и для нас угощения приготовил. Давайте мы угостим гостей и сами попьем чаю с вкусными конфетами. (достают из самовара конфеты, угощают гостей)

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Посиделки возле самовара.Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить " Посиделки возле самовара". Цель: познакомить с историей происхождения.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Научная лаборатория
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
«У самовара» Комплексное занятие во второй младшей группе
Опубликовано: 21 декабря 2013 в 22:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День Матери в первой младшей группе. Фотоотчёт.
День Матери в первой младшей группе. Фотоотчёт. 30 ноября в первой младшей группе в детском саду №48 города Апатиты Мурманской области прошёл...
Тема: «Безопасность на дороге»
Программное содержание: Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать...
Создание условий для сенсорного развития детей.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики ( Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной...
Мастер-класс «Новогодняя елочка из фольги и картона»
"Серебряная елочка" Продолжается мода на новогодние поделки своими руками. На каждом прилавке магазина, на офисном столе можно теперь заметить...
Дидактическая игра «Покорми животных», сделанная своими руками. На радость маленьким...
Дидактическая игра для младших дошкольников ДОУ «Покорми животных» Цель: Закреплять знания детей о животных ( что они едят, развивать мышление, внимание,...