«Ура! Ура! Гулять пора!». Организация деятельности детей на прогулке (практические советы из опыта работы)

Наталья Дмитриева
«Ура! Ура! Гулять пора!». Организация деятельности детей на прогулке (практические советы из опыта работы)

Прогулка в жизни детского сада занимает значительный отрезок времени. По современным требованиям САНЭПИНА длительность прогулки в детском саду должна составлять не менее 3-4 часов. Как организовать деятельность детей, чем их занять, чему научить, как с пользой для развития и здоровья ребенка провести это время? Думаю, что многие из моих коллег задавали эти вопросы себе. Я хочу поделиться своим наработками в планировании и организации деятельности детей на прогулке.

«Ура! Ура! Гулять пора!». Организация деятельности детей на прогулке (практические советы из опыта работы)

За годы многолетней работы с детьми у меня сложился определенный алгоритм организации деятельности детей на прогулке. Безусловно возникновению его послужило и изучение соответствующей методической литературы,и собственные наблюдения и опыт,и изучение опыта коллег в данном направлении, и анализ деятельности детей на прогулке. Все это в совокупности и привело к созданию такого алгоритма.

Алгоритм организации деятельности детей на прогулке

1. Наблюдения;

2. Ознакомление с окружающим миром;

3. Поисковая деятельность;

4. Экспериментальная деятельность;

5. Овладение основными видами движений;

6. Подвижные игры;

7. Трудовая деятельность;

8. Самостоятельная деятельность детей

Возможно, для многих из вас ничего нового в этом нет. Но, следуя этому алгоритму, значительно легче спланировать деятельность детей и проще зафиксировать этот план на бумаге.

Остановлюсь более подробно на пунктах этого алгоритма.

Наблюдения

Этот вид деятельности, пожалуй, самая важная часть прогулки. Именно через наблюдение мы знакомим детей с окружающим миром. Конечно не все виды наблюдений можно запланировать заранее, иногда на прогулке возникают непредвиденные ситуации, и наша задача использовать любую возможность знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.

Обычно наблюдения я планирую в такой форме:

1. Наблюдения в неживой природе;

2. Наблюдения в мире растений;

3. Наблюдения в мире животных;

Чаще всего тематика наблюдений связана с темой недели. Вот пример планирования наблюдений:

Тема недели - " Весенние деньки" (с 22апреля по 26 апреля)

-средняя группа

1. НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

-продолжаем наблюдения за весенними изменениями в неживой природе: за небом и облаками, ветром и солнцем.

- наблюдение за признаками первой весенней грозы (гром, молния, ливень, быстротечность.);

-закрепление знаний о смене частей суток - увеличение длительности светового дня;

- продолжаем учить детей рассказывать, какая сегодня погода и отмечать ее в календаре природы;

2. МИР РАСТЕНИЙ

-продолжаем учить детей отмечать изменения, происходящие с растениями весной - появление листьев на деревьях, цветение кустарников, активных рост многолетних растений, цветение травянистых растений.

-рассматриваем с детьми цветущие первоцветы: примула, тюльпаны, нарциссы.

-наблюдаем за цветением деревьев и кустарников - черемуха, береза.

-рассматриваем ветки с молодыми листочками: береза, липа,рябина - учим сравнивать по цвету и форме;

- воспитываем бережное отношение к растениям;

3. МИР ЖИВОТНЫХ

- наблюдаем с детьми за поведением скворцов - как строят гнездо в скворечнике, как пением приглашают сородичей, как охраняют свое жилище от ворон;

-продолжаем наблюдение за поведением птиц:чем заняты, как поют.

-обращаем внимание детей на пение птиц - становится разнообразнее, почему?

- по возможности знакомим детей с внешним видом птиц, прилетающих на участок - зяблики, трясогузки.

Рассматривание подснежников

Ознакомление с окружающим миром

Данный вид деятельности на прогулке созвучен с наблюдениями, но несколько значителен по объему и разнообразию информации. Работа ведется по нескольким направлениям:

1. Рассматривание объектов живой и неживой природы

Рассматривание дождевого червя

2. Ознакомление с трудовой деятельность взрослых

- знакомство с трудом дворника (в зависимости от сезона);

-знакомство с работой снегоуборочной и другой дорожной техникой;

-знакомство с различными видами транспорта;

- знакомство с трудом строителей и т. д. (в зависимости от условий)

3. Ознакомление с общественной жизнью поселка

- целевые прогулки на школьный стадион, к спортивному комплексу, к памятным местам поселка, к другим общественным объектам поселка;

На Аллее Победы

4. Ознакомление с правилами безопасного поведения на прогулке

Нельзя тянуть друг друга за капюшон!

Соблюдай правила катания с горки

Поисковая деятельность

Данный вид деятельности на прогулке направлен на развитие познавательных способностей детей: умение ставить задачу, находить в окружающем мире ответы на поставленный вопрос, умение делать выводы и умозаключения. Это своеобразное целевое наблюдение и поиск ответов в природе. Поисковая деятельность присутствует почти на каждой прогулке. Ее направление чаще всего обусловлена темой недели или сезонными изменениями. Предлагаю вашему вниманию примерную тематику поисковой деятельности детей на прогулке:

Осень

- п\д " Где живут паучки?" - где и почему появляется ранней осенью паутинки;

-п/д " На каких деревьях появились желтые листья" - поиск желтых листьев на разных видах деревьев, сравнение - где больше, где меньше;

-п/д " Какие краски у осени?" - отмечаем изменение окраски листьев на деревьях осенью - какие по цвету, у какого дерева какой цвет листьев;

-п/д " Какие бывают семена?" - поиск семян растений, сравнение, значение, особенности;

- п/д " Какие деревья не хотят расставаться с листочками" - изучаем особенности опадания листьев у разных деревьев;

-п/д " Где замерзли лужи?" - отмечаем следы ночного понижения температуры, выясняем, почему одни лужи растаяли, а другие нет;

Зима

- п/д "Какой сугроб глубже?" - знакомим с понятием " глубина", учим измерять глубину сугроба;

- п/д " Чьи следы" - учим детей находить и определять следы на снегу;

-п/д " Куда прилетят кормиться зимующие птицы?" - ищем с детьми деревья и кустарники с семенами, выясняем, почему сюда прилетят птицы;

- п/д" Какие птицы прилетали на кормушку" - узнавание следов и определение каким птицам они принадлежат;

- п/д " Где появились сосульки?" - определение места появления сосулек, выяснение причины, почему именно здесь появились;

Весна

-п/д " Откуда дырочки на снегу?" - знакомство с капелью, выяснение причины появления дырочек на снегу;

-п/д "Где появились проталины?" -поиск проталин,выяснение причин таяния снега у домов, под деревьями;

-п/д " Где могут построить птицы гнезд?" - определение местонахождения птичьих гнезд на участке, выяснение причины- почему именно здесь;

-п/д " Где цветет мать-и-мачеха?" -определение мест цветения первоцветов, выяснение причины появление цветов именно здесь;

-п/д " Какие насекомые проснулись?" - находим места появления насекомых, выясняем причину;

- п/д " Какие деревья цветут на нашем участке?" - находим цветущие деревья, сравниваем цветки, закрепляем названия деревьев;

Экспериментальная деятельность

На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями. Вот опыты, которые можно проводить с детьми на прогулке:

Осень

- Изучение свойств песка

- Изучение ветра и опыты на определение направления ветра;

-Изучение свойств объектов неживой природы

(тяжелый- легкий, сыпучий - вязкий, жидкий - твердый);

Зима

- Изучение свойств снега и льда:

-" Превращение снега и льда в воду"

- "Бывает ли снег чистым?"

- " Цветные льдинки"

- " Когда лед не бывает скользким?"

- " Когда можно лепить из снега?"

Весна - лето

- ОПЫТЫ С СОЛНЕЧНЫМИ ЛУЧАМИ

- " Где сильнее греет солнце"

- " Как появляются солнечные зайчики?"

- " Разноцветный мир"

- " Как появляется тень?"

ОПЫТЫ С ВОДОЙ:

- " Тонет - не тонет"

- " Где можно найти воду?"

- " Какой формы вода?"

Овладение основными видами движений

Прогулка - самый благоприятный режимный момент для овладения детьми основными видами движений. Планируя работу в этом направлении, мы опираемся на планы физкультурного руководителя и стараемся на прогулке закрепить те виды движений, с которыми дети знакомились на физкультурных занятиях. Формы работы разные:

-ИНДИВИДУАЛЬНО

Обучение владению мячом

Обучение ходьбе на лыжах

-ФРОНТАЛЬНО ПО ПОДГРУППАМ

Обучение прыжкам на через препятствие

Обучение ползанию

-ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Игра в футбол

Подвижные игры

Организация подвижных игр на прогулке - это огромнейшая возможность повысить двигательную активность детей, улучшить психико- эмоциональное состояние ребенка, снять напряжение, научить подчинятся правилам, воспитывать навыки коллективной игры. Нет смысла останавливаться на перечне подвижный игр, используемых на прогулке - их много и вам безусловно знакомо. Остановлюсь на принципе отбора подвижных на прогулку:

-СЕЗОННОСТЬ

Зимой - " Мороз - Красный нос" или " Зайка беленький сидит";

Осенью - " Солнышко и дождик" или " Перелетные - зимующие птицы";

Весной - " Ручеек" или " " Птицы и гнезда";

-СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ НЕДЕЛИ

Например : тема недели - " Защитники Отечества"

подвижные игры: " Меткий стрелок" или " Перепрыгни через ров";

- СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЫ ИГРЫ ЗАКРЕПЛЯЕМОМУ ВИДУ ДВИЖЕНИЙ

Например:

Закрепляемый вид основных движений - владение мячом;

Подвижная игра - " Мой веселый звонкий мяч";

П/и " Али - Баба"

П\и " Поймай хвост дракона"

Трудовая деятельность

организация трудовой деятельности на прогулке позволяет решить несколько задач:

- воспитание трудолюбия;

- формирование навыков трудовой деятельности;

-воспитание у детей чувства значимости их труда для общества;

Виды трудовой деятельности разные: одни зависят от времени года и условий на участке для прогулок, другие присутствуют постоянно.

ЕЖЕДНЕВНО:

- создание безопасных условий для прогулки;

- уборка и мытье игрушек:

- приведение в порядок оборудования на участке;

ОСЕНЬЮ:

- уборка урожая;

- сбор семян;

- уборка опавших листьев;

- уборка клумб от увядших растений;

ЗИМОЙ ;

- расчистка дорожек и оборудования от снега;

- создание снежных построек

- украшение и забота о снежных постройках на участке

- посыпание дорожек песком;

-забота о птицах;

- забота о растениях (укрывание снегом стволов деревьев и корней многолетних растений);

ВЕСНОЙ

- рытье канавок и осушение участка;

- забота о растениях (уборка сломанных веточек, прошлогодней листвы);

- работа на клумбах и огороде (рыхление, подсыпка земли, посев семян, посадка рассады)

Самостоятельная деятельность детей

На прогулке у детей разнообразное поле для самостоятельной деятельности.

Из опыта работы - появилось правило для воспитателя.

ПРАВИЛО - В течение 20-30 минут после выхода на прогулку предоставляю полную (контролируемую) свободу действий!

ПРИЧИНА - Дети настолько устают от моего голоса во время занятий, что надо им дать возможность отдохнуть от меня!

НО свобода детей относительна! В это время решаются определенные задачи:

- дети учатся организовывать свою деятельность;

-воспитатель ведет наблюдение за отношениями между детьми, выявляет предпочтения детей, проводит диагностику игровых и коммуникативных навыков у детей.

Вот несколько примеров самостоятельной деятельности детей:

Завели подружки хоровод!

Составление узора из пробок

Проводим в дом электричество!

Секретный пень!

Список литературы, которая мне помогает планировать:

1. Воронкевич О. А. " Добро пожаловать в экологию" изд. Детство-пресс, 2006 г.

2. Николаева С. Н. " Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве", Москва, " Просвещение", 2002 г.

3. Голицына Н. С. " Перспективное планирование воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении", Москва, изд.

" Скрипторий 2003", 2007 г.

Вот такие мои практические советы. Буду рада, если это кому- то поможет в планировании прогулок. Если кого- то заинтересует, могу предложит понедельное планирование прогулок в средней группе.

Публикации по теме:

Прогулка и её влияние на развитие детей младшей группыПрогулка и её влияние на развитие детей младшей группы Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.

Распорядок дня (вторая младшая группа) Режим пребывания детей в ДОУ-12часов. Распорядок дня (вторая младшая группа) №п/п Время Режимные моменты Организационные моменты Вид.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Научная лаборатория
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Ура! Ура! Гулять пора!». Организация деятельности детей на прогулке (практические советы из опыта работы)
Опубликовано: 10 июля 2013 в 12:57
+30
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Снегурочка»
Многие дети знают сказку "Снегурочка" и помнят персонажа этой сказки-девушку, вылепленную из снега, которая тает и исчезает, превращаясь в легкое облачко,...
Дружеская встреча по физической культуре с тренером по футболу.
ДРУЖЕСКАЯ ВСТРЕЧА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ТРЕНЕРОМ ПО ФУТБОЛУ. Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного...
Волшебный платок. Сказка.
Дорогие коллеги. Предлагаю вашему вниманию новую сказку "Волшебный платок". *** Давным-давно это было. Жила на селе бабка Пелагея. При бабке внучка была –...
Методическая разработка Образовательная тема недели: «Мамы и детки». Младшая группа.
ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. Рабочая программа во второй младшей группе ( Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной...
Акция «Домики для птичек» (фотоотчет)
Зима является непростым временем года для наших зимующих птиц. В это суровое, холодное и голодное время птичкам необходима помощь людей. В нашей группе...