«В изумрудном лесу» — ознакомление с окружающим (старшая группа)

Светлана Рогожникова
«В изумрудном лесу» — ознакомление с окружающим (старшая группа)

Цель: Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; учить понимать причины изменений в жизни животных. Развивать воображение,логическое мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к животным.

Оборудование, инструменты, материалы: искусственные елочки, игрушки зверей: волк, заяц, лиса, медведи; костюм для медведицы, пластилин разного цвета, дощечки, стеки, салфетки,музыкальное сопровождение на СД диске - Чайковский «Времена года», «Зима», белые простынки, дождик.

Предварительная работа; создание предметно- игровой среды «Зимний лес».

Ход занятия:

Информационный сбор.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

Ребята, скажите какое сейчас время года (Зима).

Назовите зимние месяцы.   (Декабрь, январь, февраль).

Как изменилась природа зимой?  (Стало холодно, выпал снег).

Как зимуют растения?   (Деревья стоят без листьев, они засыпают до весны).  

Почему мы не встречаем насекомых?  (Они спят до весны в коре деревьев под листьями).

Почему мало птиц? (Некоторые птицы улетели на юг).

Назовите птиц, которые остались зимовать?  (Воробей, ворона, галка, голубь, дятел)

Как мы может помочь зимующим птицам?  (Подкармливать их семенами, крошками)

Ребята, скажите, как называется место, где растет много разных деревьев, кустарников?  (Лес).

А какие животные живут в лесу?  (Заяц, белка, волк, медведь и т. д.).

Как живут звери в лесу зимой?  (Одни спят, другие ищут добычу. Заяц и белка поменяли свои шубки на зимние).

Какие звери впадают в спячку?   (Медведь, барсук, ежик.).

Ребята, а вы были в зимнем лесу?  Ответы детей.

Основная часть:

Вы хотите попасть в зимний лес?

Тогда отправляемся в путь, у меня есть заклинание, которое поможет нам очутиться в зимнем лесу. Готовы?

(Воспитатель включает музыку П. И. Чайковского).

Нужно нам закрыть глаза,

Сделать два больших прыжка,

Руки вытянуть вперед,

А затем - наоборот.

Как снежинки покружиться.

Чтоб в лесу нам очутиться.

Вот так чудо из чудес.

Мы попали в зимний лес.

(Воспитатель открывает двери в   другую  комнату, где находятся предметно - игровая среда «Зимний лес»).

Какой здесь свежий воздух, а какая красота кругом! Деревья, покрытые снегом.

Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.    (В лесу нельзя шуметь, кричать).

А почему нельзя шуметь, как вы думаете?   (Потому что звери могут испугаться).

Правильно. Можно напугать лесных жителей. Если шуметь, то мы никогда их не встретим.

Давайте тихонько погуляем по лесу,  вдруг кого-нибудь встретим.

(Воспитатель обращает внимание на следы, выложенных на полу).

Ребята, если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит их кто - то оставил.    (Нет, это следы зверей).

Наверно это следы человека, который гулял по лесу.

Как вы догадались, что это следы зверей, а не человека?   (Ответы детей).

Вы хотите узнать, какие звери оставили здесь свои следы?

(Воспитатель обращает внимание детей на следы зайца).

Ребята, как вы думаете, какой зверь оставил этот след?   (Дети рассматривают следы, делают выводы что, это след зайца).

Как вы догадались?   (След запутать может  только заяц).

А зачем он путает следы?  (Чтобы волк не нашел его).

Давайте пройдем по следу зайца и посмотрим, куда он нас приведет.   (Дети проходят по следу,  доходят до сугроба и находят игрушку зайца).

Чем питается заяц зимой?   (Корой деревьев, кустарников).

С одним следом мы уже разобрались, но тут еще чьи - то следы.   

(Воспитатель обращает внимание  на след волка).

Рассмотрите след повнимательней,  какой он и кому принадлежит?  (Рассматривают след,   делают  вывод, что это следы волка).

А как вы догадались, что это след волка?   (Они большие, похожие на  лапу собаки).

Давайте пройдем по следу волка?   (Дети проходят по следу и  находят под елкой игрушку волка).

Ребята, как называется дом волка?   (Логово).

Чем зимой питается волк?   (Ответы детей).

Ребята, давайте пройдем на поляну и посмотрим следы еще остались на снегу?   (Дети рассматривают след и делают вывод, что это след лисы).

А как вы догадались, что этот след оставила лиса?  Ответы детей.

Давайте пройдем по следу лисы.    (Дети проходят и находят лису игрушку).

Скажи те, как называется дом, где живет лиса?  (Нора).

Чем питается лиса зимой?   (Мышами, зайцами.)

Правильно, лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами и кормится всю зиму.

А эти следы не похожи на звериные.   Чьи это следы?  (Птичьи.)  

Правильно ребята!  Большие следы вороньи, а эти  маленькие - воробьиные.   Трудно живется птицам зимой в лесу, поэтому они стараются в холодные и  лютые морозы прилететь к жилью человека, подкормиться.   Молодцы ребята все следы разгадали.

(Воспитатель обращает внимание,  на большой сугроб).

Ребята посмотрите, а что это за странный сугроб в лесу? Из сугроба идет пар. Вспомните, когда изо рта идет пар?   (Когда мы дышим).

Значит здесь кто-то, дышит.   Кто догадался, что это за сугроб?   (Это берлога медведя.)

Правильно, это берлога, но только бурой медведицы. Еще осенью медведица вырыла под стволом дерево углубление, прикрыла  его мягким мхом и мягкими еловыми веточками. А потом легла мордочкой к  выходу, и снежный буран замел и ее и берлогу.   Только узенькая щель осталась (показывает ее) через, которую в  берлогу поступает свежий воздух. Зима. Холод. Стужа. А в медвежьей берлоге тепло и уютно.   Ребята, скажите, какой сейчас месяц?  (Февраль.)

Вот видите на улице сейчас февраль, значит в этой берлоге у мамы  медведицы уже родились кто?  (Медвежата.)

Давайте потихоньку заглянем в щелочку берлоги, а потом друг другу, что там увидели.   

(В импровизированной берлоге дети видят маму  медведицу с двумя медвежатами (мягкие игрушки) затем они  обмениваются  впечатлениями.

(Воспитатель обобщает ответы детей).

Чаще всего у медведицы рождаются 2 или 4 медвежонка. Медвежата  рождаются с серо-желтой шерсткой, а  потом она становиться бурой (коричневой). Детеныши рождаются  беспомощными, размером с рукавичку. Медведица согревает их на груди,  своим горячим дыханием В настоящей берлоге темно, медведица  даже не видит своих медвежат. Она их чувствует с помощью чего?

(С помощью носа, по запаху).

Ребята возле берлоги надо находиться очень тихо. Если медведица проснется, то она может уйти из берлоги навсегда. Что может тогда случиться с  родившимися медвежатами?   (Дети высказывают свое мнение).

Правильно они могут погибнуть. Воспитатель предлагает детям пожелать бурой медведице и ее медвежатам спокойного сна и отойти от  берлоги.   Ребята, а вы не замерзли в зимнем лесу?

Предлагаю вам немного погреться.

Физкультминутка.

Мы хлопаем руками,

Мы топаем ногами.

Киваем головой.

Мы руки поднимаем

Мы руки опускаем

И бегаем, бегом.

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Итоговый сбор:

Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

Ребята, где мы с вами побывали?

Что вы видели в зимнем лесу?

Что вам понравилось больше всего?

А сейчас предлагаю вам вылепить из пластилина, то что вам больше всего понравилось и запомнилось. (Дети лепят по замыслу.)

Организация выставки «Зимний лес».

Публикации по теме:

План работы с детьми раннего возраста по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей» .

Работа с природным материаломРабота с природным материалом На занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья я часто использую природный материал для создания разнообразных поделок. В мягкой.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«В изумрудном лесу» — ознакомление с окружающим (старшая группа)
Опубликовано: 25 января 2012 в 15:26
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...