Папки-передвижки

«В гостях у домовёнка Кузи»

Корниенко Елена
«В гостях у домовёнка Кузи»

В гостях у домовёнка Кузи

Программное содержание

Закрепить знания детей о русской избе ;внешний вид, предметы быта.

Вспомнить традиции русских людей, научить детей изготавливать тря-

пичную куклу. Воспитывать самостоятельность во время ручного труда,

интерес к национальной культуре, чувство взаимопомощи.

Дети входят в группу, садятся на стульчики. Воспитатель обращает внимание на гостей. Предлагает на время забыть, что в группе гости и заняться тем, что предложит.

Голос

Эгее –охо-х! детушки- лапушки! Вы меня слышите?

Публикация «„В гостях у домовёнка Кузи“» размещена в разделах

Я вас к себе в гости приглашаю, жду поджидаю, один дома скучаю!

Воспитатель

Интересно, кто это нас зовёт? Вы не знаете кто может нас с вами в гости пригласить? Эй,кто ты? И куда нас в гости зовёшь?

Голос

Жду вас в избе русской,тёплой. да уютной! А кто я отгадайте.

Живу в избе за печкой,сплю свернувшись я колечком.

Я не кошка инее кот. Я хозяин вдоме—вот!

И шутник я и затейник, лучший друг мой – старый веник!

Кто я догадались?

Воспитатель

Да. Это наш друг домовёнок. Пойдё к нему в гости в избу? Посмотрим, чем он нас на этот раз порадует, а заодно и об избе всё вспомним.

Как она снаружи выглядит, как внутри устроина, какое убранство, какие

Старинные предметы быта есть. А ещё попросим Кузю рассказать ипоказать какой –нибудь старинный обычай или традицию.

Согласны? давайте поговорим о правилах поведения.

Подойдя к избе входить сразу надо? Как себя вести,войдя в избу?

Ну тогда, добры молодцы, да красны девицы давайте собираться,нар

яжаться, да в гости отправляться. (надевают фуражки,платки, бусы).

Воспитатель

Тили бом,тили бом! Посмотрите Кузин дом!

Весь из брёвен срублен он, ставни расписные,

Наличники резные.

И заваленка здесь есть –так ихочется присесть!

Нравится дом? Красивый?

Как в старину называли дом?

Сейчас говорят «строить дом», а раньше как говорили?

Чем рубили избу? Из каких деревьев?

Как говорили о топоре? Окнами в какую сторону ставили дом?

Что прикрепляли над окошками? Зачем?

Что прикрепляли по обе стороны окна?

Что обозначали открытые и закрытые ставни?

Что ниже окон?

Что крепили на самом верху крыши,на коньке?

У Кузи ставни открыты или закрыты? Значит Кузя дома или нет?

Не забыли как вести себя в гостях?

ВОШЛИ

1 ребёнок

Эта изба ровно легла. На дворе капель, так и тут тепель.

Домом жить не развесив уши ходить.

Домом жить не лукошко шить.

Домом жить обо всём тужить.

Дом вести не лапти плести.

Воспитатель

Да и правда –всё у домовёнка в избе ладненько, да чистенько.

Все вещи на своих местах. А где же хозяин? Кузьма Егорович, где ты?

Ты нас в гости звал? Или не рад? Выходи!

Из под печки вылазиит домовёнок.

Здравствуйте, гости! Рад я вам,рад.

Гостю почёт – хозяину честь.

Проходите,выбирайте местечко по душе,

Будьте, как дома. У меня для каждого найдётся и местечко и словечко.

Проходите,гости, не стесняйтесь.

Поудобнее рассаживайтесь.

Полна горница гостей, стало в горнице светлей!

Воспитатель

Спасибо,Кузьма Егорович,за слова приветливые.

Туда голуби летают,где их привечают.

А чем ты нас позабавишь?

Домовёнок

А позабавлю я вас загадками. Все они про предметы,которые в этой избе находятся. Живут они в моём волшебном чугунке,только я читать неумею,Е. В. лрочитайте сами.

1 четыре братца под одной крышей живут.

(где в старину ставили стол? Какой был стол)

2 в воде родится,воды боится,её не едят и без неё не едят.

(где стояла соль,в чём,какие правила пользования солью знаете)

3 таять может,а не лёд. Не фонарь,а свет даёт.

(для чего свеча? У кого были свечи, а у кого лучины)

4 в чём качали маленьких детей?

(какое поверье было,связ—е с люлькой)

5 маленький ерофейка,подпоясан коротенько

По полу скок и в уголок.

(где стоял веник,почему,что люди считали,ставя веник в угол)

6 железный конь скачет в огонь.

(где ставили кочергу,почему)

7 рогатый,да небык,хватает, да несыт,

Людям отдаёт,сам на отдых идёт.

(где ставили ухват,как,какое поверье было,связанное с ухватом)

8 стоит девица в избе,а коса на улице.

(как называли печь,для чего она нужна была)

9 концами над водой висит,серёдкой на печи лажит.

(для чего нужно коромысло,сейчас пользуются)

Воспитатель

Кузьма Егорович,ты доволен ответами на свои загадки?

А почему ты грустный? Или нам не рад?

Кузя

Да рад я вам,рад. Только настроение что – то пропало.

Воспитатель Не грусти, Кузя,мы знаем одну игру русскую народную. Она очень интересная и весёлая. Хочешь с нами поиграть? У тебя и настроение сразу поднимется. Называется игра»Чепуха».

Объясняю правила. На ухо каждому игроку я шепчу слово.

Потом я буду задавать вопросы,а вы должны этим словом ответить.

Ход ИГРЫ

Ходим,ходим мы по кругу и смеёмся друг над другом.

Кто,что съел,кто что одел,в чем на небо улетел.

(задаются слова и вопросы к ним)

Воспитатель

Понравилась игра? К. Е. а что это за кукла у тебя висит? Ты о ней нам никогда не рассказывал.

Кузя

А это мой оберег. Он мне от моей мамы достался, а моей маме от её мамы. ей уже 200 лет.

Воспитатель

Как я сразу не догадалась! У моей старенькой бабушки тоже такая

Кукла есть. Называется она тряпичная. Бабушка рассказывала,что в старину таких кукол делали взрослые и дети сами, скручивали их из лоскутков. если кукла предназначалась для игры, то рисовали лицо,

А если оберег,то без лица. Тряпичную куклу –оберег мать дарила своей дочери или сыну в день свадьбы. Считалось, что кукла –оберег будет хранить молодую семью от несчастий и неудач. Эта кукла передавалась по наследству. маленькую куклу – оберег давали мужчинам в карман в дальнюю дорогу, в армию,на войну.

Кузя,а у тебя,случайно, лоскутков нет? Мы –бы и себе кукол сделали.

Кузя

Всё у меня есть! Давно приготовлено! Вон там,на столах лоскутки,

садитесь и мастерите.

Сели за столы. Показываю последовательность работы.

Повторяем посхеме-модели.

Дети выполняют работы.

Воспитатель

Домовёнок, посмотри,как дети постарались. Тебе нравится?

Все справились с заданием? Спасибо тебе,Кузьма Егорович,

за гостеприимство. Пора нам домой. Давайте прощаться.

Мальчик

Жить тебе,изба,поживать,да добра наживать.

Без зла и без вихря,без всякого лиха.

Чтобы было тепло,чтобы было светло,

Чтоб своё воделось, да и нам хватило.

Девочка

До свиданья,изба,

Живи,изба здорова, живи,изба, богато!

Дай тебе того же,что инам тоже.

Мерку жита, кусок сала,корец яиц, да итого мало!

У Ш Л И

Встречает помощник воспитателя. Спрашивает где были.

Дети рассказывают.

Воспитатель

Дети у нас молодцы! Знают,как себя в гостях вести,знают много об избе, о предметах, которые в избе находятся. Куколок вот себе смастерили.

А теперь,дети, если вы хотите себе куклу для игры сделать,то

дорисуйте лица, а если оберег, то оставляйте без лица.

Публикации по теме:

Пришла коляда — открывай ворота!Пришла коляда — открывай ворота! Пришла коляда - открывай ворота! В нашей стране очень- очень давно возникла традиция колядовать. После Рождества на Святки мы с детьми решили.

Социальный мир на основе Славянской культуры «Без печи хата — не хата»Социальный мир на основе Славянской культуры «Без печи хата — не хата» Програмное содержание: Продолжать знакомить детей с укладом жизни и бытом, традициями русского народа. Закрепить знания детей о сельском.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«В гостях у домовёнка Кузи»
Опубликовано: 6 апреля 2012 в 14:07
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД