Получи документы

«В гостях у куклы Анюк». Конспект открытого занятия в старшей группе

Елена Платонова
«В гостях у куклы Анюк». Конспект открытого занятия в старшей группе

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи»

города Чебоксары Чувашской Республики

Разработка непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе для детей с задержкой психического развития

«В гостях у куклы Анюк»

.

Подготовила:

воспитатель

Платонова Елена Николаевна,

заведующий

МБДОУ «Детский сад №2»

г. Чебоксары Федотова Любовь Витальевна

Чебоксары 2013г.

Публикация «„В гостях у куклы Анюк“, Конспект открытого занятия в старшей группе» размещена в разделах

Разработка непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе для детей с задержкой психического развития

«В гостях у куклы Анюк»

Цель: развитие познавательных умений; умений выделять общие и существенные признаки, развитие умений применять знания на практике. Развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач. Развивать самостоятельность.

Тип: совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид: практическая работа.

Программное содержание:

Изобразительные задачи:

Учить детей созданию художественно – выразительных образов: солнца, дерева, собаки на основе элементов чувашского декоративно – прикладного искусства.

Технические задачи:

Закреплять технику использования трафаретов, штампов в рисовании.

Упражнять детей в сочетании уже знакомых способов рисования:

цветными карандашами, маркерами, фломастерами, гуашью, поролоном.

Развивающие задачи:

Познакомить детей с орнаментальными образами – символами солнца,

дерева, густой лес, собака, через чувашское декоративно – прикладное искусство.

Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.

Стимулировать самостоятельность при выборе изобразительных материалов в своей работе, поощрять творческий подход.

Коррекционные задачи:

Развитие мелкой моторики кистей рук.

Стимулирование речевой активности.

Коррекция и преодоление психической неустойчивости.

Формирование положительных эмоций.

Воспитательные задачи:

Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родномународу.

Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.

Словарная работа:

Активизировать словарный запас Васи Ж. - солнце, дерево, густой лес, собака, чувашские узоры; Данила Ч. - лучи солнца,голова, хвост крючком.

Индивидуальная работа:

Обратить внимание Васи Ж. на разнообразие и вариативность изобразительных материалов.

Напомнить Рафаэлю Р. способы расположения трафарета, штампа на силуэте одежды.

Демонстрационный материал:

Изображение домов разных по высоте.

Сундук.

Рубашка, платье, головная повязка,полотенце.

Кукла Анюк.

Ноутбук.

Веревка, прищепки «для белья» (выставка работ).

Раздаточный материал:

Лупы.

Трафареты.

Штампы.

Карандаши или фломастеры (желтые изеленые, маркеры.

Гуашь.

Поролон.

Вырезанные силуэты: платья, рубашки, полотенца, головной повязки.

Влажные салфетки.

Предшествующая работа:

Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства.

Чтение сказок, мифов и легенд из чувашского устного народного творчества.

Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.

Методы и приемы обучения по ходу НОД:

Деление на подгруппы.

Художественное слово – стихотворение «Что такое Чебоксары?» с рассматриванием иллюстраций на ноутбуке.

Чтение стихотворения «Мы по городу гуляем».

Рассматривание чудесного сундука с материалом чувашского декоративно – прикладного искусства (платье, рубашка, головная повязка, полотенце) с использованием лупы.

Отгадывание загадок от Анюк про солнце, дерево, густой лес, собаку и рассматривание образов – символов на ноутбуке.

Проблемная ситуация: «Кукла Анюк постирала одежду и у нее все узоры смылись. Она не знает, что ей делать?».

Вопрос к детям: «Как мы можем помочь Анюк, разукрасить рубашку, платье, фартук, головную повязку?», «Как будем использовать трафареты? Чем будем закрашивать?», «Как будем использовать штампы?».

Пальчиковая гимнастика «Солнышко».

Индивидуальная помощь педагога.

Инструкция, напоминания по поводу использования разных техник и последовательности работы.

Совместный анализ детских работ.

Поощрения педагога: Ребята вы настоящие художники, мастера и умельцы. Ваши работы получились яркие, нарядные, красивые;

Подведение итога «экскурсии» : что больше всего понравилось, почему?

Художественного слова «Мы по городу гуляли».

Ход занятия:

- Ребята, скажите, пожалуйста, в какой республике мы живем? (Чувашская Республика).А,«Что такое Чебоксары? (Ответы детей). Пройдите к ноутбуку, посмотрите на экран и послушайте стихотворение

Что такое Чебоксары? -Это город старый, старый.

В этом городе живет –замечательный народ.

Он дома большие строит и на Волге рыбу ловит,

Хлеб печет, одежду шьет, песни звонкиепоет.

Год от года процветай, наш любимый чувашский край!

Вот видите, какой замечательный город Чебоксары. Я вас приглашаю на прогулку по городу Чебоксары.

Мы по городу гуляем, (дети шагают)

Мы свой город изучаем (ладонь к бровям «козырек»)

Справа есть высокий дом, (показывают правой рукой)

Обойдем его кругом (обходят высокий дом)

Ну, а слева – дом пониже, (показывают левой рукой)

Подойдем к нему поближе (подходят к дому)

- Ребята, в этом доме живет куклаАнюк. Она пригласила нас в гости. Проходите в дом. (Дети заходят в дом). Здравствуй, Анюк!

- Здравствуйте, ребята! Как я рада, что вы пришли ко мне в гости. Я хочу вам показать свой красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на мне? (платье, фартук, головная повязка, туфли). Вся моя одежда вышита чувашскими узорами. А еще очень хотела показать чудесный сундук. В этом сундуке хранятся старинные вещи.

- Анюк, можно тебе помочь, ты посиди, а я ребятам покажу, что лежит в сундуке. (Выкладываем на сундук и называем).

- Как вы думаете, какие узоры использовались для украшения этих вещей? (Чувашские). Правильно, чувашские узоры. Вася, какие узоры? (чувашские). Молодец. А теперь все вместе скажем – чувашские узоры. Если хорошо присмотреться, то можно увидеть, что в чувашских узорах изображены разные образы-символы. Эти символы чувашские мастера – умельцы использовали в украшении одежды, обуви, головных уборов, деревянной и глиняной посуды.

- Ребята, я приготовила для вас лупы. Возьмите их и рассмотрите узоры. Какие образы – символы вы видите? (дерева, лес, солнце). Какие цвета использовали мастера? (красный, желтый, зеленый, черный, синий). Хорошо.

- А еще, Анюк приготовила для вас загадки. Пройдите к ноутбуку и послушайте внимательно, если вы правильно отгадаете загадку, то образ - символ появится на экране:

Золотое блюдечко

Понебу катается,

Людям улыбается

Что это? (солнышко)

– Это, образ-символ солнца.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки (дерево)

- Это, образ-символ дерева.

А когда много – много деревьев? Это…. (лес)

-Это, образ-символ густой лес.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком (собака)

-А, это, новый символ чувашского узора – собака.

- Правильно – собака. Это новый символ чувашского узора. Посмотрите, что мы видим: голову,лапы, хвост крючком.

- Анюк, говорит: я постирала одежду и все узоры смылись. Ребята, помогите мне, пожалуйста?

- Подумайте, как мы можем помочь Анюк? (украсить, нарисовать).

- Правильно, мы нарисуем чувашские узоры на одежде. Сначала мы разомнем пальчики:

- Буду я вам стихи читать, а вы движения повторять:

Один, два, три, четыре, пять (соединяем поочередно пальчики

начиная сбольшого пальца)

Вышло солнышко играть (соединяем пальцы обеих рук в круг)

Целый день оно играло, («играем» пальчиками)

Ну, а к вечеру устала (пальцы в «замок»)

Один, два, три, четыре, пять (соединяем начиная с мизинца)

Солнце спряталась опять (пальцы в «замок»)

- Выберите с веревки силуэты одежды, какую вы хотите украсить! Займите свои места. На столах есть материалы для работы.

- Подумайте, как вы, украсите одежду? (трафаретами, штампами)

- Выберите образы – символы, которые вам понравились, расположите их на своем силуэте одежды, используйте трафареты и штампы.

- Можете приступить к работе.

(Дети работают, воспитатель оказывает индивидуальную помощь).

-Заканчиваем рисовать, наводим порядок на столе. Работы повесим на веревку сушиться. Анюк очень обрадуется. (Вешаем с помощью прищепок на веревку).

- Анюк : Ребята, вы настоящие художники, мастера и умельцы. Ваши рубашки, фартуки, платья получились яркие, нарядные. Как на выставке. Спасибо вам ребята за помощь (Спросить у детей какие образы – символы они использовали при украшении одежды).

- Какие вы молодцы, поработали на славу и помогли Анюк.

-Понравилось вам сегодня гулять по городу. Что понравилось больше всего? (Сундук, лупы, штампы).

- Ну, а теперь пришло время попрощаться с Анюк и возвратиться в детский сад. До свидания, Анюк!

(Возвращаемся в детский сад, используя художественное слово «Мы по городу гуляем»)

Мы по городу гуляем, мы свой город изучаем.

Справа есть высокий дом, обойдем его кругом.

Ну, а с лева дом пониже, подойдем поближе.

Это церковь – божий дом, все мы дети в доме том.

Ну, а это – детский сад, тише там, детишки спят.

Вот мы с вами и вернулись в детский сад.

Используемые ресурсы:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» - Москва, 2008 г., под редакцией М. А. Васильевой.

«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - Москва, 2004 г., под редакцией С. Г. Шевченко.

«Программа воспитания ребенка - дошкольника» - Чебоксары, 1995., под редакцией О. В. Драгуновой.

«Загадочный мир народов узоров» - Чебоксары, 2005 г., под редакцией Васильева Л. Г.

Васильева Л. Г. «Познание дошкольниками искусство чувашского орнамента» - Чебоксары, 2002 г.

Васильева Л. Г. «Чувашское орнаментальное и устное народное творчество дошкольникам» - Чебоксары: ЧРИО, 2001 г.

Богатеева З. А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» - М. : Просвещение, 1986 г.

Егоров В. И. «Чувашские праздники и обряды» - Чебоксары: ЧРИО, 1991 г.

Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» -М. : Педагогика, 1983 г.

Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» -М. : Педагогика, 1990 г.

Трофимов А. А. «Орнамент чувашской народной вышивки» Комплект открыток – Л. : Аврора, 1977 г.

Сакулина Н. П. «Рисование в дошкольном детстве» - М. : Просвещение, 1965 г.

Искендеров Ф. В. «Азбука чувашских орнаментов и эмблем» - Ульяновск,

2008 г.

«Чувашское народное искусство» - г. Чебоксары, «Чувашское книжное издательство», 1981 г.

«Чувашия» - М. : Издательство «Планета», 1988 г.

Публикации по теме:

Непосредственно образовательная деятельность во 2 младшей группе по ознакомлению детей с новым звуком [ф] «У ежика в гостях» Муниципальное Дошкольное Образовательное Автономное Учреждение детский сад №3 общеравивающего вида. Конспект непосредственно образовательной.

Экскурсия по городу Чебоксары!Экскурсия по городу Чебоксары! Уважаемые коллеги, как я уже писала, мы с ребятами часто ходим на экскурсии и прогулки за пределы детского сада. На этот раз я хочу рассказать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В гостях у куклы Анюк». Конспект открытого занятия в старшей группе
Опубликовано: 29 октября 2013 в 21:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД