«В гостях у народных мастеров»

Ольга Атаманенко
«В гостях у народных мастеров»

«В гостях у народных мастеров»

Цель:

Закреплять у детей знания о народных игрушках (дымковская, филимоновская, русская матрешка, богородская игрушка).

Программное содержание:

• Различать особенности, характерные для каждого вида промысла.

• Через умение отгадывать загадки развивать наглядно-образное мышление.

• Прививать любовь к народным промыслам.

• Развивать эмоциональное отношение к народной игрушке

• Упражнять в словообразовании прилагательных от существительных с помощью суффиксов (деревянные, глиняные).

Под музыку заходит воспитатель в народном костюме.

Вос-ль: Здравствуйте ребята, я сегодня пришла к вам, чтобы пригласить вас в гости к народным мастерам.

Вос-ль. (Воспитатель читает стихотворение)

По деревням и по хатам, мы заглянем в каждый дом

Кто живет там, спросим, рассказать о себе попросим.

В деревню мы старинную

Идем дорогой длинною

Идем дорогой трудною,

Дорогою крутой!

Перед нами дом большой

И красивый- то какой!

Кто же в доме том живет?

Кто нам двери отопрет?

(воспитатель с детьми подходят к первому столу)

А вот какие мастера здесь живут, вы сами догадайтесь. Отгадайте мою загадку:

Игрушки эти не простые, а волшебно расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Просто, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети. Это дымковские игрушки.

Вос-ль. Давайте мы с вами присядем и внимательно рассмотрим игрушки и поговорим о них.

(дети садятся на стульчики) выпрямим спинку, сядем поудобнее….И еще хочу вам напомнить, что вы уже старшая группа, и на мои вопросы постарайтесь отвечать полными ответами. А теперь продолжим нашу беседу. Кто мне скажет, почему игрушки называются дымковскими?

Дети. Они вылеплены в Дымково.

Вос-ль. Правильно, они названы по имени села, в котором их сделали.

Вос-ль. Из какого материала вылеплены игрушки?

Дети. Из глины.

Вос-ль. Значит они какие?

Дети. Глиняные.

Вос-ль. Молодцы! Посмотрите и назовите, какие игрушки вы здесь видите?

Дети. Барышни, индюки, кони, олени и т. д.

Вос-ль. Давайте получше рассмотрим их. Какие краски используют мастера?

Дети. Красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.

Вос-ль: Да, и краски эти яркие, праздничные. Какие элементы дымковской росписи вы можете мне назвать?

Дети. Клеточки, полоски, лини, кружочки, точки, волнистые линии.

Вос-ль показывает детям водоноску (картинку).

Вос-ль: У этой куклы необычное название – водоноска. Как вы думаете, почему ее так назвали?

Дети. Она ведра несет.

Вос-ль. Давайте представим себя дымковским мастерами, и украсим барышню-водоноску.

Игра «Собери водоноску»

(Дети разбиваются на две группы каждая собирает свою барышню на стенде)

Вос-ль. Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

За студеною водицей водоноска-молодица

Как лебедушка плывет, ведра красные несет.

Вос-ль. Какое настроение создают все эти игрушки?

Дети. Веселое, радостное.

Вос-ль. Ай да молодцы дымковские мастера, порадовали нас своими яркими праздничными игрушками.

Вос-ль: А теперь идем мы дальше…

Снова дом встречает нас,

кто нас ждет на этот раз.

(воспитатель читает загадку)

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается в бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская (матрешка).

Вос-ль: Правильно самыми любимыми игрушками в народе у детей были матрешки. Из чего делают матрешек?

Дети. Матрешек делают из дерева?

Вос-ль. Значит они какие?

Дети. Деревянные.

Вос-ль. Но ведь дерево светлое, а матрешки цветные, яркие. Как это получилось?

Дети. Раскрасили яркими красками, украсили цветами.

Вос-ль: Эти матрешки приехали из разных мест и они отличаются друг от друга. Можете мне показать, чем они отличаются?

Дети отвечают.

Вос-ль: Но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем то и схожесть. Чем похожи матрешки?

Дети. У каждой матрешки платочек на голове, одежда яркая, праздничная.

Вос-ль. Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать с собой. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас матрешки.

Физкультурная минутка «Матрешки» (под музыку)

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку

Топают матрешки то правую ногу, то левую)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головы влево – вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку

Топают матрешки то правую ногу, то левую) (идут дальше)

Вос-ль.

Идем с друзьями мы вперед

Дорога нас опять зовет

Кто же встретит нас сейчас

И расскажет свой рассказ

Ребята! А теперь попробуйте догадаться, к мастерам, какой игрушки мы сейчас с вами попали?.

Раскинулась близ Тулы деревня Филимоново

Что издавна прославилась игрушкою своей

Из глины: белой, красной, розовой и черной

Лепили барышень, зверюшек и коней

Игрушки эти не простые

А только лишь свистульки расписные

Дети. Филимоновские игрушки.

Вос-ль. А хотите узнать почему их так называют? Легенда говорит, что жил здесь когда-то дед Филимон, он и делал эти игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново. Это очень забавные игрушки. Мне они напоминают африканских жирафов и зебр. Как вы думаете, почему эти зверюшки схожи с жирафами и зебрами?

Дети. У них вытянутые шеи и раскрашены как зебры.

Вос-ль. Кто мне скажет, какими элементами расписаны эти игрушки?

Дети. Тонкие полоски, звездочки, елочки, кружочки.

Вос-ль. Какие краски использовали мастера?

Дети. Красные, желтые, белые и зеленые.

Вос-ль. Ребята, это игрушки расписывали не кисточкой, а гусиным пером, а краску разводили на молоке. Эти игрушки любят дети и взрослые. Знаете почему? Потому что это игрушки-свистульки. Незатейливы эти игрушки, но радуют всех – значит делали их добрые руки. И у нас с вами добрые ручки, и сейчас мы с вами тоже попробуем раскрасить филимоновского петушка. Украсим хвостик петушка теми элементами, которые нарисованы на ваших листочках.

Вос-ль:

Снова в путь зовет дорога

Нам идти совсем не много

Вот ворота перед нами…

Тук- тук, щёлк- щёлк,

Медведь, мужик, коза и волк.

Деревянные игрушки:

И медведи, и старушки-

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат.

Скажите, вы знаете, какие игрушки всех смешат? Это игрушки-забавы. В них любят играть все дети. А еще они называются Богородские, потому что сделаны в селе Богородское.

Давайте все вместе произнесем их название…Богородские.

Вос-ль. Скажите, из чего вырезаны эти игрушки?

Дети. Эти игрушки сделаны из дерева.

Вос-ль. Чаще всего эти игрушки не раскрашены, они сохраняют натуральный цвет дерева. И у них есть своя хитрость. Хотите узнать какая?

Дети. Да.

Вос-ль. Богородские мастера придумали такую хитрость, что игрушки двигаться умеют: потянешь за две палочки – вот уже медведь и мужик пилят дрова. А на этой дощечке куры быстро, быстро, клюют зерно. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят. После занятия и мы с вами в эти игрушки поиграем.

Вос-ль. Ну а теперь нам пора расставаться, мне тоже уже домой возвращаться пора. Давайте мы с вами сейчас вспомним, к кому мы сегодня заходили в гости. К каким мастерам?

Дети. К мастерам из Дымково, Филимоново, к тем, кто делает матрешек и игрушки забавы.

Вос-ль.

Отдохнули мы – по праву!

Мастерам воздали славу!

Что ж теперь домой пойдем.

Что узнали, не забудем,

Долго-долго помнить будем.

Все вы молодцы, много всего знаете, Вырастайте здоровыми, сильными, трудолюбивыми, помните о народных умельцах.

На прощание подарю вам небольшие подарки на память о нашем занятии.

Публикации по теме:

Кони по мотивам Дымковской игрушкиКони по мотивам Дымковской игрушки Знакомство детей с дымковским промыслом ___ Цель: -Воспитывать уважения к народному творчеству; -Развивать эстетическое восприятие;.

Краса ненагляднаяКраса ненаглядная Русское народное прикладное искусство имеет огромную воспитательную ценность для подрастающего человека. Оно воспитывает у него любовь.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
Автор публикации:
«В гостях у народных мастеров»
Опубликовано: 27 октября 2012 в 10:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Игровое пособие «Поиграй со мной»
На современном этапе развития образования всё чаще перед педагогами встаёт необходимость использования в своей работе новых форм, методов, технологий для...
Изготовление игры для детей Бильбоке
"Бильбоке" - это игрушка, изобретённая ещё в 19 веке. Изначально она представляла собой шарик, прикреплённый к палочке. О ней я узнала сравнительно...
Методическая разработка «Вот ладошка правая, вот ладошка левая»
"Вот ладошка правая, вот ладошка левая" Актуальность. Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на протяжении многих десятилетий...
«Цветы для мамы». Совместный праздник для воспитанников старшего дошкольного возраста...
Кемеровская область Юргинский городской округ Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...
Обрывная аппликация «Кораблики»
Поделку можно сделать с дошкольниками. Она может служить в качестве подарка для пап к празднику 23 Февраля, а также её можно выполнить во время тематической...