«Учимся справляться с чувством обиды»

Наталья Степаненко
«Учимся справляться с чувством обиды»

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаю конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии, у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка.

Как важно научить наших воспитанников управлять своими эмоциями. Ребенок обученный приемами саморегуляции, уже формирует свой характер, а это значит - он станет успешным и позитивным человеком. В будущем для него, это станет ведущим фактором как уже взрослого человека.

Цель: учить детей приемам саморегуляции своего эмоционального состояния.

Задачи:

- помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним;

- формировать адекватную самооценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды;

- учить выражать негативные чувства в безопасной, символической форме.

Роли: ребенок в роли Незнайки

Что понадобится: пригласительные билеты для детей; памятки для гостей; анкета «Что я знаю о чувстве обиды»; экран настроения (нарисованные большие круги на ватмане); мягкая игрушка Мишка; спокойная музыка, половина альбомного листа, краски, кисточка, емкость с водой; мягкая игрушка Знайка, схемы для показа на восстановления дыхания; цветочная полянка для рефлексии.

Предварительная работа:

1. Педагог заранее раздает детям пригласительные билеты на занятие.

2. Рисование детьми памяток «Радость», для гостей, приглашенных на занятие.

3. Анкетирование детей «Что я знаю о чувстве обиды».

Что такое обида? (чувство, которое вызывает, если тебя оскорбили или не дали совершить задуманное, или не заметили твое помощи и участия). Чем ближе к тебе люди (родные, друзья) с которыми связано это чувство, тем сильнее обида.

На что она похожа?

Из-за чего люди могут обижаться друг на друга?

Может ли добрый человек обижаться?

Приходилось ли вам обижаться? На что именно?

Что хочется сделать в момент обиды с обидчиком?

Что бы вы пожелали своему обидчику?

• Подведение итогов анкетирования и сообщение их детям.

• Работа с родителями: сообщение результатов анкетирования детей через родительский уголок.

4. Экран настроения / цветовое панно: размещение по цветам (красный, желтый, синий, зеленый, черный, оранжевый, фиолетовый) – дети размещают цветные кружки на два круга нарисованных на ватмане.

Первый круг: «что помогает тебе улучшить настроение» (педагог записывает ответы детей).

Второй круг: «что портит тебе настроение» (записать ответы детей).

Ход занятия:

Педагог вместе с детьми входит в игровую комнату. В углу игровой комнаты сидит Незнайка (ребенок в роли Незнайки) и плачет.

Педагог сообщает, что у Незнайки испортилось настроение – он поссорился с мишкой Ямси (мягкая игрушка, и обиделся на него.

Педагог предлагает Незнайке рассказать, почему он обиделся на мишку Ямси. Незнайка с педагогом рассказывают стихотворение В. Орловой.

Педагог:

-Кто кого обидел первый?

Незнайка:

- Он меня!

Мишка Ямси (игрушка):

- Нет, он меня!

Педагог:

-Кто кого ударил первый?

Незнайка:

- Он меня!

Мишка Ямси (игрушка):

- Нет, он меня!

Педагог:

- Вы же раньше так дружили …

Незнайка:

- Я дружил!

Мишка Ямси (игрушка):

- И я дружил!

Педагог:

- Что же вы не поделили?

Незнайка:

- Я забыл!

Мишка Ямси (игрушка):

- И я забыл!

Совместное обсуждение проблемной ситуации:

1. Из-за чего поссорились Незнайка и Ямси?

2. Почему они забыли причину своей ссоры и обиды?

Анкетирование детей «Что я знаю о чувстве обиды».

Подведение итогов анкетирования и сообщение их детям.

Работа с родителями: сообщение результатов анкетирования детей.

• Что такое обида? (чувство, которое вызывает, если тебя оскорбили или не дали совершить задуманное, или не заметили твое помощи и участия). Чем ближе к тебе люди (родные, друзья) с которыми связано это чувство, тем сильнее обида.

• На что она похожа?

• Из-за чего люди могут обижаться друг на друга?

• Может ли добрый человек обижаться?

• Приходилось ли вам обижаться? На что именно?

• Что хочется сделать в момент обиды с обидчиком?

• Что бы вы пожелали своему обидчику?

Ролевая игра с участниками занятия

Дети стоят в парах.

Задание: Нужно с помощью мимики, жестов, пантомимики изобразить роли обидчика и обиженного.

Продолжительность игры: 1-2 мин.

Смена ролей производится 1 раз.

Обсуждение:

1. Что вы чувствовали, когда были в роли обидчика? Обиженного?

2. Что вам хотелось сделать?

3. Что вы чувствовали, когда были в роли обиженного?

4. Что вам хотелось сделать?

Обобщение детских высказываний. Вывод: «добрый человек не будет обижать других, причиняя ему боль».

Рисование «обиды»

Кляксография под спокойную музыку.

Обсуждение:

- Помогла ли вам музыка в рисовании? Почувствовали ли вы себя лучше?

Вывод: «прослушивание спокойной музыки в то время, когда вы испытываете чувство обиды, поможет успокоиться и улучшить вам свое настроение».

Знакомство с советом Знайки (мягкая игрушка)

Педагог:

- У нас в гостях Знайка с добрым советом. Давайте послушаем его.

Педагог берет в руки игрушку и говорит:

Знайка:

- Если ты рассержен на того, кто тебя обидел, напиши ему, гневное письмо, а потом порви его!

Обратить внимание детей, что обида – сильное чувство и от него очень трудно избавиться.

Но этому можно научиться с помощью следующего упражнения. На доске для детей педагог вывешивает схемы, как правильно выполнить упражнение на восстановление дыхания.

Упражнение на восстановление дыхания

Цель: научить «вдыхать» и «выдыхать».

Показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Упражнение успокаивает нервную систему, гасит отрицательные эмоции. Когда мы дышим, то избавляемся от тревожных мыслей и ощущаем, что можем контролировать свои мысли, а не подчиняться им.

1. Представить, что в вашей груди находится воздушный шарик. Вдыхая воздух, через нос, до отказа заполните легкие воздухом. Выдыхая воздух ртом, почувствуйте, как он выходит из легких.

2. Не торопясь, повторите еще раз. Дышите и представляйте, как шарик наполняется воздухом и становится больше.

3. Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

4. Пауза, сосчитать до 5.

5. Снова вдох и наполнить легкие воздухом. Задержите его, считая до 3, представьте, что каждое легкое – воздушный шарик.

6. Выдохните. Почувствуйте, как воздух проходит через легкие, горло, рот.

7. Повторите 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представьте, что каждое легкое – надутый шарик, из которого выходит воздух, когда вы выдыхаете.

8. Остановитесь и почувствуйте, что вы полны энергии, а все напряжение ушло.

Упражнение «Небо»

Цель: приобретение способности управлять своими мыслями,

обучение расслаблению, переживание ощущение покоя.

1. Сесть удобно, опираясь на спинку стула, ноги касаются пола. Закрыть глаза.

2. Представьте голубое небо, на котором двигаются облака…. Вы наблюдаете за ними…. Если вы о чем-то думаете, пусть ваши мысли улетят далеко от вас вместе с облаками … Вы смотрите на небо и только на него … Вы ощущаете покой … тишину … радость …

3. Откройте глаза, посидите спокойно, затем медленно встаньте.

Время релаксации: 5 мин.

Рефлексия «Цветочная поляна»

Дети на панно располагают цветы такого цвета, который у них ассоциируется с настроением после занятия: красные «улыбаются», синие «обижаются».

Упражнение «Радость»

Дети встают в круг, вытягивают вперед руки – пальцы зажаты в кулачки - «Строят башенку» - один кулачок на другой, и так все по очереди. Затем «башенку» раскачивают вверх-вниз, и в такт говорят «Всем-всем, До свиданья!» .

Лучше синица в руках, чем соловей в лесу. Будьте рады тому, что у вас есть.

«Учимся справляться с чувством обиды»

Комментарий психолога:

На основе ответов детей на вопрос «Может ли добрый человек обидеть многие дети ответили, что «да, может» - 83%.

Стоит отметить, что желательно, именно в дошкольном возрасте вести профилактические разъяснительные беседы с детьми, о том, что есть конструктивные способы разрешения конфликтов: научить детей вставать на место другого человека и постараться понять его; не требовать слишком много от других людей; учить детей анализировать свои поступки.

Больше любить детей такими, какие они есть! Как можно меньше использовать критику.

Знакомиться с литературными источниками по психологии.

Публикации по теме:

Из опыта работы кружка «Веселые узелки» "Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Сила ума крепнет по мере того, как совершенствуется мастерство руки. И чем раньше.

Презентация к проекту «Аккордеон в ДОУ и в семье» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию презентацию к реализованному проекту "Аккордеон в ДОУ и в семье".Стратегическая цель:создание.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Изучаем цвета
  • Деревья и листья
Автор публикации:
«Учимся справляться с чувством обиды»
Опубликовано: 10 марта 2013 в 15:14
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
Тематический досуг для детей второй младшей группы «Путешествие по творчеству Агнии...
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с детской писательницей А. Л. Барто и её творчеством; помочь детям на основе творческой деятельности...