Папки-передвижки

Занятие кружка по русскому языку «Удивительный мир слов» в 4 классе. Исследование слова «доброта»

Гульнара Сериченко
Занятие кружка по русскому языку «Удивительный мир слов» в 4 классе. Исследование слова «доброта»

Цель:

Исследовать слово в разных разделах языкознания.

• Повышение уровня языковой культуры школьника.

Задачи:

• Развивать умение анализировать значение и происхождение слова;

• С помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.

• Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.

Публикация «Занятие кружка по русскому языку „Удивительный мир слов“ в 4 классе, Исследование слова „доброта“» размещена в разделах

• Формировать умение работать в группе.

• Воспитывать чувство доброты, отзывчивости, любовь к родной речи.

Оборудование:

• плакат с буквами для составления слова «Доброта»;

• мультимедийный проектор

• «Толковый словарь русского языка» (автор Д. Н. Ушаков,словарь Ожегова, словари синонимов и антонимов

• карточки с заданиями для каждой группы исследователей;

Ход занятия:

Орг. момент. (1 мин)

Прочитайте девиз нашего занятия

Учиться надо весело,

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться!

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению.

2. Актуализация знаний (7 мин)

- А общение на сегодня обещает быть очень интересным и увлекательным.

Потому что у нас сегодня будет не простое занятие, а занятие– исследование.

- Послушайте отрывок из стихотворения и назовите тему нашего исследования:

«Много слов на земле …

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить…»

- «Слово»

- Итак, ребята, тема нашего исследования - «Слово». Но слово это не простое, а очень важное и нужное. Посмотрите на плакат и составьте из следующих букв анаграммы это волшебное слово.

О Д Б О Р Т А

- Верно, ребята, это слово «Доброта». –

Послушайте стихотворение про это слово

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Догадались, что это?

Сердец ДОБРОТА.

- Что вы хотите узнать об этом слове?

(Возможные ответы детей: Что такое «доброта»? Откуда пришло это слово? Узнать его лексическое значение; Много ли синонимов у слова «Доброта»? А антонимов?

- Как вы думаете, а какая цель нашего занятия?

Учитель:

- Правильно, узнать, что такое доброта.

- Вы хотите сегодня на занятии стать исследователями? (Да).

2)Постановка проблемы и целеполагание:

Как вы думаете, что обозначает слово «исследовать»? (Изучать, узнавать что-то новое)

- И сегодня мы исследуем слово «доброта» с разных сторон науки о языке.

- Многие задания сегодня потребуют от вас умения думать, рассуждать, доказывать и, конечно же, отстаивать свою точку зрения.

- Работать будете в группах.

Каждая группа работает и отчитывается по своему плану. который лежит у вас на столах. По окончании своего исследования каждая группа вывешивают на доску плакат с результатами исследования.

Рядом с каждым из вас лежат квадратики красного и зеленого цвета.

Красный - если нужна моя помощь

Зеленый – готов отвечать

Правила работы в группах:

Уважай мнение товарища;

Не перебивай;

Говори кратко и ясно

3. «Открытие» нового знания (10 мин).

1) Исследование слова “Доброта” через ЛЕКСИКУ.

Учитель:

- Итак, мы начинаем исследование слова «Доброта», и мы отправляемся в I раздел науки о языке – ЛЕКСИКУ.

- Что же означает это слово «доброта»

- Может быть это все хорошее, красивое. Например, улыбка…

- Что же это, по-вашему? (дети продолжают)

- Спасибо, ребята. Значит, слово доброта, по вашим мнениям, это – чувство отзывчивости, внимания, заботы людей друг о друге; желание и стремление человека помогать другим в трудных ситуациях.

2) Работа с научной литературой.

Учитель:

- Давайте найдем и прочтем научное обоснование слова “Доброта”, «Добрый» или «Добро», данное в толковых словарях

(Дети находят значение слова в словаре, читают вслух)

Дети:

- Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером: добрый человек, добрая душа.

– Хороший, нравственный: добрые дела.

– Дружески близкий: добрые знакомые.

– Хорошего качества, добротный: доброе вино, добрый конь.

– Незапятнанный, безукоризненный, достойный, честный: доброе имя, добрая память.

Учитель:

- Словари ещё бывают не в книгах, а виртуальные.

- В интернете есть словарь, который называется ВИКИПЕДИЯ.

- Я вам покажу, как им пользоваться.

Гиперссылки

- Итак, ребята, сумели ли вы раскрыть лексическое значение слова “Доброта” и понять его? (Да).

- Молодцы. А как вы думаете, данное слово имеет одно или несколько значений? (Несколько).

- Значит, каким оно будет? (Многозначным).

- А теперь попробуйте, составить предложения с нашим исследуемым словом в разных значениях. (Называют предложения).

Дети:

- Всё добро сгорело во время пожара.

- Надо делать людям добро бескорыстно.

Учитель:

- А можно ли к нашему слову “доброта” подобрать синонимы и антонимы?

- Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? (Синонимы – это слова близкие по значению).

Работа с интерактивной доской.

- Запишем слова синонимы:

Доброта - отзывчивость, милосердие, взаимопомощь, добросердечность.

- Что такое антонимы? (Антонимы – это слова противоположные по смыслу).

- Итак, какие же антонимы можно подобрать к нашему слову? (Злоба)

- Запишите антоним: Доброта – злоба.

Учитель:

- А знаете ли вы историю слова "добро"?

- Это слово является исконно русским.

- Доброжелательность всегда ценилась русским народом.

- Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.

- А какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?

- (Дети называют свои пословицы)

Учитель:

- Доброму - все друзья.

- Доброе слово и кошке приятно.

- Добрый человек скорее дело делает, чем сердитый.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Доброе дело само себя хвалит.

- Красота до вечера, а доброта на век.

- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

- Добро век не забудется.

- Доброе слово лечит, а злое калечит.

- Добрые дела красят человека.

Учитель:

- Слышали вы и такие выражения, как "Дать добро" и "Получить добро".

- А понятен ли вам смысл этих слов?

- ДАТЬ ДОБРО – дать согласие, разрешение на что-либо, одобрение.

- ПОЛУЧИТЬ ДОБРО – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

Вывод.

Учитель:

- Ребята, что же показали наши исследования в разделе лексики?

Дети:

- “Доброта” - это слово:

• оно имеет лексическое значение, многозначное;

• к нему можно подобрать синонимы и антонимы;

с данным словом можно составить любые предложения.

(дети вывешивают на доску плакат с результатами исследования)

4. Первичное закрепление (10 мин)

1) Исследование слова “Доброта” через ФОНЕТИКУ.

Учитель:

- Переходим к следующему разделу науки о языке ФОНЕТИКЕ.

- Что изучает раздел науки ФОНЕТИКА?

(Раздел науки фонетика изучает звуки нашей речи, слоги, ударение, интонацию).

- Теперь исследуем наше слово “доброта” и выясним, все ли звуки и буквы в нем совпадают?

Учитель:

- Звукобуквенный анализ слова “доброта”.

- А сейчас скажите, пожалуйста, сколько звуков [о] вы слышите в слове ДОБРОТА? (Ответы детей).

- Давайте, выполним транскрипцию данного слова и выясним, правы ли мы?

(Один ученик выполняет звукобуквенный анализ слова – у доски, остальные работают в тетрадях)

Дети:

Доброта [дабрата] – 3 слога, 7 букв, 7 звуков

Вывод:

- Итак, сколько же звуков [о] в слове ДОБРОТА? (Звука [о] в этом слове нет). (дети вывешивают на доску плакат с результатами исследования)

2) Исследование слова “Доброта” через ОРФОГРАФИЮ.

Учитель:

- Интересно, почему же мы не слышим ни одного звука [о] в этом слове, а букву О пишем в двух случаях? (Они безударные, в слабой позиции).

- А какой же раздел науки о языке подскажет нам правильное написание этого слова? (Орфография).

- Ребята, значит, что же изучает орфография? (Правильное написание слов).

- Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове? (Нужно знать правило).

- Напомните, пожалуйста, это правило.

Дети:

- Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы, эта безударная была бы под ударением.

- “Доброта” - ударение падает на III слог;

- Безударные гласные в I и II слогах;

- Первую безударную гласную букву О в корне проверяю словом “добрый”;

- Вторую безударную О в суффиксе проверяю словом “добро”.

- Молодцы!

Вывод:

- Все безударные гласные в этом слове проверяемые ударением. (дети вывешивают на доску плакат с результатами исследования)

3) Исследование слова “Доброта” через МОРФЕМИКУ.

Учитель:

- Следующий раздел науки о языке – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

- Ребята, он изучает состав слова.

- Из каких частей может состоять слово?

Дети:

- Слово может состоять из корня, приставки, суффикса, окончания.

Учитель:

- Ну что ж, а сейчас давайте выясним, из каких же частей состоит наше исследуемое слово “ДОБРОТА” и при помощи чего оно образовано?

- Ребята, значит, при помощи чего образовано наше слово ДОБРОТА? (Суффикса - ОТ).

Вывод:

- Итак, слово “доброта” образовано при помощи суффикса и состоит из корня, суффикса и окончания. (На доску вывешивается плакат с разбором слова «доброта» по составу)

Закрепление изученного материала. (5 мин)

Учитель:

- Ребята, доброта сегодня вошла в наш класс!

- Это произошло благодаря ВАМ!

- Легко ли понять другого человека, в чем он нуждается? (Нет).

- Правильно, трудно. Значит, помимо знаний по русскому языку, чему нам еще нужно учиться? (Доброте).

- Безусловно, доброте тоже нужно учиться.

- Нужно учиться понимать душу человека, хотя это и нелегкое дело.

- Ведь все люди разные: кто-то нуждается в материальной помощи, кто-то в любви и ласке, а кто-то просто в добром слове.

- Ведь доброе слово – это тоже доброе дело.

- Так давайте, будем всегда добрыми и внимательными, отзывчивыми и милосердными друг к другу.

Учитель:

- Давайте пошлем добрые мысли и чувства всем!

- Много теплых добрых слов в нашей речи.

- Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу.

- Но только ли добрые слова нужны людям?

- Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый ты или нет!

Учитель:

- Не только слова, но и дела должны быть добрыми.

- Великие писатели говорили:

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.

Марк Твен

Учитель:

- А вы знаете, что 17 февраля – это День спонтанного проявления доброты.

- Этот праздник имеет общемировое значение и празднуется вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных убеждений.

- В России этот праздник пока еще мало известен.

- В этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно.

Учитель:

- Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие

- Такова настоящая доброта

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей)

- Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).

Учитель:

Что же интересного, нового вы узнали из наших исследований о слове «Доброта»?

(Предполагаемые ответы детей:

А) не любые звуки могут быть словом;

Б) слово помимо звукового состава, имеет внутреннее содержание или лексическое значение;

В)Доброта живет в сердце, в душе человека

-Чему учились? Доброте, сердечности.

Напомните, пожалуйста, какие же разделы науки о языке мы сегодня вспоминали? (Ответы детей).

Спасибо, ребята, вам за ваш честный, добросовестный труд, за большой интерес к научным знаниям. Мне было очень приятно сотрудничать с вами на нашем занятии.

Публикации по теме:

План работы с родителями в младшей группе на 2012–2013 учебный год План работы с родителями в младшей группе на 2012-2013 учебный год Работа с родителями на 2012-2013 учебный год Мероприятия / Ответственные.

Проект «Мой логопедический альбом» (4 класс) Паспорт проекта Тема проекта: «Мой логопедический альбом» Автор проекта: Година Оксана Николаевна учитель - логопед Возраст школьника:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие кружка по русскому языку «Удивительный мир слов» в 4 классе. Исследование слова «доброта»
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 22:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД