«В единстве наша сила». Групповой проект по формированию толерантности в подготовительной коррекционной группе

Тамара Галстян
«В единстве наша сила». Групповой проект по формированию толерантности в подготовительной коррекционной группе

Актуальность темы

Сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребёнку усвоить нормы нравственного поведения; воспитывать умение не только отстаивать свою, но и принимать чужую точку зрения; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; сопоставлять и сравнивать его и чужие предпочтения, которые не всегда совпадают; достойно выходить из конфликтных ситуаций; помочь обрести уверенность в себе, адекватно оценивая собственные возможности.

Это возможно при создании определённых условий: необходимо погружение ребёнка в особо организованную жизненную среду, формирующую первичные представления о дружбе, о друзьях, о человеческих качествах, о том, что мы, все граждане России, являемся неотъемлемой частью великой российской нации, без их декларирования взрослыми, конструируя познавательную деятельность детей в быту, в игре.

Педагогические условия поликультурного воспитания дошкольников

1. Воспитание гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу у дошкольников должно осуществляться на основе теории развития понятий, которые надо не сообщать, а формировать, т. е. подходить с разных сторон, вовлекать детей в активный познавательный процесс, многократно возвращаться к одному и тому же понятию и каждый раз рассматривать его под разными углами зрения, ежедневно малыми дозами наращивать их в самых разнообразных видах деятельности.

2. Проведение наблюдений, экспериментов, бесед, игр, праздников, конкурсов, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, позволяющих детям самостоятельно улавливать общепринятые нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

3. Сообщение сведений по человековедению не только во время организованной образовательной деятельности, куда выносятся только узловые вопросы, а в форме обычного, нерегламентированного разговора знающего взрослого с интересующимся малышом, как это делают родители, а так же по принципу «делай, как я».

4. Формирование первичного представления о дружбе, друзьях, о человеческих качествах должно вестись исподволь, легко и незаметно, ненавязчиво, без налёта обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны как взрослого, так и ребёнка.

5. Практическая деятельность ребёнка по реализации принципов принадлежности к мировому сообществу.

Перспективный план работы

Цель:

Формирование у детей первичных представлений о дружбе, о друзьях, о человеческих качествах; доброжелательного отношения к другим народам, их быту и культуре.

Задачи:

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

- формирование нравственной сферы;

- формирование социальной сферы;

- приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- развитие продуктивной деятельности.

Литература:

- Баринова Е. В. – Учимся дружить – Ростов-на-Дону, «Феникс» 2012.

- Дурова Н. В. – Очень важный разговор – М., «Мозаика-Синтез» 2002.

- Вахрушев А. А. – Здравствуй, мир – М., 2009.

- Князева О. Л., Стеркина Р. Б. – серия «Маленький человек и большой мир», комплект «Я, ты, мы» - М., «Дрофа» 1998.

«В единстве наша сила»

Перспективный план работы по поликультурному воспитанию детей.

Подготовительная коррекционная группа. 2012-2013 уч. г.

Сентябрь

Задачи

Воспитание доброжелательного отношения сверстникам, желание и умение считаться с правами других детей;

развитие способности к оценке и самооценке, умения сравнивать, высказывать суждения.

Мероприятия

Беседы по социально-нравственному воспитанию: «О доброте и жадности», «О трусости и храбрости», «О вежливых словах».

Работа с родителями – создание фотовыставки «Мы любим наш город».

Чтение худ. лит-ры: В. Осеева, «Волшебное слово»; сказки «Айога», «Кот в сапогах», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо».

Рисование - «Как я провел лето».

Сюжетно-ролевая игра: «К нам гости пришли».

Октябрь

Задачи

Воспитание доброжелательного отношения к окружающим;

развитие представления о необходимости знания правил поведения;

формирование навыков поведения в общественных местах, опираясь на опыт детей;

расширение кругозора детей;

приобщение к словесному искусству;

развитие продуктивной деятельности.

Мероприятия

Беседы по социально-нравственному воспитанию: «О доброте и чуткости», «Мы едем в городском транспорте», «Наш детский сад».

Дид. игра: «Давайте познакомимся»

Работа в книжном уголке - подбор книг со сказками разных народов.

Чтение худ. лит-ры: «Золотой ключик или приключения Буратино», «Пиноккио»; «Лиса и журавль», «Царевна Лягушка».

Лепка: «Филимоновская игрушка».

Создание плаката «Разноцветная планета».

Конкурс с участием родителей - «Осенняя пора, очей очарованье…»

Ноябрь

Задачи

Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу;

воспитание положительного отношения к другим людям, осознанного понимания зависимости добрых отношений от личных качеств каждого;

систематизация знаний детей о связи человека с природой;

расширение кругозора детей;

приобщение к словесному искусству;

развитие физических качеств;

вовлечение родителей в совместное с детьми творчество.

Мероприятия

Беседы по социально-нравственному воспитанию: «О хороших поступках», «Такие разные и такие похожие», «Я тебя прощаю», «Почему бывают драки», «Как я отношусь к другим детям».

Дидактические игры: «Привычки плохие и хорошие», «Человек – часть природы».

Экскурсия в музей поликультурного воспитания «Мир похож на цветной луг!».

Рассматривание иллюстраций и презентаций по теммам «Европа» (люди; животный, растительный мир, «Игрушки разных народов»; знакомство с игрушками «Тильда».

Подвижные игры: «Филин и пташки», «Горелки»

(укр. нар., «Золотые ворота» (рус. нар.).

Чтение худ. лит-ры: «Кот в сапогах» Шарль Перро; «Стойкий оловянный солдатик» Г. -Х. Андерсен; «Рукавичка» (укр. нар. ск.); «Теремок» (рус. нар. ск.).

Создание игрушки «Курочка Тильда».

Лепка: «Дымковская птичка».

Рисование: «Мамочка – солнышко моё!».

Раб. с родит. - анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка», праздник, посвящённый Дню матери "Разговор о маме".

Декабрь

Задачи

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

формирование осознанного понимания родственных отношений, развитие ответственности, самоконтроля, умения «читать» по мимике и жестам;

развитие физических качеств;

развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Мероприятия

Беседы по социально-нравственному воспитанию: «Что такое дружба?», «Что такое справедливость?», «Если друг заболел вдруг…», «О бабушках и дедушках», «Нам очень нужны друзья», «Какие мы все разные!».

Рассматривание иллюстраций и презентаций по темам «Азия», «Африка»(люди; животный, растительный мир).

Развлечения: «Теремок» (теневой театр, «Зимняя сказка» (новогоднее представление группы).

Подвижные игры - «Мы весёлые ребята!»(рус. иг., «Поймай хвост дракона»(китайская нар. игра, «Нос-нос-нос-рот!» (япон. нар. иг.).

Настольно-печатные игры: «Хорошо-плохо», «Змеи и лестницы».

Дид. игра «В гости к другу».

Чтение: Г. -Х. Андерсен «Снежная королева»,

С. Аксаков «Аленький цветочек»,

Л. Воронкова «Ссора с бабушкой».

Рисование: «Сказочный дворец Снежной королевы».

Январь

Задачи

Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, православных традиций;

воспитание чувства взаимопомощи, товарищества, умения анализировать собственные поступки;

обогащение знания детей о роли человека в жизни природы, воспитание бережного отношения ко всему живому;

создание условий для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах игр.

Мероприятия

Беседы по социально-нравственному воспитанию: «Что такое чуткость», «Учусь мечтать», «С кем бы ты хотел дружить?», «Как поддержать больного друга?».

Беседа о народных праздниках – Рождество, Крещение.

Подвижные игры: «Два Мороза», «Взятие снежной крепости».

Рассматривание иллюстраций и презентаций: «Путешествие в Южную Америку», «Путешествие в Северную Америку» (люди, животный и растительный мир).

Настольная индийская игра «Змеи и лестницы».

Чтение: Г. -Х. Андерсен Гадкий утёнок», П. Бажов «Хозяйка Медной горы»; «Снегурочка», «Финист – Ясный сокол», И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

Сюж. -р. игры: «Школа», «Больница».

Рисование – «Портрет друга»

Оформление папки-передвижки «С Рождеством Христовым», разучивание колядок с детьми.

Февраль

Задачи

Продолжать воспитание положительной самооценки, уверенности в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства, самоконтроля и ответственности за свои действия и поступки;

приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

формирование умения детей самостоятельно организовывать игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов.

Мероприятия

Беседы: «Легко ли человеку, если он один?», «Зачем нам нужен друг?», «Природа добрая и злая», «О наших защитниках».

С/р. игры: «Пограничники», «Путешествие по железной дороге».

Рассматривание иллюстраций и презентаций по темам «Путешествие в Австралию», «Путешествие в Антарктиду» (люди, животный и растительный мир).

Настольная испанская игра «Мельница».Подвижные игры: «Горелки», «Золотые ворота», «Поймай хвост дракона».

Чтение: Р. Киплинг «Маугли»; А. Митяев «Мешок овсянки»; сказки: «Белая уточка», «Василиса прекрасная», «Иван-солдат»; «Как на масляной неделе…», «Коляда, коляда…».

Рисование: «Пингвины в Антарктиде», «Портрет папы», «Моя семья»

Лепка: «Кораблик для папы»

Ручной труд: «Открытка для папы» (оригами)

Интересные встречи – с лётчиком 1-го класса Галстяном Г. С (ныне – военный пенсионер).

Анкета для отцов и дедов - «Каков вы мужчина».

Спортивный праздник «Вместе с папой я - герой!»

Март

Задачи

Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу;

продолжать воспитание у детей способности анализировать своё поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами, умение анализировать поведение сверстников доброжелательно;

развитие осознанного отношения к красоте родного языка, языкам и культуре других народов;

укрепление положительных взаимоотношений в семье.

Мероприятия

Беседы: «Учусь себя оценивать», «Мой родной язык», «О товариществе», «О совместном труде».

Беседа о народном празднике – Масленице.

С/р. игры: «Школа», «Библиотека».

Подвижные игры: «Горелки», «Золотые ворота», «Поймай хвост дракона».

Рассматривание иллюстраций и презентаций по темам: «Путешествие на морское дно», «По морю, по океану…», «На прогулку в зоопарк».

Чтение: А. Волков «Волшебник изумрудного города», В. Осеева «Плохо», «Синие листья»;

сказки: «Волшебное кольцо», «Жар-птица и Василиса Царевна»; поэтич. произв. : «Заря-заряница», «Идёт матушка-весна…», Ой, зачем ты, жаворонок…» (укр., «Улитка» (молд.);

былины: «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Как Илья Муромец богатырём стал».

Рисование: «В подарок маме»,

Лепка: «Сувениры»

Ручной труд: «Подснежники»(оригами)

Интересные встречи – с мамой Евы Грязновой (работником железной дороги)

Фотоальбом «Мамочка любимая».

Апрель

Задачи

Продолжать воспитание доброжелательного отношения и терпимости к людям любой расы, национальности, веры, языковой группы, к детям с физическими недостатками;

развитие у детей понятия о значении воды в жизни людей;

продолжать создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; формирование у детей представления о видовом разнообразии музеев, элементарных представлений о мировой культуре;

закрепление у детей культурно-исторических и географических знаний об особенностях родного края;

укрепление положительных взаимоотношений в семье.

Меропрятия

Беседы: «Чудеса, да и только», «И помнит мир спасённый…»,«О помощи старшим», «О дружбе», «Живая и мертвая вода».

С/р. игра «Магазин», «Поликлиника».

Подвижные игры: «Заря-заряница», «Опанас».

Рассматривание иллюстраций, презентаций о культуре разных странах мира, традициях, обычаях.

Чтение: Дж. Родари «Приключения Чипполино», А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы»; сказки: «Мудрая дева», «Ум»; былины: «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», «Илья избавляет Царьград от Идолища».

Рисование: Рисуем сказку «Гуси-лебеди»

Лепка: «Пришельцы из космоса»

Рисование: «Пасхальное яйцо», "Подарок другу"

Ручной труд: «Ракета»

Мастер-класс «От сердца – к сердцу…» - открытый просмотр для педагогов прогимназии.

Раб. с родит. - спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья»

Май

Задачи

Продолжать приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

воспитание гуманистической направленности поведения;

продолжать обогащение способов игрового сотрудничества со сверстниками;

развитие дружеских взаимоотношений и способствование становлению микро-групп на основе интереса к разным видам игр;

закрепление у детей культурно-исторических и географических знаний о Земле;

воспитание любви к Родине, патриотических чувств у детей.

Мероприятия

Беседы: «Этих дней не смолкнет слава», «Я - гражданин мира», «Кругосветное путешествие», «О дружбе и взаимопомощи», «Новенький (скоро в школу)»

Оформление стенда «День Победы»

С/р. игра «Школа».

Подвижные игры: «Заря-заряница», «Поймай хвост дракона».

Чтение: Э. Успенский «Дядя Фёдор. Пёс и кот», Э. Шим «Не смей!», К. Паустовский «Тёплый хлеб», А. Митяев «Мешок овсянки»; Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка», «Новый наряд короля»; поэтич. произв. : «Берёза моя, берёзонька», «Вы послушайте, ребята…», по мотивам текстов Эзопа «Кошка и куры», «Лисица и виноград», «Лисица и лев»; былина «Садко».

Рисование: «На дне морском»

Конструирование: «Береза» (витая спираль)

«Прогимназия №63 ОАО «РЖД», г. Батайск

Руководители проекта:

Галстян Т. Г., Ершова Л. В.

Участники проекта:

Педагоги, дети, родители

2012-2013 уч. г.

Публикации по теме:

Проект «Индивидуальная книга доброты» Название проекта: «Индивидуальная книга доброты» Состав проектной группы: Родители, воспитатель. Аудитория проекта: Родители, воспитатель.

Проект «Подарим радость, доброту». К вашему вниманию предоставляется долгосрочный ПРОЕКТ «Подарим радость, доброту». Мы считаем, что основы нравственного развития личности.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«В единстве наша сила». Групповой проект по формированию толерантности в подготовительной коррекционной группе
Опубликовано: 20 июля 2013 в 11:34
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...