«В гостях у домовёнка Кузи»

Корниенко Елена
«В гостях у домовёнка Кузи»

В гостях у домовёнка Кузи

Программное содержание

Закрепить знания детей о русской избе ;внешний вид, предметы быта.

Вспомнить традиции русских людей, научить детей изготавливать тря-

пичную куклу. Воспитывать самостоятельность во время ручного труда,

интерес к национальной культуре, чувство взаимопомощи.

Дети входят в группу, садятся на стульчики. Воспитатель обращает внимание на гостей. Предлагает на время забыть, что в группе гости и заняться тем, что предложит.

Голос

Эгее –охо-х! детушки- лапушки! Вы меня слышите?

Я вас к себе в гости приглашаю, жду поджидаю, один дома скучаю!

Воспитатель

Интересно, кто это нас зовёт? Вы не знаете кто может нас с вами в гости пригласить? Эй,кто ты? И куда нас в гости зовёшь?

Голос

Жду вас в избе русской,тёплой. да уютной! А кто я отгадайте.

Живу в избе за печкой,сплю свернувшись я колечком.

Я не кошка инее кот. Я хозяин вдоме—вот!

И шутник я и затейник, лучший друг мой – старый веник!

Кто я догадались?

Воспитатель

Да. Это наш друг домовёнок. Пойдё к нему в гости в избу? Посмотрим, чем он нас на этот раз порадует, а заодно и об избе всё вспомним.

Как она снаружи выглядит, как внутри устроина, какое убранство, какие

Старинные предметы быта есть. А ещё попросим Кузю рассказать ипоказать какой –нибудь старинный обычай или традицию.

Согласны? давайте поговорим о правилах поведения.

Подойдя к избе входить сразу надо? Как себя вести,войдя в избу?

Ну тогда, добры молодцы, да красны девицы давайте собираться,нар

яжаться, да в гости отправляться. (надевают фуражки,платки, бусы).

Воспитатель

Тили бом,тили бом! Посмотрите Кузин дом!

Весь из брёвен срублен он, ставни расписные,

Наличники резные.

И заваленка здесь есть –так ихочется присесть!

Нравится дом? Красивый?

Как в старину называли дом?

Сейчас говорят «строить дом», а раньше как говорили?

Чем рубили избу? Из каких деревьев?

Как говорили о топоре? Окнами в какую сторону ставили дом?

Что прикрепляли над окошками? Зачем?

Что прикрепляли по обе стороны окна?

Что обозначали открытые и закрытые ставни?

Что ниже окон?

Что крепили на самом верху крыши,на коньке?

У Кузи ставни открыты или закрыты? Значит Кузя дома или нет?

Не забыли как вести себя в гостях?

ВОШЛИ

1 ребёнок

Эта изба ровно легла. На дворе капель, так и тут тепель.

Домом жить не развесив уши ходить.

Домом жить не лукошко шить.

Домом жить обо всём тужить.

Дом вести не лапти плести.

Воспитатель

Да и правда –всё у домовёнка в избе ладненько, да чистенько.

Все вещи на своих местах. А где же хозяин? Кузьма Егорович, где ты?

Ты нас в гости звал? Или не рад? Выходи!

Из под печки вылазиит домовёнок.

Здравствуйте, гости! Рад я вам,рад.

Гостю почёт – хозяину честь.

Проходите,выбирайте местечко по душе,

Будьте, как дома. У меня для каждого найдётся и местечко и словечко.

Проходите,гости, не стесняйтесь.

Поудобнее рассаживайтесь.

Полна горница гостей, стало в горнице светлей!

Воспитатель

Спасибо,Кузьма Егорович,за слова приветливые.

Туда голуби летают,где их привечают.

А чем ты нас позабавишь?

Домовёнок

А позабавлю я вас загадками. Все они про предметы,которые в этой избе находятся. Живут они в моём волшебном чугунке,только я читать неумею,Е. В. лрочитайте сами.

1 четыре братца под одной крышей живут.

(где в старину ставили стол? Какой был стол)

2 в воде родится,воды боится,её не едят и без неё не едят.

(где стояла соль,в чём,какие правила пользования солью знаете)

3 таять может,а не лёд. Не фонарь,а свет даёт.

(для чего свеча? У кого были свечи, а у кого лучины)

4 в чём качали маленьких детей?

(какое поверье было,связ—е с люлькой)

5 маленький ерофейка,подпоясан коротенько

По полу скок и в уголок.

(где стоял веник,почему,что люди считали,ставя веник в угол)

6 железный конь скачет в огонь.

(где ставили кочергу,почему)

7 рогатый,да небык,хватает, да несыт,

Людям отдаёт,сам на отдых идёт.

(где ставили ухват,как,какое поверье было,связанное с ухватом)

8 стоит девица в избе,а коса на улице.

(как называли печь,для чего она нужна была)

9 концами над водой висит,серёдкой на печи лажит.

(для чего нужно коромысло,сейчас пользуются)

Воспитатель

Кузьма Егорович,ты доволен ответами на свои загадки?

А почему ты грустный? Или нам не рад?

Кузя

Да рад я вам,рад. Только настроение что – то пропало.

Воспитатель Не грусти, Кузя,мы знаем одну игру русскую народную. Она очень интересная и весёлая. Хочешь с нами поиграть? У тебя и настроение сразу поднимется. Называется игра»Чепуха».

Объясняю правила. На ухо каждому игроку я шепчу слово.

Потом я буду задавать вопросы,а вы должны этим словом ответить.

Ход ИГРЫ

Ходим,ходим мы по кругу и смеёмся друг над другом.

Кто,что съел,кто что одел,в чем на небо улетел.

(задаются слова и вопросы к ним)

Воспитатель

Понравилась игра? К. Е. а что это за кукла у тебя висит? Ты о ней нам никогда не рассказывал.

Кузя

А это мой оберег. Он мне от моей мамы достался, а моей маме от её мамы. ей уже 200 лет.

Воспитатель

Как я сразу не догадалась! У моей старенькой бабушки тоже такая

Кукла есть. Называется она тряпичная. Бабушка рассказывала,что в старину таких кукол делали взрослые и дети сами, скручивали их из лоскутков. если кукла предназначалась для игры, то рисовали лицо,

А если оберег,то без лица. Тряпичную куклу –оберег мать дарила своей дочери или сыну в день свадьбы. Считалось, что кукла –оберег будет хранить молодую семью от несчастий и неудач. Эта кукла передавалась по наследству. маленькую куклу – оберег давали мужчинам в карман в дальнюю дорогу, в армию,на войну.

Кузя,а у тебя,случайно, лоскутков нет? Мы –бы и себе кукол сделали.

Кузя

Всё у меня есть! Давно приготовлено! Вон там,на столах лоскутки,

садитесь и мастерите.

Сели за столы. Показываю последовательность работы.

Повторяем посхеме-модели.

Дети выполняют работы.

Воспитатель

Домовёнок, посмотри,как дети постарались. Тебе нравится?

Все справились с заданием? Спасибо тебе,Кузьма Егорович,

за гостеприимство. Пора нам домой. Давайте прощаться.

Мальчик

Жить тебе,изба,поживать,да добра наживать.

Без зла и без вихря,без всякого лиха.

Чтобы было тепло,чтобы было светло,

Чтоб своё воделось, да и нам хватило.

Девочка

До свиданья,изба,

Живи,изба здорова, живи,изба, богато!

Дай тебе того же,что инам тоже.

Мерку жита, кусок сала,корец яиц, да итого мало!

У Ш Л И

Встречает помощник воспитателя. Спрашивает где были.

Дети рассказывают.

Воспитатель

Дети у нас молодцы! Знают,как себя в гостях вести,знают много об избе, о предметах, которые в избе находятся. Куколок вот себе смастерили.

А теперь,дети, если вы хотите себе куклу для игры сделать,то

дорисуйте лица, а если оберег, то оставляйте без лица.

Публикации по теме:

Пришла коляда — открывай ворота!Пришла коляда — открывай ворота! Пришла коляда - открывай ворота! В нашей стране очень- очень давно возникла традиция колядовать. После Рождества на Святки мы с детьми решили.

Социальный мир на основе Славянской культуры «Без печи хата — не хата»Социальный мир на основе Славянской культуры «Без печи хата — не хата» Програмное содержание: Продолжать знакомить детей с укладом жизни и бытом, традициями русского народа. Закрепить знания детей о сельском.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«В гостях у домовёнка Кузи»
Опубликовано: 6 апреля 2012 в 14:07
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...