Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»

Надежда хлычева
Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»

Задачи:

Образовательные: Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Развивающие: Способствовать развитию логического мышления и внимания, разговорной речи детей.

Воспитательные: Способствовать воспитанию у детей умения видеть удивительной в окружающем мире.

Методы и приемы организации работы.

1. Словесный (вопросы, художественное слово, беседа, поощрение).

2. Наглядный (появление персонажа, сюрпризный момент).

3. Практический (физкультминутка, проведение опытов).

Оборудование и материалы к занятию:

Полиэтиленовые пакеты, полоски бумаги, трубочки для коктейля, воздушные шарики, пластиковые стаканчики, Незнайка).

Индивидуально-дифференцированный подход к детям:

Побуждать Ваню Ч. отвечать на вопросы; учить Вадима М. делать вывод опыта.

Предварительная работа:

Проведение опытов детьми, наблюдения на прогулках, беседы о воздухе.

Вводная часть

-Ребята, вы наверно любите путешествовать?

-Да.

Я предлагаю совершить путешествие в страну Экспериментарию.

Раздается стук, появляется Незнайка с воздушным шаром.

- Здравствуйте ребята!Я летел на воздушном шаре к Мудрой Сове. Вижу-детский сад, услышал, что вы собираетесь совершить путешествие в какую-то страну.

-Здравствуй, Незнайка!

-Да, Незнайка, мы хотим отправиться в страну Экспериментарию, присоединяйся к нам.

-Что это за страна?Ребята, может вы знаете, почему она так называется?

-Потому что там проводят эксперименты.

-На чем мы можем отправиться в путешествие?

-На самолете, на машине, на корабле, на коне, на велосипеде.

-Молодцы, как много вы знаете транспорта! А давайте полетим на воздушном шаре!

-С удовольствием!

Дети берутся за нитки и имитируют полет.

-Чтобы не скучно нам было в полете, послушайте стихотворение про облака:

Облако за облаком

По небу гналось.

За облаком мишкой-

Облако лось.

А ветер гонит, гонит

Торопит облака;

То с налета тронет,

То шевельнет слегка.

Основная часть.

-Вот мы и прилетели. Ребята на каком шаре мы летели?

-Мы летели на воздушном шаре.

-Как вы думаете, почему это шар называется воздушным?

-Потому что он наполнен воздухом.

-Что такое воздух?Я его никогда не видел.

-Вот мы сейчас все о нем узнаем. Посмотрите вокруг, вы видите воздух?

-Нет.

-Почему, как вы думаете?

- Он прозрачный, бесцветный, невидимый.

-Я знаю, как нам поймать воздух и посмотреть, какой он.

-Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем?

-Он пуст.

-Да, он пустой, его можно сложить несколько раз, Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Пакет изменил форму и он полон воздуха. На что он похож?

-На шарик.

-Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете.

-Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?

-Пакет опять стал пустым.

-Правильно, интересно почему?

-Потому что там нет воздуха.

-Да, воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Это мы и сделали. Мы поймали воздух и закрыли в пакет, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.

-Вот интересно, есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

-Нет, внутри нас нет воздуха.

-Давайте проверим.

Для опыта на столах подготовлены стаканы с водой и соломинками.

-Для того чтобы увидеть воздух необходимо один конец соломинки опустить в стакан с водой, другой конец взять в рот и осторожно подуть.

-Ой, ребята, что это происходит с водой?

-В воде появляются пузырьки.

-Как же они там оказались? Ведь в стакане же только вода была?

-Пузырьки,это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Через нос проходит грудь,

И обратный держит путь,

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем!

-Если в воде появились пузырьки, значит в ней появился воздух.

-Как интересно, а если подуть на бумажную полоску?

Дети дуют, полоски отклоняются.

-Почему полоски отклоняются?

-Мы выдыхаем воздух, он приводит в движение полоску.

-Правильно, когда воздух перемещается над землей с одного места на другое, люди говорят, что дует ветер.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Ветерок»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше.

-Молодцы!

-Посмотрите, волшебный сундучок, интересно, что там?

-В сундучке баночки, но они пустые?

-В них есть воздух.

-Правильно, воздух, как он вкусно пахнет, давайте понюхаем, чем пахнет?

- В этой баночке пахнет апельсином.

-Молодцы, а чем пахнет воздух в другой баночке?

-Духами.

-Как вы думаете, почему обе баночки пусты, но пахнут по-разному?

-В одной баночке лежал апельсин, в другой духи.

-Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

-А я то думаю, почему везде по-разному пахнет, а это воздух виноват; присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду, а мимо машина проехала, а я давай чихать. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете?

-От машины пахнет бензином, выхлопными газами.

-Это получается, что я подышал грязным воздухом и расчихался. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной?

-Давайте проверим, как долго вы можете не дышать. Для этого нужно попробовать закрыть нос и рот.

Дети выполняют. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не слишком долго задерживали воздух.

-Можем ли мы долго не дышать?

-Нет, не можем.

-Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.

-Да, без воздуха жизнь на Земле не могла бы существовать. Все живое погибло бы. Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом- воздухом. Без еды человек может прожить 5 недель, без воды- 5 дней, а без воздуха самое большое- 5 минут. Воздух нужен человеку, животным, растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. Если воздух грязный, то человек может заболеть.

-А чтобы быть здоровым, необходимо дышать чистым, свежим воздухом. Что для этого надо делать?

-Проветривать помещения, гулять в парке, где много деревьев, соблюдать чистоту.

-Умницы!

Заключительная часть.

-Теперь вам пора возвращаться в детский сад. Спасибо вам ребята! Хотя я не люблю учиться, но сегодня много узнал о воздухе, и запомнил, что с воздухом можно поиграть. Я вам приготовил сюрприз. Вы обратно полетите каждый на своем шарике.

-Спасибо, Незнайка, прилетай к нам в гости. До свидания!

Дети «улетают» обратно в детский сад.

-Ребята, вам понравилось путешествие?

-Очень интересно!

-Что вы узнали про воздух в стране Экспериментарии?

-Без воздуха человек жить не может, нужно дышать чистым воздухом. Воздух есть вокруг везде.

Публикации по теме:

Конспект по экологии, в старшей группе. «Прощание с осенним лесом» Образовательные задачи: - Наблюдать с детьми явление природы. - Помогать устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

Летят перелётные птицы… Мультимедийная презентация для детей. Доброе время суток всем! У нас в саду начинается тематическая неделя "Перелетные птицы". Решила сделать для детей презентацию с голосами.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 18:05
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...