МААМ-картинки

«В гости к бабушке Елюк. В деревню.»

Регина Яковлева
«В гости к бабушке Елюк. В деревню.»

Методическая разработка по приобщению детей дошкольного возраста к культуре чувашского народа посредством устного народного творчества.

«В гости к бабушке Елюк. В деревню

(в чувашский музей быта)

Разработчики:

воспитатель 1 категории Яковлева Регина

Фёдоровна

г. Канаш - 2017

В группу почтальон приносит письмо от бабушки из деревни, т. к. она старая и не может приехать сама, приглашает детей в гости к себе в деревню.

Воспитатель читает это письмо (письмо написано на чувашском и русском языках)

Публикация «„В гости к бабушке Елюк, В деревню,“» размещена в разделах

Воспитатель: -Ребята, хотите побывать в деревне у бабушки Елюк?

Дети: - Да?

Воспитатель: - Деревня бабушки находится далеко от города и нам туда пешком не добраться. Мы решили к ней поехать ни на автобусе, и не на машине, а на чем поедем узнаете, угадав загадку:

У меня большая грива,

Ушки и копытца.

Прокачу того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я?.

Дети: -Лошадка!

(Трое мальчиков преображаются «в лошадей», 1 мальчик – в ямщика (удерживает вожжи, дети «садятся» в сани и «едут» к бабушке. По дороге к бабушке звучит музыка «Урхамахсем тра тапртатса»)

Возле дома (музея) встречает бабушка в чувашской национальной одежде.

Бабушка : -Здравствуйте, ребята. Ыр кун, ачасем. Рада вас видеть у себя в гостях.

Воспитатель: -Давайте, ребята, мы тоже поздороваемся с бабушкой на чувашском языке.

Дети: -Ыр кун, асанне!

Воспитатель: - Бабушка, какое необычное твоё имя Елюк!

Бабушка : - Да, меня зовут Елюк. У чувашей были необычные имена Сарпике, Чке, Нарспи, Сетнер. Вот и у меня такое красивое чувашское имя. А теперь я приглашаю вас в свой дом. (Дети входят в музей и садятся на скамейки)

Бабушка : - Дом у меня необычный, старинный. Давным-давно, когда еще не было ни машин, ни автобусов, а вместо электрических лампочек горела свеча, (показ керосинового светильника) чуваши жили вот в таких избах. Избы были бревенчатые, сделанные из дерева. Всё в доме было по-другому: мебель, одежда, посуда, инструменты. И даже еду готовили по-другому.

Дети: -Бабушка Елюк, а что у вас это необычное стоит посередине избы? (показ на печь)

Бабушка : -Самой главной в доме была печь, которую складывали из кирпича. Кирпичи делали из глины. Печь грела избу, на ней в зимние холода спали малые дети (показ спящих детей на печи, а в печи готовили еду для всей семьи: щи, кашу, похлебку; пекли картошку, хлеб и пироги. Печь была кормилицей.

Дети: -А в чем же, бабушка Елюк, вы готовили еду?

Бабушка : -Вот в таком горшке готовили пищу. Он тоже сделан из глины. (Показ глиняных горшков разного размера). Посмотрите, у нее нет ни одной ручки.

Дети: -А как же этот горшок тогда ставили в печь?

Бабушка : -Сейчас я вам покажу, как этот горшок-чугунок ставится в печь. (Показывает и комментирует процесс). Для этого у каждой хозяйки были свои инструменты - приспособления. Они всегда стояли возле печки. Это ухват, кочерга, лопата деревянная. Каждая служила хозяйке по своему назначению. Брали ухват с длинной ручкой. Посмотрите у него есть 2 рожки. Вот эти рожки подхватывали горшок и хозяйка ставила горшок-чугунок в печь, где горели дрова. Когда дрова прогорали, вот такой кочергой (показ кочерги и действия с ней) угольки выгребали из печи, а горшок ставили поглубже. Туда же ставили выпекать хлеб. Его в печь ставили вот такой деревянной лопатой. Тесто ставили прямо на раскаленные кирпичи (показ лопаты). Потом печь закрывали заслонкой, чтобы тепло не уходило. Еда всегда была вкусной и горячей. Еду чуваши ели тоже из посуды, сделанной своими руками. (показ посуды разного вида)

Бабушка : -Из чего сделана эта посуда?

Дети: -Из дерева.

Бабушка : -А эта посуда?

Дети: -Из глины

Бабушка : -А эта посуда? (показывает берестяную посуду). Она сделана из бересты, т. е. коры березы. В плетеной из бересты посуде хранили крупы, ходили за ягодами и грибами в лес.

Бабушка Елюк обращает внимание детей на сидящих на скамейке дедушку и женщину, одетых в чувашскую одежду, лапти. Мужчина плетет лапти, у женщины в руке вышивка. (дети встают со скамеек и рассматривают мужскую, женскую одежду и обувь). Бабушка Елюк продолжает вести беседу.

Бабушка : -В старину долгими зимними вечерами все взрослые занимались рукоделием. Женщины, девушки шили одежду, потом украшали ее вышивкой, а мужчины плели лапти или что-нибудь мастерили. Своему ремеслу учили и детей постарше. Обувь у всех была одинаковой. Все и стар и млад одевали лапти. Их плели из лыка – коры липового дерева. Чуваши очень трудолюбивы и работящий народ.

Дети: -Бабушка Елюк, а что за шкаф у вас тут стоит? Сам маленький, но такой красивый.

Бабушка : -В старину в каждой семье были такие вручную выполненные сундуки (арча). Там хранились вышитые рубахи, платья, полотенца. Когда девушка выходила замуж, то должна была все свое приданное положить в такую арчу (сундук). В каждой семье была вот такая колыбель (спка) (показ колыбели). В спка (колыбель) укладывали малыша и качали, чтобы он заснул. Но что-то наш малыш не хочет спать. Что нужно сделать, чтобы наш малыш заснул?

Дети: -Спеть колыбельную песню! А мы знаем колыбельную песню на чувашском языке. Может он заснет, если мы ему споем эту песню?

Бабушка : -Ну, давайте спойте ему. Старшие дети ухаживали за младшими братишками и сестренками.

Девочки исполняют чувашскую народную песню-колыбельную возле спки (колыбели) «Папа ту, няни»

Бабушка : -Вот наш малыш и заснул. Можно теперь и домашними делами заниматься. Работы по хозяйству много. За домашними животными ухаживать, зерно смолотить. Вон в корзине гусыня сидит и за ней приглядеть (показ сидящей в корзине в углу гусыни)

Дети: - А почему она сидит дома?

Бабушка : -Гусыня насиживает яйца, чтобы вывести гусят. Гуси несут яйца рано весной, когда еще морозы по ночам. Чтобы яйца не замерзли, чуваши заносили гусыню домой и сажали в тихий уголок. Еду тоже ей давали туда же. А в сарае и хлеву находились корова, лошадь, овцы. Когда появлялись телята и ягнята, их тоже заносили в дом. Дети с удовольствием забавлялись с ними. Ребята, вы не хотите поухаживать за домашними животными, помочь мне по хозяйству?

Дети: -Да

Бабушка : -Тогда идемте во двор! (подходят к снопам и ручной мельнице). Как вы думаете что это?

Дети: -Снопы!

Бабушка : -Правильно, это снопы. Их привезли с поля. Внутри этих колосьев спрятаны зернышки. Эти зернышки нужно было очистить от соломы. Для этого у чувашей был свой инструмент (тпач). Снопы расстилали на ткани и стучали по ним, так чтобы зерна высыпались из колосьев. С ним работали вот так (показ работы). Ох, как я устала. Ведь работа эта нелегкая. У меня заболела и спина и руки.

Дети: -Бабушка Елюк, давайте мы вам поможем. А вы пока отдохните, наберитесь сил.

2 мальчика имитируют молотьбу. Все поют чувашскую песню «Тпач юрри» муз. В. Воробьева, свободное переложение Р. Ильгачевой

Бабушка : -Молодцы, ребята. Маттур, ачасем. Сколько зерна смолотили вы мне. А теперь мы его можем и перемолоть, чтобы получилась мука. Для этого нам и понадобиться ручная мельница.

1 мальчик и 1 девочка подходят к бабушке.

Дети: -Бабушка Елюк, мы перемелем вам зерно на этой ручной мельнице, чтобы получилась мука. (работают на ручной мельнице)

Бабушка : -Ну, спасибо. Маттур ачасем. Славно поработали. Чуваши не только работать мастера, но и веселиться, радоваться. После тяжелой работы и мы давайте поиграем и повеселимся.

«Игра с тухьёй»

Бабушка : -И поработали, и поиграли. Вы, наверное, проголодались, ребята? Пока вы играли, я испекла пироги (кукль). Угощайтесь на здоровье! (Угощает пирогами, которые лежат в плетеной берестяной посуде).

Дети: -Спасибо, бабушка. И мы к тебе пришли не с пустыми руками. Мы хотим спеть тебе песню «Миша, теп…» муз. Ф. Павлов, слова народные. (Исполнение песни «Миша, теп…»)

Дети: -Бабушка, как нам было интересно у тебя! Сколько мы узнали нового. Но нам пора обратно домой. Путь у нас не близкий. Ты не скучай по нам. В следующий раз приезжай ты к нам. Мы будем ждать. Ну а теперь пора прощаться. Сыв пул, асанне! (прощаются на чувашском языке)

Дети уходят.

Бабушка : -Сыв пулр, ачасем!

Машет им вслед рукой.

Публикации по теме:

Физкультурный досуг в старшей логопедической группе «В гости к бабушке в деревню» Задачи: 1. Создавать доброжелательную атмосферу, доставить детям радость. 2. Закреплять умения, полученные на физкультурных занятиях. 3.

Фотоотчет. НОД в младшей группе «В гости к бабушке в деревню»Фотоотчет. НОД в младшей группе «В гости к бабушке в деревню» .

Фотоотчет о занятии краеведческой направленности в младшей группе «В гости к бабушке в деревню»Фотоотчет о занятии краеведческой направленности в младшей группе «В гости к бабушке в деревню» о оксана лапшина Фотоотчет занятия краеведческой направленности в младшей группе «В гости к бабушке в деревню» Добрый день! Уважаемые.

Итоговое развлечение «В гости к бабушке в деревню» для детей старшей-средней группыИтоговое развлечение «В гости к бабушке в деревню» для детей старшей-средней группы Программные задачи: 1. Продолжать знакомить детей с домашними животными их детёнышами, с особенностями их поведения и питания (корова, лошадь,.

Конспект итогового занятия «Путешествие к бабушке в деревню» Вторая младшая группа Конспект итогового занятия "Путешествие к бабушке в деревню" Вторая младшая группа Программное содержание: 1. Развитие связной речи детей,.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в младшей группе «В гости к бабушке в деревню» Тема "В гости к бабушке в деревню" Вид деятельности: математическое развитие. Задачи в образовательных областях: "Здоровье"- совершенствовать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для первой младшей группы «В гости к бабушке в деревню» Цель: закрепить первоначальные представления детей 2 - 3 лет о домашних животных (собака) и птицах (курица, цыплята, а также о диких животных.

Конспект НОД в младшей группе «В гости к бабушке в деревню» МБДОУ «Детский сад ст. Новый Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Конспект непосредственно-образовательной.

Занятие по социально-личностному развитию с использованием технологий здоровьесбережения «В гости к бабушке в деревню» Дата проведения НОД: 26 октября 2016г Тема: «В гости к бабушке в деревню» Возрастная группа: вторая младшая, дети 3- 4 лет Форма НОД: занятие,.

Летнее развлечение. Тема: «Путешествие в деревню к бабушке Мане» Участок оформлен в виде деревни (пруд –вкопанный таз с рыбками, вдали лягушата из коробочек, лесок с шишками, кот Василий на сундуке. Дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В гости к бабушке Елюк. В деревню.»
Опубликовано: 16 февраля 2017 в 18:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД