«В единстве наша сила». Групповой проект по формированию толерантности в подготовительной коррекционной группе

Тамара Галстян
«В единстве наша сила». Групповой проект по формированию толерантности в подготовительной коррекционной группе

Актуальность темы

Сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребёнку усвоить нормы нравственного поведения; воспитывать умение не только отстаивать свою, но и принимать чужую точку зрения; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; сопоставлять и сравнивать его и чужие предпочтения, которые не всегда совпадают; достойно выходить из конфликтных ситуаций; помочь обрести уверенность в себе, адекватно оценивая собственные возможности.

Это возможно при создании определённых условий: необходимо погружение ребёнка в особо организованную жизненную среду, формирующую первичные представления о дружбе, о друзьях, о человеческих качествах, о том, что мы, все граждане России, являемся неотъемлемой частью великой российской нации, без их декларирования взрослыми, конструируя познавательную деятельность детей в быту, в игре.

Педагогические условия поликультурного воспитания дошкольников

1. Воспитание гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу у дошкольников должно осуществляться на основе теории развития понятий, которые надо не сообщать, а формировать, т. е. подходить с разных сторон, вовлекать детей в активный познавательный процесс, многократно возвращаться к одному и тому же понятию и каждый раз рассматривать его под разными углами зрения, ежедневно малыми дозами наращивать их в самых разнообразных видах деятельности.

2. Проведение наблюдений, экспериментов, бесед, игр, праздников, конкурсов, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, позволяющих детям самостоятельно улавливать общепринятые нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

3. Сообщение сведений по человековедению не только во время организованной образовательной деятельности, куда выносятся только узловые вопросы, а в форме обычного, нерегламентированного разговора знающего взрослого с интересующимся малышом, как это делают родители, а так же по принципу «делай, как я».

4. Формирование первичного представления о дружбе, друзьях, о человеческих качествах должно вестись исподволь, легко и незаметно, ненавязчиво, без налёта обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны как взрослого, так и ребёнка.

5. Практическая деятельность ребёнка по реализации принципов принадлежности к мировому сообществу.

Перспективный план работы

Цель:

Формирование у детей первичных представлений о дружбе, о друзьях, о человеческих качествах; доброжелательного отношения к другим народам, их быту и культуре.

Задачи:

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

- формирование нравственной сферы;

- формирование социальной сферы;

- приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- развитие продуктивной деятельности.

Литература:

- Баринова Е. В. – Учимся дружить – Ростов-на-Дону, «Феникс» 2012.

- Дурова Н. В. – Очень важный разговор – М., «Мозаика-Синтез» 2002.

- Вахрушев А. А. – Здравствуй, мир – М., 2009.

- Князева О. Л., Стеркина Р. Б. – серия «Маленький человек и большой мир», комплект «Я, ты, мы» - М., «Дрофа» 1998.

«В единстве наша сила»

Перспективный план работы по поликультурному воспитанию детей.

Подготовительная коррекционная группа. 2012-2013 уч. г.

Сентябрь

Задачи

Воспитание доброжелательного отношения сверстникам, желание и умение считаться с правами других детей;

развитие способности к оценке и самооценке, умения сравнивать, высказывать суждения.

Мероприятия

Беседы по социально-нравственному воспитанию: «О доброте и жадности», «О трусости и храбрости», «О вежливых словах».

Работа с родителями – создание фотовыставки «Мы любим наш город».

Чтение худ. лит-ры: В. Осеева, «Волшебное слово»; сказки «Айога», «Кот в сапогах», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо».

Рисование - «Как я провел лето».

Сюжетно-ролевая игра: «К нам гости пришли».

Октябрь

Задачи

Воспитание доброжелательного отношения к окружающим;

развитие представления о необходимости знания правил поведения;

формирование навыков поведения в общественных местах, опираясь на опыт детей;

расширение кругозора детей;

приобщение к словесному искусству;

развитие продуктивной деятельности.

Мероприятия

Беседы по социально-нравственному воспитанию: «О доброте и чуткости», «Мы едем в городском транспорте», «Наш детский сад».

Дид. игра: «Давайте познакомимся»

Работа в книжном уголке - подбор книг со сказками разных народов.

Чтение худ. лит-ры: «Золотой ключик или приключения Буратино», «Пиноккио»; «Лиса и журавль», «Царевна Лягушка».

Лепка: «Филимоновская игрушка».

Создание плаката «Разноцветная планета».

Конкурс с участием родителей - «Осенняя пора, очей очарованье…»

Ноябрь

Задачи

Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу;

воспитание положительного отношения к другим людям, осознанного понимания зависимости добрых отношений от личных качеств каждого;

систематизация знаний детей о связи человека с природой;

расширение кругозора детей;

приобщение к словесному искусству;

развитие физических качеств;

вовлечение родителей в совместное с детьми творчество.

Мероприятия

Беседы по социально-нравственному воспитанию: «О хороших поступках», «Такие разные и такие похожие», «Я тебя прощаю», «Почему бывают драки», «Как я отношусь к другим детям».

Дидактические игры: «Привычки плохие и хорошие», «Человек – часть природы».

Экскурсия в музей поликультурного воспитания «Мир похож на цветной луг!».

Рассматривание иллюстраций и презентаций по теммам «Европа» (люди; животный, растительный мир, «Игрушки разных народов»; знакомство с игрушками «Тильда».

Подвижные игры: «Филин и пташки», «Горелки»

(укр. нар., «Золотые ворота» (рус. нар.).

Чтение худ. лит-ры: «Кот в сапогах» Шарль Перро; «Стойкий оловянный солдатик» Г. -Х. Андерсен; «Рукавичка» (укр. нар. ск.); «Теремок» (рус. нар. ск.).

Создание игрушки «Курочка Тильда».

Лепка: «Дымковская птичка».

Рисование: «Мамочка – солнышко моё!».

Раб. с родит. - анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка», праздник, посвящённый Дню матери "Разговор о маме".

Декабрь

Задачи

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

формирование осознанного понимания родственных отношений, развитие ответственности, самоконтроля, умения «читать» по мимике и жестам;

развитие физических качеств;

развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Мероприятия

Беседы по социально-нравственному воспитанию: «Что такое дружба?», «Что такое справедливость?», «Если друг заболел вдруг…», «О бабушках и дедушках», «Нам очень нужны друзья», «Какие мы все разные!».

Рассматривание иллюстраций и презентаций по темам «Азия», «Африка»(люди; животный, растительный мир).

Развлечения: «Теремок» (теневой театр, «Зимняя сказка» (новогоднее представление группы).

Подвижные игры - «Мы весёлые ребята!»(рус. иг., «Поймай хвост дракона»(китайская нар. игра, «Нос-нос-нос-рот!» (япон. нар. иг.).

Настольно-печатные игры: «Хорошо-плохо», «Змеи и лестницы».

Дид. игра «В гости к другу».

Чтение: Г. -Х. Андерсен «Снежная королева»,

С. Аксаков «Аленький цветочек»,

Л. Воронкова «Ссора с бабушкой».

Рисование: «Сказочный дворец Снежной королевы».

Январь

Задачи

Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, православных традиций;

воспитание чувства взаимопомощи, товарищества, умения анализировать собственные поступки;

обогащение знания детей о роли человека в жизни природы, воспитание бережного отношения ко всему живому;

создание условий для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах игр.

Мероприятия

Беседы по социально-нравственному воспитанию: «Что такое чуткость», «Учусь мечтать», «С кем бы ты хотел дружить?», «Как поддержать больного друга?».

Беседа о народных праздниках – Рождество, Крещение.

Подвижные игры: «Два Мороза», «Взятие снежной крепости».

Рассматривание иллюстраций и презентаций: «Путешествие в Южную Америку», «Путешествие в Северную Америку» (люди, животный и растительный мир).

Настольная индийская игра «Змеи и лестницы».

Чтение: Г. -Х. Андерсен Гадкий утёнок», П. Бажов «Хозяйка Медной горы»; «Снегурочка», «Финист – Ясный сокол», И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

Сюж. -р. игры: «Школа», «Больница».

Рисование – «Портрет друга»

Оформление папки-передвижки «С Рождеством Христовым», разучивание колядок с детьми.

Февраль

Задачи

Продолжать воспитание положительной самооценки, уверенности в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства, самоконтроля и ответственности за свои действия и поступки;

приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

формирование умения детей самостоятельно организовывать игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов.

Мероприятия

Беседы: «Легко ли человеку, если он один?», «Зачем нам нужен друг?», «Природа добрая и злая», «О наших защитниках».

С/р. игры: «Пограничники», «Путешествие по железной дороге».

Рассматривание иллюстраций и презентаций по темам «Путешествие в Австралию», «Путешествие в Антарктиду» (люди, животный и растительный мир).

Настольная испанская игра «Мельница».Подвижные игры: «Горелки», «Золотые ворота», «Поймай хвост дракона».

Чтение: Р. Киплинг «Маугли»; А. Митяев «Мешок овсянки»; сказки: «Белая уточка», «Василиса прекрасная», «Иван-солдат»; «Как на масляной неделе…», «Коляда, коляда…».

Рисование: «Пингвины в Антарктиде», «Портрет папы», «Моя семья»

Лепка: «Кораблик для папы»

Ручной труд: «Открытка для папы» (оригами)

Интересные встречи – с лётчиком 1-го класса Галстяном Г. С (ныне – военный пенсионер).

Анкета для отцов и дедов - «Каков вы мужчина».

Спортивный праздник «Вместе с папой я - герой!»

Март

Задачи

Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу;

продолжать воспитание у детей способности анализировать своё поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами, умение анализировать поведение сверстников доброжелательно;

развитие осознанного отношения к красоте родного языка, языкам и культуре других народов;

укрепление положительных взаимоотношений в семье.

Мероприятия

Беседы: «Учусь себя оценивать», «Мой родной язык», «О товариществе», «О совместном труде».

Беседа о народном празднике – Масленице.

С/р. игры: «Школа», «Библиотека».

Подвижные игры: «Горелки», «Золотые ворота», «Поймай хвост дракона».

Рассматривание иллюстраций и презентаций по темам: «Путешествие на морское дно», «По морю, по океану…», «На прогулку в зоопарк».

Чтение: А. Волков «Волшебник изумрудного города», В. Осеева «Плохо», «Синие листья»;

сказки: «Волшебное кольцо», «Жар-птица и Василиса Царевна»; поэтич. произв. : «Заря-заряница», «Идёт матушка-весна…», Ой, зачем ты, жаворонок…» (укр., «Улитка» (молд.);

былины: «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Как Илья Муромец богатырём стал».

Рисование: «В подарок маме»,

Лепка: «Сувениры»

Ручной труд: «Подснежники»(оригами)

Интересные встречи – с мамой Евы Грязновой (работником железной дороги)

Фотоальбом «Мамочка любимая».

Апрель

Задачи

Продолжать воспитание доброжелательного отношения и терпимости к людям любой расы, национальности, веры, языковой группы, к детям с физическими недостатками;

развитие у детей понятия о значении воды в жизни людей;

продолжать создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; формирование у детей представления о видовом разнообразии музеев, элементарных представлений о мировой культуре;

закрепление у детей культурно-исторических и географических знаний об особенностях родного края;

укрепление положительных взаимоотношений в семье.

Меропрятия

Беседы: «Чудеса, да и только», «И помнит мир спасённый…»,«О помощи старшим», «О дружбе», «Живая и мертвая вода».

С/р. игра «Магазин», «Поликлиника».

Подвижные игры: «Заря-заряница», «Опанас».

Рассматривание иллюстраций, презентаций о культуре разных странах мира, традициях, обычаях.

Чтение: Дж. Родари «Приключения Чипполино», А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы»; сказки: «Мудрая дева», «Ум»; былины: «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», «Илья избавляет Царьград от Идолища».

Рисование: Рисуем сказку «Гуси-лебеди»

Лепка: «Пришельцы из космоса»

Рисование: «Пасхальное яйцо», "Подарок другу"

Ручной труд: «Ракета»

Мастер-класс «От сердца – к сердцу…» - открытый просмотр для педагогов прогимназии.

Раб. с родит. - спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья»

Май

Задачи

Продолжать приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

воспитание гуманистической направленности поведения;

продолжать обогащение способов игрового сотрудничества со сверстниками;

развитие дружеских взаимоотношений и способствование становлению микро-групп на основе интереса к разным видам игр;

закрепление у детей культурно-исторических и географических знаний о Земле;

воспитание любви к Родине, патриотических чувств у детей.

Мероприятия

Беседы: «Этих дней не смолкнет слава», «Я - гражданин мира», «Кругосветное путешествие», «О дружбе и взаимопомощи», «Новенький (скоро в школу)»

Оформление стенда «День Победы»

С/р. игра «Школа».

Подвижные игры: «Заря-заряница», «Поймай хвост дракона».

Чтение: Э. Успенский «Дядя Фёдор. Пёс и кот», Э. Шим «Не смей!», К. Паустовский «Тёплый хлеб», А. Митяев «Мешок овсянки»; Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка», «Новый наряд короля»; поэтич. произв. : «Берёза моя, берёзонька», «Вы послушайте, ребята…», по мотивам текстов Эзопа «Кошка и куры», «Лисица и виноград», «Лисица и лев»; былина «Садко».

Рисование: «На дне морском»

Конструирование: «Береза» (витая спираль)

«Прогимназия №63 ОАО «РЖД», г. Батайск

Руководители проекта:

Галстян Т. Г., Ершова Л. В.

Участники проекта:

Педагоги, дети, родители

2012-2013 уч. г.

Публикации по теме:

Проект «Индивидуальная книга доброты» Название проекта: «Индивидуальная книга доброты» Состав проектной группы: Родители, воспитатель. Аудитория проекта: Родители, воспитатель.

Проект «Подарим радость, доброту». К вашему вниманию предоставляется долгосрочный ПРОЕКТ «Подарим радость, доброту». Мы считаем, что основы нравственного развития личности.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Игрушки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«В единстве наша сила». Групповой проект по формированию толерантности в подготовительной коррекционной группе
Опубликовано: 20 июля 2013 в 11:34
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...