Лучший педагог года

Условия для развития творческих способностей детей на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности

Наталья Урганова
Условия для развития творческих способностей детей на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности

"Условия для развития творческих способностей детей на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности"

Развитие и формирование творческих способностей детей – одна из ведущих задач, стоящая перед педагогами дошкольных учреждений. Ведь творчество ребенка – это проявление его «Я», его видения и отношения к миру, предметам, вещам, игрушкам; это как-бы вариант, ответ ребенка на что-либо, предложенное взрослым. И взрослый должен уметь увидеть, поддержать и развить эти творческие проявления детей, будящие их фантазию и воображение, а так же активизирующие детское восприятие и представление.

Публикация «Условия для развития творческих способностей детей на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности» размещена в разделах

В чем же проявляется детское музыкальное творчество дошкольников? В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении:

- создавать простейшие песенные импровизации;

- комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев;

- находить выразительные игровые движения для передачи различных образов;

- музицировать на детских музыкальных инструментах.

Проявление творчества идет через общее развитие музыкальности ребенка, через накопление у него разнообразных впечатлений, представлений, знаний, умений и навыков в этой области. И педагог должен создавать все условия для проявления и развития музыкального творчества у детей, как во время ООД, так и в самостоятельной деятельности.

Занимаясь с детьми песенным творчеством, педагог может предлагать небольшие творческие задания. Малышей 3х-4х лет можно попросить спеть свою колыбельную или исполнить пенки знакомых животных.

Детям старших групп предлагается ряд постепенно усложняющихся заданий. Вначале это:

- самостоятельно придуманные интонации (произвольное пропевание своего имени; подражание пению кукушки, ауканье в лесу, придумывание перекличек);

- на втором этапе можно использовать более развернутые музыкальные вопросы и ответы, обращая внимание на их различный характер («Ты куда идешь»? – «Домой»).

- на последнем этапе хорошо использовать импровизацию на заданный текст, уделяя внимание выражению чувств данного произведения ( например: детям прочитывается произведение, затем звучит вступление и дети сами должны сочинить (спеть) мелодию на заданный текст, после чего проигрывается музыкальное заключение произведения).

Можно использовать соревновательный момент ( например: кто больше придумает мотивов на одном, двух или трех звуках; кто больше придумает попевок по заданному тексту).

В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и, особенно, музыкально-игровая импровизация побуждают детей изображать картину жизни, характеризуя персонажи с использованием выразительных движений (в танце, мимики (в пантомиме) и слова (в драматизации).

При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. И на каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие детей мыслить, фантазировать и творить.

При работе с детьми младшего возраста можно использовать образно-игровые задания: самостоятельно показать действия отдельных персонажей с однотипными характерными движениями (птичка клюет зернышки, или передать характер движений героя в игровой ситуации ( например: медведь «спит» «сердится» «догоняет»).

Старшие дети могут:

- выполнять роль нескольких персонажей, определяя и передавая их характерные черты («шагающая кукла»; «хитрая лиса»);

- придумывать пляски или танцы по задуманному плану;

- использовать соответствующие движения в музыке различного характера;

- импровизировать пляску, используя знакомые элементы народного танца;

- придумывать свои варианты движений при инсценировании незнакомой песни, исполняемой педагогом.

Занимаясь с детьми игрой на детских музыкальных инструментах педагог, заботящийся о развитии творческих способностей детей, может предлагать им такие задания:

- сыграть, как поют кукушки, птички, как идет дождик или гремит гром;

- выбрать из числа предложенных музыкальных инструментов тот, на котором можно изобразить пение птиц, шелест листьев, завывание ветра и др. ;

- передать на барабане или бубне ритм сочиненного самим ребенком произведения (марш, песня);

- попытаться придумать танцевальную мелодию;

- оценить исполнение знакомой мелодии товарищем, или свое собственное исполнение на каком-либо музыкальном инструменте.

Знакомство детей с новыми инструментами, выполнение ими интересных заданий по выбору инструментов для исполнения тех или иных пьес или песен, приобретаемая способность оценивать (по слуху) качество своего исполнения, импровизировать, возможность участия в различных ансамблях – все это делает игру на музыкальных инструментах интересной для детей и ценной для развития их творческих способностей.

Занимаясь самостоятельной музыкальной деятельностью дети по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют несложные пляски, подбирают мелодии на металлофоне, организуют игры в театр, концерты, где танцы, песни, музицирование занимают ведущее место. И многое из того что дети применяют в своей самостоятельной практике, они переносят из опыта своих активных действий на занятиях : это игра, танцы, попевки, сценки из драматизаций и многое другое.

И что бы творчество детей имело возможность проявляться, развиваться, педагог должен помогать ребенку и создавать все условия для того, что бы дети были свободны в своих творческих проявлениях.

Важным условием является создание художественно-эстетической среды в ДОУ, при этом в оформлении помещения активное участие должны принимать сами дети, которые вместе с педагогом могут украсить зал для проведения праздников, досугов, народных обрядовых действий, создать элементы декораций и деталей костюмов для игр-драматизаций, инсценировок; систематически участвовать в организации выставок детского творчества.

Следующими условиями развития творчества у детей являются :

- широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций;

- вариативность в выборе темы, организации обстановки, новизна и разнообразие форм, средств, методов работы с детьми;

- исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, противоречащего специфике искусства и художественного творчества;

- внимательное тактичное отношение к каждому ребенку, уважение к процессу и результатам его творческой деятельности. Создание творческой доброжелательной атмосферы во время образовательной деятельности с детьми, формирование такого же отношения к детскому творчеству и его результатам со стороны родителей детей;

- доверие к ребенку, его возможностям, а отсюда максимальная активизация детей, предоставление им самостоятельности, исключение излишней опеки, навязывания своего (взрослого) представления о возможном результате;

- изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе осуществление личностно-ориентированного подхода в развитии детского творчества;

- осуществление регионального подхода к отбору содержания музыкальной деятельности детей, что означает, прежде всего, предпочтение ближайшего окружения, как природного, так и созданного человеком, знакомство с людьми, внесшими вклад в отечественную и мировую культуру и историю, учет местных традиций, включение в процесс познания, характерного для региона народного музыкального искусства.

Все эти условия нужно рассматривать и применительно к музыкальной деятельности, и к самостоятельной музыкальной деятельности детей. Во время образовательной музыкальной деятельности педагог должен включать творческие задания в различные виды деятельности (пение, игры, танцы, игры на детских музыкальных инструментах, давать задания на музыкальную и театральную драматизацию, импровизацию; ставить детей в различные ситуации, в которых они могли бы сами придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки, использовать в импровизациях различные музыкальные инструменты и поощрять детей в их стремлении творить.

В самостоятельной музыкальной деятельности важно создавать детям внешние условия, т. е. определять материальную среду - музыкальный уголок. Он может разместиться в наиболее отдаленном месте, в распоряжении детей должно находиться небольшое количество инструментов, настольных музыкально-дидактических игр и различных самоделок-нот, пианино с нарисованной клавиатурой, нотное лото.

Целесообразно в определенные режимные моменты включать детям музыку, что бы звучали как народные, танцевальные мелодии, так и классическая музыка.

Музыкальная восприимчивость, способность вслушиваться в звучание музыки, позволяет детям и в музицировании, и в импровизации действовать активнее, творчески. Поэтому необходимо вносить в деятельность детей атрибуты, игрушки, костюмы, которые использовались на праздниках и в развлечениях. Действуя с ними, ребята комбинируют их в новых сочетаниях, обыгрывают и видоизменяют способы и условия их применения.

Сильные впечатления остаются у детей от посещения театра, кино, концертов. С удовольствием смотрят выступления других воспитанников детского сада, узнают знакомые песни и подпевают их.

Все эти впечатления обогащают деятельность детей, способствуют появлению у них желания перенести что-то из увиденного, услышанного в свою жизнь, но уже обогатив и творчески приукрасив увиденное.

Публикации по теме:

Консультация «Экспериментирование как способ развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности» Детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей,.

Картотека народных игр для использования на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности Русские народные игры могут использоваться на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности. Картотека народных игр. Жаворонок.

Консультация для педагогов ДО «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с помощью музыкальных игр» Развитие художественно-творческих способностей личности – предмет изучения психологии, педагогики и других наук. Этот вопрос освещён в трудах.

Мастер-класс для родителей «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Мастер-класс для родителей с детьми «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Цель: Повышение.

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников Видео Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников «Русский народ не должен терять своего нравственного.

Понятия творчество и творческие способности. Основные условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста Существует множество различных определений понятия творчества. Например, по мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный.

Проект «Звуки осени». Формирование творческой личности посредством развития музыкальных способностей в игровой деятельности Постановка проблемы: Музыкальные занятия для ребенка - прекрасная возможность раскрыться, импровизировать, раскрыть свой творческий потенциал.

Развитие музыкальных творческих способностей детей в процессе игры на самодельных музыкальных инструментах Игра на детских музыкальных инструментах – это практический вид детской музыкальной деятельности, который входит в детское исполнительство.

Развитие познавательной активности и творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством Развитие познавательной активности и творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством. Познавательная активность предполагает:.

Специфика работы с детьми, имеющими особенности речевого развития в театрализованной деятельности на музыкальных занятиях [Не секрет, что у каждого ребенка свой темперамент, у каждого свой характер и особенности. Учитывая возрастные особенности от 3 до 5, речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия для развития творческих способностей детей на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности
Опубликовано: 26 ноября 2017 в 12:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД