МААМ-картинки

Консультация по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста

Симонова Алиса
Консультация по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста

Цель: Совершенствование взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ через интерактивные формы общения на примере обучения игре в шахматы.

Задачи:

1. Познакомить родителей с игровыми ситуациями, которые можно использовать для обучения детей игре в шахматы в домашних условиях, с опорой на единство требований в домашних условиях и в ДОУ.

2. Активизировать у родителей интерес к игре в шахматы, для последующей организации игр с детьми в семье.

Публикация «Консультация по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.

Материал, который я хочу предложить вашему вниманию, предназначен для тех родителей, которые хотели бы сами научиться играть в шахматы и научить своих детей.

Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы очень актуально на сегодняшний день, так как это один из эффективных методов их интеллектуального развития.

Ранее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, дает возможность современному ребенку научиться выбирать главное из потока информации, которая будет его окружать.

Уважаемые мамы и папы, я предлагаю вам отправиться в сказочное королевство шахматных чудес! Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. Им для нас станет шахматная доска.

На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета. Вы можете предложить ребенку немного пофантазировать и представить шахматную доску как город, где горизонтали – это улицы, вертикали – проспекты, по городу можно передвигаться и наискосок – по диагонали. Вместе с ребенком вы можете выложить фишками по его желанию – улицы, проспекты и назвать линии, которые вы выложили (горизонтальные, вертикальные, диагональные).

А теперь познакомимся с обитателями Шахматного города или Королевства (можете назвать его по вашему желанию или выбору ребенка). Его населяют фигуры и пешки, у каждой из которых свой характер и способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные.

Итак, начнем знакомство. Прошу любить и жаловать – пешка. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Секрет в том, что любая пешка может превратиться ферзя!

Переходим к фигурам. Это ладья. Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо.

Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.

Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня, про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.

Позвольте представить – советник короля – ферзь. Ферзь – самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении.

И, наконец, король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.

Итак, наше знакомство с обитателями Шахматного королевства состоялось!

Для того чтобы ребенку было легче запомнить фигуры и их расположение «по старшинству», можно предложить ему игру «Шахматная репка», ведь сказка о репке знакома каждому малышу с раннего возраста! Ставим на доску фишку – это и будет репка. Вместе с ребенком начинаем рассказывать сказку, где самым старшим был дедка, а в нашем случае – король.

Итак, посадил король репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел король репку тянуть, тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал король ферзя… И далее обыгрываем шахматные фигуры, выставляя их на доску по ходу сказки по убыванию старшинства (ладья – слон – конь – пешка).

Вот такая замечательная сказка у нас получилась!

Дети любят различные загадки и сюрпризы. Предложите им поиграть в игру «Чудесный мешочек». Эта игра закрепит знания детей о шахматных фигурах, и одновременно будет способствовать развитию мелкой моторики и сенсорного восприятия.

Надо на ощупь угадать и назвать фигуру, лежащую в мешочке.

Ребенок дошкольного возраста еще не способен долго удерживать внимание, находиться в статичной позе без активного движения, поэтому необходимо чередовать пассивное и активное взаимодействие с ним. Предложите своему малышу сделать необычную – шахматную зарядку :

Возьмите понравившуюся фигуру в правую руку. Ноги вместе, руки внизу. Подняли руки вверх и переложили фигуру в левую руку, опустили, повторить 3раза.

Ноги на ширине плеч, руки внизу, наклонились вперед, вытянули руки, переложили фигуру в левую руку, выпрямились, 3 раза.

Пяточки вместе, носки врозь, руки опущены, присесть, руки назад, переложить фигуру в левую руку за спиной, выпрямиться, 3 раза.

Молодцы!

Дети очень любят праздники, поэтому предложите им устроить бал в Шахматном королевстве. Собираясь на бал, конечно же, надо нарядиться!

Здесь у вас появляется прекрасная возможность заняться с ребенком совместным творчеством. Можно из картона вырезать любую плоскостную шахматную фигуру, и украсить ее по желанию: раскрасить фломастерами или красками, приклеить на нее разноцветные пайетки и т. д.

Когда задание будет выполнено, дети могут словесно описать наряды, раскрашенных ими фигур, подвигать фигуру по шахматному полю под музыку менуэта.

Помимо того, что вы будете поддерживать активный интерес к игре в шахматы, у детей будут закрепляться знания о названиях шахматных фигур и правилах их передвижения, развиваться мелкая моторика пальцев рук.

У любой мамы найдётся подходящая коробочка, которую можно преобразить в шахматную шкатулку, где хранятся карточки с вопросами, заданиями, загадками и ребусами.

Хочу привести несколько примеров таких вопросов:

- Как ходит пешка?

- Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета и почему?

- Сколько линий на доске и как они называются?

- Где стоят ладьи на доске до начала игры?

- Какие слоны никогда не столкнуться?

- Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?

- Между какими фигурами на доске стоит конь?

Для развития быстроты реакции у ребенка и умение ориентироваться на шахматном поле можно предложить игру-соревнование «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»

На первом этапе игры вы учите и запоминаете расположение фигур шахматном поле.

В первом ряду в углах доски должны стоять ладьи, за ними кони, слоны, в середине король и ферзь. Ферзь стоит всегда на поле своего цвета. Во втором ряду выстраиваем пешки.

Когда ребенок хорошо усвоит их расположение, уберите фигуры в коробочку, а затем по сигналу расставьте их, кто быстрее.

Итак, уважаемы родители, сегодня мы с вами познакомились с некоторыми приемами, которые позволят вам заинтересовать ребенка и привлечь его к этой замечательной игре.

Благодарю вас за внимание! Надеюсь, что представленная мною информация была вам интересна и полезна!

Публикации по теме:

Обучение детей игре в шахматы как средство развития логического мышления Актуальность проекта: Процесс обучения игре в шахматы способствует концентрации внимания и развивает логическое мышление, укрепляет память,.

Из опыта работы «Обучение дошкольников игре в шахматы»Из опыта работы «Обучение дошкольников игре в шахматы» .

Картотека дидактических игр по обучению игре в шахматы детей среднего и старшего дошкольного возраста. Не все дети способны запомнить названия конкретных шахматных фигур сразу же. Даже не всегда можно проверить, усвоил ли их ребенок. Поэтому.

Конспект дополнительной образовательной деятельности по обучению игре в шахматы Конспект дополнительной образовательной деятельности по обучению игре в шахматы для дошкольного возраста воспитатель Кайгородцева Марина.

Материал по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Космос»Материал по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Космос» Предлагаю вам материал по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста по теме "Космос". Важно ненавязчиво подводить детей к той.

Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста синквейну Наверное каждый педагог сегодня ищет и выбирает новые, интересные методики и ставит перед собой цели и задачи, решая которые, в первую.

Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста С чего следует начинать обучение шахматной игре? Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием.

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской.

Консультация «Профориентация детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» Профориентация детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игр. Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии.

Программа дополнительного образования дошкольников по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста Дополнительная образовательная программа по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Азы шахматных наук».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 11:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД