Лучший педагог года

Конспект занятия «В гостях у осени»

Евгения Давыдова
Конспект занятия «В гостях у осени»

«В гостях у осени».

Задачи по образовательным областям:

«Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) :

- развивать желание и умение наблюдать за окружающей природой;

- закреплять умение передавать свое отношение к природе в речи и продуктивных видах деятельности;

- сформировать представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде;

- учить обобщать и систематизировать представления о временах года;

-расширять представления детей об изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре;

-учить замечать приметы осени;

Публикация «Конспект занятия „В гостях у осени“» размещена в разделах

(Развитие познавательно- исследовательской деятельности) :

-совершенствовать действия экспериментального характера, направленные на выявления скрытых свойств объектов;

-развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом;

«Речевое развитие» :

-продолжать учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями;

-развивать диалогическую и монологическую форму речи;

«Социально - коммуникативное развитие» (нравственное воспитание, формирование личности ребёнка, развитие общения) :

-формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности, умение спокойно отстаивать своё мнение;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, заниматься;

«Художественно – эстетическое развитие» :

-продолжать учить импровизировать под музыку соответствующего характера;

-продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;

«Физическое развитие» (Физическая культура) :

- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Словарь: сентябрь, октябрь, ноябрь, осень, рябинник, хмурень, листопадник, листобой, мокрохвост, грязник, свадебник, подзимник, грудень, хлорофилл.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой, презентация.

Оборудование: лист, бумажные салфетки, зеленый лист, лупа, деревянный кубик (на каждого ребенка, интерактивная доска, компьютер, желтый и красный лист (на каждого ребёнка).

Предшествующая работа: беседа о времени года – осень, приметах, рассматривание природы на прогулке.

Индивидуальная работа: Арина, Виктория, Александр - продолжать учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Ход:

Организационный момент:

Дети вместе с воспитателем встают в круг и выполняют действия по тексту:

«Здравствуй небо, (руки вверх)

Здравствуй земля, (приседают)

Здравствуйте мои друзья, (руки вперед)

1,2, 3, 4, 5 (хлопают в ладоши)

Вместе мы в кругу опять, (беремся за руки)

Будем, что - то узнавать».

Воспитатель: Ребята, сегодня утром на столе я нашла конверт. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Письмо! Интересно, от кого оно? Прочитаем, и нам все станет понятно.

«Ребята, чтобы вам узнать, как меня зовут вам надо отгадать загадку.

Плащ золотистый она надевает,

Теплое лето она провожает,

Птиц отправляет в дальние страны,

Нам оставляет дожди и туманы.

Кто же это?

Демонстрация презентации с помощью интерактивно – коммуникативной технологии: интерактивная доска.

Дети: Осень (слайд 1)

Воспитатель: Молодцы. Осень для вас приготовила задания, которые просит вас выполнить. Если вы справитесь с заданиями, то Осень наградит вас за ваши знания.

Первое задание.

Воспитатель: Осень оставила волшебный листочек. Кто его в руки берет, тот сразу же вспоминает примету осени» (слайд 2)

Дидактическая игра «Назови примету осени».

Воспитатель: Ребята, передавайте друг другу этот листочек и называйте приметы осени.

1. Осенью листья желтеют, краснеют, опадают.

2. Птицы улетают в теплые края.

3. Животные готовятся к зиме (делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку)

4. Солнце светит, но не греет.

5. Часто идут дожди.

6. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее.

7. В лесу появились грибы и ягоды.

8. Люди собирают урожай.

9. Дни становятся короче, а ночи длиннее.

10. Дует холодный и сильный ветер.

11. Насекомые прячутся.

12. Цветы вянут.

13. Трава желтеет.

14. Небо серое, хмурое.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Много примет назвали. А сейчас у осени для вас еще задание.

Второе задание. Ответы на вопросы «Как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?

Дети: Нет разная.

Воспитатель: Какие периоды осени вы знаете

Дети: ранняя, золотая поздняя.

Воспитатель: Правильно. Присаживайте на стулья. Посмотрите на картины и определите, к какому периоду осени они относятся! (слайд 3) (3 изображения картин осени на интерактивной доске).

Дети: Первый период осени - это ранняя осень. Ещё листья зеленые и немного желтые. Желтеет и высыхает трава. Люди собирают урожай на огородах, в садах. В лесу собирают грибы и ягоды (слайд 4)

Дети: Второй период осени – это золотая осень. Листья больше желтеют и краснеют и начинается листопад. На юг улетают перелетные птицы, идут дожди. Солнце светит мало; листья с деревьев опадают, цветы вянут, насекомые исчезли, звери заканчивают подготовку к зиме (слайд 5)

Дети: Третий период осени – это поздняя осень. Листья почти все опали, лежит первый снег. Впадают в спячку звери и насекомые, перелетные птицы улетели на юг. Появляются зимующие птицы (слайд 6)

Воспитатель: Действительно, на одной картине ранняя осень, на другой – середина осени и на третьей - поздняя осень. А сейчас у нас ребята, за окном какая осень?

Дети: похоже на золотую осень, становится больше желтых листьев.

Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно рассказали. Ребята, а вы знаете, что у Осени есть три брата? Кто же это?

Дети: Месяцы

Воспитатель: Правильно, месяцы. Послушайте загадки.

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй? (Октябрь)

Самый хмурый месяц года,

Хочется домой, -

Скоро сонная природа

Встретится с зимой. (Ноябрь)

Воспитатель: Ребята, какой первый месяц осени? (слайд 7)

Дети: Первый месяц осени – сентябрь.

Воспитатель: На какую букву он начинается?

Дети: месяц начинается на букву С.

Воспитатель: Как называется второй месяц осени?

Дети: Второй месяц осени – октябрь

Воспитатель: На какую букву он начинается?

Дети: месяц начинается на букву О.

Воспитатель: Как называется третий месяц осени?

Дети: Третий месяц осени – ноябрь.

Воспитатель: На какую букву он начинается?

Дети: месяц начинается на букву Н.

Воспитатель: Давайте прочитаем, что получилось:

Дети: СОН.

Воспитатель: Как вы считаете, случайно ли у нас получилось такое осеннее слово?

Дети: осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху; растения будут спать под снежным одеялом, некоторые животные тоже впадут в спячку, остальные будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом.

Воспитатель: Дети, вы молодцы! Знаете братьев Осени. А хотите побывать у них в гостях? Они тоже приготовили для вас интересные задания и игры. Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: Готовы.

Воспитатель: Ну, что же, отправляемся. Помогут нам путешествовать осенние листочки (Дети берут листочки, (звучит музыка Чайковского «Времена года» «Осень»)

(слайд 8)

Закружились листья, закружились…

В сентябре мы с вами очутились.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, в старину месяцы года назывались совсем по-другому. Их названия до сих пор говорят нам очень, много (слайд 9). Сентябрь в народном календаре называется рябинник, хмурень, листопадник. Как вы думаете, почему его называли рябинником?

Дети: Сентябрь называли рябинником, потому что в сентябре, поспевала рябина.

Воспитатель: Есть такая примета: «В лесу много рябины – осень будет дождливая, если же мало – сухая». А почему сентябрь – хмурень?

Дети: Небо чаще хмурится.

Воспитатель: Как вы думаете почему название «листопадник»?

Дети: В сентябре начинается листопад.

Воспитатель: Скажите, а чем занимаются люди осенью?

Дети: Собирают ягоды, грибы. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Готовят огороды к зиме: убирают листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу).

Воспитатель: Молодцы. Осенью столько работы — ведь поспевает урожай. Урожай чего?

Дети: Урожай овощей и фруктов.

Месяц Сентябрь предлагает вам поиграть в игру «Доскажи словечко»

Ход игры: взрослый читает, а ребенок добавляет слова (слайды 10,11,12)

Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданиями Сентября.

Отправляемся на встречу с октябрем (музыка) (слайд 13)

Закружились листья, закружились…

В октябре мы с вами очутились

Воспитатель: Октябрь в народном календаре – листобой, мокрохвост, грязник, свадебник (слайд 14) Почему дети октябрь – листобой?

Дети: Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья стояли без листьев.

Воспитатель: Говорили в народе: «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы». А название «мокрохвост».

Дети: Мокрохвост потому, что идут частые дожди.

Воспитатель: А почему «грязник»?

Дети: «Грязник», после дождей бывает много грязи.

Воспитатель: А свадебником октябрь называли потому, что в старину именно в октябре, когда были закончены все сельскохозяйственные работы, на Руси праздновались свадьбы.

Воспитатель: А сейчас Октябрь хочет загадать вам загадку.

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто.

(Листопад) (слайд 15)

Воспитатель: Правильно, это листопад. Скажите, а почему листья опадают?

Дети: Деревья, готовясь к холодному периоду, перестают «пить» воду, листья не получают ее и опадают.

Воспитатель: А вы знаете от чего листья летом зеленые, а осенью желтеют?

Почему же это происходит, мы с вами сейчас постараемся выяснить. Для этого нам надо присесть за рабочие столы.

Опыт 1: «Исследование листа с помощью лупы» (слайд 16)

Воспитатель: Вам интересно узнать, как устроен лист?

Дети: Интересно.

Воспитатель: Для того, чтобы лучше рассмотреть лист, воспользуемся увеличительным стеклом – лупой. Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

(Дети с помощью лупы рассматривают лист)

Воспитатель: Посмотрите на верхнюю поверхность листа. Видите жилки – тонкие трубочки! Они идут от черешка по всему листу. Поверхность вбирает в себя солнечный свет и поэтому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Переверните листок, и вы убедитесь в этом. По черешку поступает питание к листочку. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Когда дерево перестает питать свои листья, они засыхают и опадают. Так дерево оставляет для себя запас питательных веществ, которые помогают ему пережить зиму.

Опыт 2: «Почему лист зеленый?»

Воспитатель. Давайте выясним, почему листья зелёные? Возьмите лист и вложите его внутрь согнутой пополам белой салфетки. Теперь деревянным кубиком сильно придавите листок сквозь салфетку. Что вы обнаружили в ходе опыта?

(Дети проводят опыт с листочком, на салфетке появились зеленые пятна).

Воспитатель: Это зеленое вещество называется хлорофилл, он окрашивает лист в зеленый цвет. (Дети повторяют название вещества) Когда наступает осень и становится холоднее, и меньше солнечного света – это зеленое вещество – хлорофилл, постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Вот тогда листья и становятся разноцветными. Назовите, какими?

Дети: оранжевыми, желтыми, красными.

Воспитатель: Если земля богата витаминами, то листики на деревьях и кустарниках – желтые, оранжевые, коричневатые, а если почва очень бедна витаминами – листья красные.

Воспитатель: Октябрем осень не кончается, есть у нее еще один месяц.

Отправляемся на встречу с ноябрем (музыка) (слайд 17)

Закружились листья, закружились…

В ноябре мы с вами очутились

(слайд 18)

Воспитатель: Ноябрь – подзимник, грудень. Почему «подзимник»?

Дети: «Подзимник» - последний месяц осени. Потом наступает зима.

Воспитатель: Правильно – последний месяц осени, последний перед зимой. Называли также ноябрь «воротами зимы». А вот название «грудень» пошло оттого, что смерзшаяся, но еще не покрытая снегом земля в ноябре лежала грудами, кучами.

Воспитатель: Ребята, месяц Ноябрь приготовил для вас задание. Вам нужно внимательно послушать вопрос и из трех вариантов ответа выбрать правильный.

Викторина «Как зимуют звери» (слайды 19, 20, 21)

1. Кто зимой белый, а летом серый?

- рысь

- лиса

- заяц

2. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?

- кору деревьев и веточки

- мелких зверьков

- голодают

3. Кто это сказал? «Норку утепляю, зёрнышки собираю. Зимой проснусь, наемся и холод мне не страшен».

- заяц

- мышь

- лиса

4. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?

- корой деревьев и веточками

- морковкой

- капустой

5. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?

- покой

- жировые запасы под шубкой

- тишина

6. Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях?

- белка

- рысь

- лиса

7. Кто к зиме собирается в стаи?

- лисы

- белки

- волки

8. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?

- зарываются в песок

- убегают в тёплые края

- меняют летнюю шубку на зимнюю

9. Кто зимой серый, а летом рыжий?

- кабан

- заяц

- белка

10. А кто ещё из зверей всю зиму спит?

- барсук

- лисица

- волк

11. Какой зверь зимой не меняет шубки?

- белка

- еж

- заяц

12. Где будет зимовать медведь?

- в норе

- в берлоге

- в дупле

Воспитатель: Молодцы! На все вопросы ноября ответили правильно. Пора возвращаться в детский сад (музыка) (слайд 22)

Закружились листья, закружились…

В детском садике мы с вами очутились (слайд 23)

Воспитатель: Дети от кого мы сегодня получили письмо с заданиями? (от Осени, дети вы со всеми заданиями Осени справились? (ответы детей). А с заданиями, которые давали вам братья Осени (сентябрь, октябрь и ноябрь) справились? (ответы детей).

Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Если вам понравилось путешествие, возьмите желтый листочек. Если что-то не понравилось, возьмите красный листочек. А что больше всего понравилось? Что нового вы узнали? (ответы детей). Мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки. Показали себя настоящими знатоками природы! Посмотрим, какую награду оставила вам Осень. Воспитатель открывает сундучок, который оставила Осень (достаёт осенние эмблемы, на каждого ребенка).

Публикации по теме:

Фотоотчет об осеннем развлечении «В гостях у осени»Фотоотчет об осеннем развлечении «В гостях у осени» Фотоотчет осеннего развлечения "В гостях у осени" в старшей группе № 10 "Незабудка". Уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Представляю.

Фотоотчет о празднике осени «У курочки в гостях»Фотоотчет о празднике осени «У курочки в гостях» Праздник осени в саду, И светло и весело. Вот какие украшенья Осень здесь развесила! Вот художник,так художник! Все леса позолотил! Даже.

Фотоотчет «В гостях у Осени»Фотоотчет «В гостях у Осени» Приближаются долгожданные осенние праздники. Готовимся к ним с малышами. Но как же не вспомнить, как прошли осенние праздники в прошлые.

Фотоотчёт «В гостях у Осени»Фотоотчёт «В гостях у Осени» Добрый день, уважаемые коллеги! Быстро пробежало лето и наступила осень. В каждом образовательном учреждении проходит праздник осени. Осень.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР «В гостях у Осени»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР «В гостях у Осени» Тема:«В гостях у Осени» Цель: Расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе. Задачи: - Развивать слуховую и зрительную память,.

Конспект занятия «Дары Осени». Старшая группаКонспект занятия «Дары Осени». Старшая группа Конспект «Дары Осени». Старшая группа. Цели:- познакомить детей с плодами фруктовых деревьев и овощей; овощей и фруктов; - уточнить представление.

Литературный досуг «В гостях у осени»Литературный досуг «В гостях у осени» Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, дети! Очень рада видеть всех вас! У каждого времени года Особенный запах и цвет, Но.

«В гостях у Осени». НОД по ОО «Познание» Программные задачи: 1. Закрепить и обобщить знание о времени года (Осень). Об ее приметах, помогать устанавливать причинно-следственные.

Праздник осени в младшей группе «Тучка у Осени в гостях»Праздник осени в младшей группе «Тучка у Осени в гостях» Тучка - воспитатель, Иванова Людмила Владимировна. Осень - младший воспитатель – Деева Надежда Александровна. Ведущий: - Ребята, посмотрите,.

Спортивное развлечение «В гостях у осени»Спортивное развлечение «В гостях у осени» Спортивное развлечение "В гостях у осени" Задачи: 1. Создавать обстановку эмоционального благополучия. 2. Совершенствовать умения и навыки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «В гостях у осени»
Опубликовано: 18 октября 2020 в 14:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД