Конспект занятия «В гостях у лекарственных растений»

Вера Винивитина
Конспект занятия «В гостях у лекарственных растений»

Модель совместной деятельности: обучающая

Форма проведения: учебно-игровая

Цель: закрепить представления о лекарственных травах Сибири.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать накоплению знаний детей о лекарственных растениях Сибири, их пользе для человека;

- формировать знания о сборе и сушке лекарственных растений.

Развивающие:

-

- формировать эмоционально-ценностные отношения к природе Сибири;

- развивать психические познавательные процессы: внимание, память, мышление;.

Воспитывающая:

- воспитывать любовь к родному краю, желание узнавать о нем новое, бережное отношение к растительному миру Сибири.

Речевая:

- в процессе занятия закреплять и развивать навыки речевого общения (умение вести диалог со взрослым и своими сверстниками, монолог, связную речь).

Оборудование:

слайды с изображением лекарственных растений; костюмы ромашки, крапивы, лопуха, одуванчика, подорожника; корзинка с лекарственными травами, фонограмма «Голоса леса»; Дидактическая игра «Собери траву»; модули с правилами сбора растений; фиточай с шиповником; открытки с изображением шиповника для каждого ребенка.

Герои:

Лесовичок, Фея Леса, бабушка – здравушка, лекарственные растения: ромашка, крапива, лопух, одуванчик, подорожник (дети в костюмах); мальчик.

Методические приемы: наглядные, словесные, игровые

Ход занятия:

Под музыку в зал входят бабушка и дети. (дети встают полукругом)

Здравствуйте дети, я бабушка – здравущка. Живу не старею и вам доброго здоровья желаю. На Руси раньше говорили при встрече: «Ум, да здоровье, дороже всего». Давайте и мы с вами пожелаем доброго здоровья друг другу. Дети садятся на стульчики)

Звучит музыка

Входит Лесовичок. (На экране изображение Феи.)

Лесовичок: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Лесовичок- Сибирячок. Пригласила меня к вам Фея Леса. Пока я сюда добирался, набрал целую корзину разных трав. Кто скажет, что это за травки такие?

- А какие вы знаете лекарственные растения? Почему их так назвали?

- Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли травниками. Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесе, на поле. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку и вам, ребята, Фея:тоже. поэтому фея леса приглашает вас в свой лес, поближе узнать лекарственные травы. Итак, отправляемся.

Бабушка: Сейчас мы отправимся в лес где нас ждет Фея леса, поближе узнать лекарственные травы. Но сначала становитесь все в круг.

Аутотренинг

Встанем в круг, поднимем руки к солнышку, оно согревает наши ладошки, как будто иголочки дотрагиваются до кончиков пальцев. Давайте скажем волшебные слова: Небо, солнце, природа, дайте здоровья мне, моим друзьям и родным!

А теперь закроем глаза и представим, что мы на разноцветном лугу. Постоим так немножко, подышим свежим воздухом, сделаем глубокий вдох. (ароматерапия)

Дети садятся на стульчики

Звуки леса.

Бабушка: - Когда ты входишь в лес,

где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать.

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

- С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

Отгадайте загадку:

Стоит в лесу кудряшка, белая рубашка.

В середине золотая, кто она такая?

Слайд№1

Ромашка: - Это я – Ромашка. Ромашка – это название переводится как милая простота. Давным – давно я приехала к вам из далекой Америки. Раньше я была обыкновенным сорняком.

Лесовичок: - А чем ты полезна,

Ромашка: - Если случится тебе простудится,

Появится кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

Лесовичок: - Милая Ромашка, отправляйся с нами гулять по лесу.

Бабушка: - Тонкий стебелек у дорожки на конце его сережки

На земле лежат листки – маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг, лечит раны ног и рук

Слайд№2

Подорожник: - Это я – Подорожник.

Лесовичок: - Кто знает, почему он так называется?

Существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника. Лежат на земле две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листик подорожника и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

Подорожник: - С названьем простым и тревожным,

Зовущим за отчий порог,

Невзрачный цветок подорожник

Растет у российских дорог.

И важно, что путникам раны умеет цветок врачевать.

Листок оторви осторожно, и жгучую боль утоли.

Невзрачный цветок подорожник,

Да как же растешь ты в пыли?

Лесовичок: - Дорогой подорожник, а чем ты еще полезен?

Подорожник: - Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальчик порезал, сердце болит – беги ко мне, я помогу.

Бабушка: -Кто,скажите,за растенье

Все считают сорняком?

У него цветы в колючках

Прицепляются шипом

Посмотрите, какое интересное

Слайд»№3

Лопух: - Выпускаю я листы широченной широты.

Держатся на стеблях крепких сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обдерешь, на себе их все найдешь.

Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки, печень, желудок.

Бабушка: - Золотое солнышко прямо у дорожки

Листья треугольники на зеленой ножке.

Озорной веселый мальчик этот рыжий …

.Слайд№4

Одуванчик: - Цветок я желтый, озорной

Полит весеннею водой.

Время летит быстро

Стану белым и пушистым.

Лесовичок: -А вот я только играть умею с одуванчиками. Дунешь на его пушистую шапочку – он и разлетелся. Очень интересно, почему одуванчик назвали лекарственным растением?

Одуванчик: - Да я очень полезен, я служу для улучшения аппетита. Из цветов одуванчика варят варенье, из листьев делают салат. В народе одуванчикам приписывали охранительные свойства. Например, их раскладывали у детских кроваток от сглаза. Одуванчики служат противовоспалительным средством, для повышения иммунитета.

Бабушка:

Встаньте дети в круг. Сейчас мы с вами превратимся в цветы – одуванчики. -

Игра «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются небосводом.

Бабушка: - А что это за трава?

Только тронь – отдернешь ладонь.

Обжигает травка прямо как огонь.

Слайд№5

- Ребята, а если крапива такая жгучая, то как же она может быть полезной

Крапива: - Да, людям есть за что благодарить крапиву.

Из нее не только щи и салат можно приготовить.

Но все-таки важней другое.

Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам. Она раны вычистит и заживит. В крапиве содержится вещество, убивающее микробов. Крапива хорошо останавливает кровь, укрепляет волосы.

.

Лесовичок: - Спасибо тебе, бабушка-травушка, за интересные знакомства. Но что-то заскучали наши ребята. Давайте мы попрыгаем.

Танец «Давайте мы попрыгаем»

Фонограмма «Голоса леса». Появляется мальчик. Он срывает цветы, топчет их.

Лесовичок: - Стой, посмотри что ты делаешь?

Мальчик: - Я? Гуляю. А что?

Лесовичок: - Оглянись и посмотри, что ты натворил.

Мальчик: - Ну и что? Они все равно не красивые. Да и кому они нужны?

Мальчик хочет уйти с поляны, но тут с ним начинают происходить разные неприятности: порезал руку, натер ногу, начал чихать, кашлять.

Бабушка: Вот что может случиться. Но сейчас лекарственные растения придут тебе на помощь

Я ногу натер –я приду тебе на помощь - подорожник

Как остановить кровь –я приду на помощь - крапива

У меня кашель –я приду на помощь - ромашка

Живот болит – я приду на помощь - лопух

Нет аппетита – я помогу –одуванчик (дети под музыку выходят к мальчику и встают полукругом)

Мальчик: - Большое вам спасибо! Я и не знал, что растения могут быть такими полезными.

Лесовичок: - Ну вот, ребята, пока мы с вами помогали мальчику да песни пели, у меня все лекарственные травы перепутались. Помогите мне разобрать травы.

Игра «Собери траву» (Игра с разрезными картинками)

Лесовичок: - А кто знает, как правильно собирать лекарственные травы?

Дети: 1. Хорошо знать лекарственные травы и отличать их от ядовитых.

2. собирать летом, в сухую погоду, утром, когда высохнет роса.

3. нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

4. укладывать в широкие корзины, не мять, а то выделится сок.

5. сушить растения в тени.

6. Нервать травы, которые занесены в Красную книгу

7. Нельзя рвать травы с корнями.

Лесовичок: - Где произрастают все эти растения?

- В каком краю мы живем?

Бабушка: - Молодцы, ребята! Мы сегодня узнали много о пользе растений. И я хочу вам дать наказ, который вы должны помнить, тогда природа будет вам благодарна.

Ты, дружок, смотри не подкачай.

Правдивым быть и добрым обещай.

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса, простор полей,

Все, что зовется Родиной твоей!

Лесовичок: - А на прощанье мы приготовили вам угощения.

Бабушка: - Каждая травинка, цветочек, листик вобрали в себя силы целебные Земли-Матушки, Солнышка Красного. Берите их, заваривайте и пейте на здоровье!

Музыка, фиточай.

Лесовичок: - Теплый, вкусный напиток разливается по вашему телу. Частицы шиповника попадают в каждую клеточку вашего организма, наполняя его силой и здоровьем. Шиповник пользуется широкой известностью у всех народов мира. Это

цветок радости, любви, веселья. Шиповник богат витамином С, способствует заживлению ран, борется с микробами.

Чтобы вы запомнили о наших лекарственных травах, я дарю вам цветок шиповника – символ красоты и здоровья.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в Царство лекарственных растений» Занятие по экологии в средней группе «Путешествие в «Царство лекарственных растений»» Цель: расширение представлений у детей о лекарственных.

Конспект практической работы-занятия «Посадка комнатных растений на примере фиалки и алоэ» Конспект практической работы-занятия по теме «Посадка комнатных растений на примере фиалки и алоэ» Автор разработки: воспитатель семейного.

Конспект занятия «Вода в жизни растений, животных и людей» Цель: Обобщить знания детей о воде в жизни растений, животных и человека. Задачи: Образовательные: Уточнить представления о том, что вода.

Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе «Царство растений: грибы» Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема:"Царство растений-грибы". Воспитатель:Кушманцева Е. В. Задачи:1.

Конспект занятия в старшей группе Тема: «Размножение комнатных растений (Фиалка)» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в старшей группе Тема: «Размножение комнатных растений (Фиалка)».

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Мир растений» Название работы: Познавательное развитие в средней группе Тема: «Мир растений» Автор: воспитатель Шишегова Наталья Ивановна. Место.

Педагогический проект с детьми подготовительной группы «В поисках лекарственных растений»Педагогический проект с детьми подготовительной группы «В поисках лекарственных растений» Актуальность проекта: В настоящее время у многих детей как дошкольного, так и раннего возраста, отмечается недостаточная двигательная.

Проект для подготовительной логопедической группы «Мир лекарственных растений» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 комбинированного вида» с. Визинга. Проект «Мир лекарственных.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект занятия «В гостях у лекарственных растений»
Опубликовано: 17 октября 2017 в 16:59
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экологический проект «Весна-красна» во второй младшей группе
Автор проекта: Сутырина Е. И. Реализация проекта: Сутырина Е. И, Савина О. А. Тип проекта: экологический, познавательно-творческий. Срок...
Экологический проект «Берегите природу!» (средняя группа)
Автор проекта : воспитатель – Корепанова Татьяна Викторовна Актуальность проекта : Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной...
Фотоотчёт о творческих работах по рисованию с элементами аппликации «Одуванчики»
Прежде чем рисовать с детьми одуванчики, мы рассмотрели их во время прогулки и обратили внимание на то, что у них есть стебель, листья, цветок. Дети...
Видео-урок «Как нарисовать сирень красками. Поэтапный урок живописи»
Как нарисовать сирень красками ( поэтапный урок живописи №3) Живопись акварельными красками "Сирень" с детьми 3+ Данный материал адресован как...
Инновационные технологии на логопедических занятиях. Часть 3
А так же на занятиях непосредственно образовательная деятельность проводится с использованием игровых технологий, широко применяю ИКТ. В настоящее время...