МААМ-картинки

«Учить ребенка рассказывать». Консультация для педагогов

Арапова Татьяна Павловна
«Учить ребенка рассказывать». Консультация для педагогов

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.

Конкретные задачи обучения определены «Программой воспитания в детском саду». В программе нет специального раздела об обучении рассказыванию в младших группах, так как с детьми этого возраста на занятиях по развитию речи можно проводить только подготовительную работу.

Публикация «„Учить ребенка рассказывать“, Консультация для педагогов» размещена в разделах

Особое внимание на подготовительном этапе уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом.

Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям. Пересказывать можно не только от первого лица, но и от третьего; также можно пересказывать только фрагмент произведения; и делать инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми). Каждое произведение должно учить чему – то полезному. Тексты подбирают, доступные по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию. Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера. Произведение следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий. Структура занятия по пересказу: (см. стр 64).

Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение, какого – либо факта, события. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, для того чтобы донести главное до слушателя.

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.

Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. В нем много точных определений, обстоятельств. Пример (средняя группа) : Это утенок кряк. Он желтенький, пушистый, глаза, как большие черные пуговицы. Сам большой и толстый, а крылышки маленькие. Кряк надел берет и, важно переваливаясь, пошел: «Кряк – кряк – кряк». Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины, затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключении говориться о назначении предмета или о действии с ним).

Сюжетный рассказ - это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким – нибудь героем. Вначале называется герой, иногда описание внешнего вида, затем завязка, после чего следует развязка.

В обучении рассказыванию применяются несколько приемов: образец рассказа – это краткое, живое описание какого – либо предмета или события, доступное детям для запоминания; план рассказа – это 2-3 основных вопроса, определяющих содержание и последовательность изложения; коллективное составление рассказа – используется в основном на первых ступенях обучения творческому рассказыванию; окончание детьми рассказа, начатого воспитателем.

Рассказы могут быть :

Рассказы – описания – где сравниваются предметы, сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов. Во время занятия сравниваемые предметы обязательно находятся перед глазами ребенка. Сначала дети должны определить различие между предметами по их характерным признакам, а затем перейти к описанию сходных признаков. Обучение детей описанию предметов проводиться при прохождении каждой лексической темы, (см. стр 199 Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и др).

Рассказы по серии сюжетных картинок – серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Приемы работы с сюжетными картинками: (см. стр 200 – 202).

Разучивание стихотворений – подбор стихотворений должен осуществляться с учетом интеллектуальных и речевых возможностей детей. Методические указания к разучиванию стихотворений: (см. стр 204).

Работа с загадками.

Таким образом, занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят пред собой, на других — составляют рассказы на темы из личного опыта (т. е. на материале образов памяти, на третьих — придумывают сказки и рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.

Публикации по теме:

«Роль матери и отца в воспитании ребенка». Консультация для педагогов КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Роль матери и отца в воспитании ребенка.» ПОДГОТОВИЛ : Воспитатель ЯЦКИНА МАРИНА ГРИГОРЬЕВНА.

Как и когда начинать учить ребенка обращаться с финансами 4-6 лет. Откуда берутся деньги Отношение к деньгам закладывается у ребенка примерно в 5 лет - у кого-то раньше, у кого-то чуть позже. Так.

Консультация для педагогов: Игровая динамическая коррекция развития ребенка. Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника и потому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Среди множества детских.

Консультация для педагогов «Как рассказать родителям дошкольников, что такое игра в жизни ребенка» Основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста – игра. Игра - неисчерпаемый источник радости для ребенка, она наполняет его жизнь.

Консультация для педагогов «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка» Консультация для педагогов «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка» Воспитатель: Афанасьева Е. Г «Самое.

Консультация для педагогов «Социально-эмоциональное благополучие ребенка» Консультация для педагогов Социально-эмоциональное благополучие ребенка На современном этапе поддержка разнообразия детства; сохранение.

Консультация для педагогов «Социальное развитие ребенка» В настоящее время проблема социального развития ребенка становится одной из самых актуальных. Педагоги, психологи и родители как никогда.

Консультация для педагогов «Учить понимать прекрасное — это важно!» «Получить в детстве начала эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Консультация для педагогов «Воспитание здорового образа жизни ребенка с детском саду» Консультация для педагогов "Воспитание здорового образа жизни ребенка с детском саду" Дошкольный возраст - это наилучшее время для формирования.

Консультация для педагогов «Уважение личности ребенка и родителей» Фундаментальным основанием взаимодействия педагога с родителями является уважение. Уважение к родителям – безусловно и нетленно. Оно не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Учить ребенка рассказывать». Консультация для педагогов
Опубликовано: 17 января 2017 в 12:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД